гр. дело № 2-4017/2010г. строка № 27 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «30» сентября 2010 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Жемчужниковой И.В. при секретаре Даценко И.А. с участием адвоката Павловой В.Н., истца Колчевой Н.И. представителя ответчика по доверенности Улановой О.Ю., представителя 3-го лица ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2» по доверенности Стребковой Т.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колчевой Нины Ивановны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии, о включении в стаж периодов работы в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, взыскании судебных расходов, у с т а н о в и л: 23.11.2009 г. Колчева Н.И. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 65 от 09.02.2010 г.) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 30 лет по тем основаниям, что включение периодов работы в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного не предусмотрено разделом «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.; включение в специальный стаж периодов специализации не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516; включение периода нахождения в отпуске по беременности и родам не предусмотрено п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет не предусмотрено п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. Считая действия ответчика незаконными, истец обратилась в суд с настоящим иском, уточнила исковые требования, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении: один год работы за один год и шесть месяцев периоды работы в 7-й Детской клинической больнице (в настоящее время ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2»): в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного с 04.09.1992г. по 03.10.1992г., с 04.04.1994г. по 25.09.1994г., с 05.11.1994г. по 08.11.1999г., с 04.12.1999г. по 31.12.2000г.; обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 07.02.1991г. по 02.04.1991г., с 03.04.1991г. по 20.05.1991г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21.05.1991г. по 03.09.1992г.; обязать ответчика включить в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.09.1994г. по 04.11.1994г., с 09.11.1999г. по 03.12.1999г., с 21.02.2005г. по 18.03.2005г.; признать за истцом право на указанную досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику с заявлением – с 23.11.2009г., обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением – с 23.11.2009г.; взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. Истец Колчева Н.И. иск поддержала, пояснила изложенное. Представитель ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Уланова О.Ю. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д.78-79). Представитель ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2» по доверенности Стребкова Т.Н. с иском согласилась, пояснила изложенное. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», № 173-ФЗ от 17.12.2001г., введенный в действие с 1.01.2002г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. Право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, урегулировано подп. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п. б п. 5. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложения, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., а в части, не урегулированной данными Правилами, - соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в Списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464, пунктом 2 которого предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет зачисляется лечебная и иная работа по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Согласно ч.ч. 3-4 ст. 12 Основ законодательства об охране здоровья граждан в государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями РФ. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. и в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным Постановлением Министров РСФСР. Согласно указанных Постановлений в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений учитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), а применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся в учреждениях здравоохранения. Таким образом, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях, или его структурного подразделения. После 12.11.2002г. при исчислении продолжительности стажа применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. и Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. На основании пояснений лиц, участвующих в деле, протокола № 65 от 09.02.2010г. (л.д. 14-19) судом установлено, что согласно Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно истцу, как лицу осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены в льготном исчислении следующие периоды работы в 7-й Детской клинической больнице (в настоящее время ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2») в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного с 04.09.1992г. по 03.10.1992г. (29 дней), с 04.04.1994г. по 25.09.1994г. (5 мес. 22 дня), с 05.11.1994г. по 08.11.1999г. (5 лет 4 дня), с 04.12.1999г. по 31.12.2000г. (1 год 27 дней) (л.д.15). На основании трудовой книжки (л.д. 11-12), личной карточки формы Т2 (л.д. 21-22), Положения об операционном блоке (л.д. 23-24), функциональных обязанностей медсестры операционной операционного блока (л.д. 25-28), штатных расписаний за период с 1992г. по 2002г., которые первоначально предусматривали отделение операционное отделение совместно с анестезиологией, отделение анестезиологии совместно с операционным отделением, отделение анестезиологии и операционное отделение, отделение анестезиологии и операционное, операционный блок (л.д. 39-60), справок ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2» (л.д. 63-66, 68-69, 97), устава (л.д. 87-96), приказа (л.д. 98-99) судом установлено, что с 3.08.1987г. истец работала в должности медсестры операционной в операционной (л.д. 98), в должности медсестры операционной в операционном отделении, в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии совместно с операционным отделением, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного отделения, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционное, медсестры операционной операционного блока, операционной медсестры операционного блока (л.д.64). Согласно справки ГУЗ ОДКБ № 2 от 09.06.2010г. № 327а с 16.12.1975г. в связи с вводом в эксплуатацию хирургического корпуса 7-ая Детская инфекционная клиническая больница г. Воронежа переименована в 7-ую Детскую клиническую больницу в соответствии с приказом Горздравотдела г. Воронежа № 58-К от 14.12.1975г.; с 11.05.2000г. переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница № 7» в соответствии с приказом № 66-П от 11.05.2000г. С 01.01.2003г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница №7» преобразовано в Государственное учреждение здравоохранения «Областная детская клиническая больница № 2» согласно приказа Главного управления здравоохранения № 544 от 25.12.2002г. на основании постановления № 1080 от 17.12.2002г. администрации Воронежской области (л.д. 63). В соответствии со справкой ГУЗ ОДКБ №2 от 30.09.2010г. № 653 в настоящее время в больнице действует устав, утвержденный в 2009г. (л.д. 87-96), ранние редакции устава не сохранились, однако основные положения устава до настоящего времени не изменились (л.д. 97). Согласно справки больницы № 328 от 9.06.2010г. (л.д. 68-69) должностные инструкции на медсестру операционную операционной, медсестры операционной операционного отделения, медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии совместно с операционным отделением, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного отделения, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционное, медсестры операционной операционного блока не сохранились, однако функциональные обязанности медсестры операционной в указанных отделениях, существующие в настоящее время, с 1987г. остались без изменений, в том же объеме, не зависимо от наименования отделения в соответствии со штатным расписанием. Согласно вышеуказанной справки Положение об операционной за 1987г., Положение об операционном отделении за 1988-1991 годы, Положение об операционном отделении совместно с анестезиологией за 1992г., Положение об отделении анестезиологии совместно с операционным отделением за 1993г., Положение об отделении анестезиологии и операционном отделении за 1994г., Положение об отделении анестезиологии и операционное за 1995-1999годы, Положение об операционном блоке за 2000-2003годы не сохранились. Функции операционного блока, существующие в настоящее время, с 1987г. остались без изменений, в том же объеме, независимо от наименования отделения в соответствии со штатным расписанием. Наименования отделений изменялись на основании штатных расписаний, утверждаемых ежегодно по состоянию на 01 января вышестоящими организациями. Приказы об изменении штатных расписаний по больнице не издавались. В связи с изменением наименования операционного блока в штатных расписаниях с 1987г. по 2003г. приказы о переводах на сотрудников данного отделения не издавались. На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что местом работы истца являлось операционное отделение, которое в штатных расписаниях за разные годы именовалось по-разному (л.д. 39-60). В соответствии с Положением об операционном блоке ГУЗ ОДКБ №2 за 2004г. операционный блок в ОДКБ № 2 является специализированным лечебно-профилактическим подразделением по профилю хирургия, обеспечивающим госпитализацию, лечебно-диагностическую (консультативную) помощь больным детям. Операционный блок распложен в хирургическом корпусе, состоит из 6 операционных (л.д. 23-24). Функциональные обязанности медсестры операционной операционного блока с 1987г. по настоящее время не изменялись. Изменения касались вопросов прав и ответственности, а также приказов и методических инструкций, регламентирующих этот вид деятельности. Работа медсестры операционной операционного блока предусматривает подготовку операционной и участников к проведению операции, следить за своевременной доставкой больного в операционную, правильной его укладкой на операционном столе и транспортировкой из операционной, оказание помощи участникам операции при ее проведении, обеспечивая участников необходимыми инструкциями, материалами, аппаратурой, следить в ходе операции за своевременным возвращением инструментов и перевязочного материала, следить за соблюдением правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной (л.д. 25-28), что дает право на получение молока в связи с работой во вредных условиях. Должностной оклад медсестры операционной в связи с работой во вредных или опасных условиях труда увеличивается на 15%, медсестры операционного отделения имеют право на дополнительный отпуск. За время работы с 1987г. по настоящее время включительно истец получала бесплатно молоко (л.д. 66). Таким образом, несмотря на несоответствие наименования вышеуказанных отделений Списку, которым предусмотрено операционное отделение, истец как операционная медсестра продолжала выполнять одни и те же функции до настоящего времени, характер выполняемой работы не изменился, то есть истец как медсестра операционная выполняла трудовые функции в соответствии с функциональными обязанностями медсестры операционной операционного отделения. В соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состояла в трудовых отношениях, или наименования (изменение наименования) его структурного подразделения. Согласно протокола судом также установлено, что истцу в специальный стаж не засчитан в льготном исчислении отпуск по беременности и родам с 07.02.1991г. по 02.04.1991г. (1 мес. 26 дней), с 03.04.1991г. по 20.05.1991г. (1 мес. 18 дней), что, по мнению суда, является незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, в также периоды ежегодных отпусков, включая дополнительные. Основанием для предоставления отпуска по беременности и родам служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, данный отпуск оплачивается как пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, в соответствии с п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, действовавшему на день выдачи листа нетрудоспособности истца, утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984г. Учитывая изложенное, суд считает, что период нахождения истца в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, что позволяет включить данный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. На основании протокола судом также установлено, что в стаж истца также не засчитан в льготном исчислении период отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет с 21.05.1991г. по 03.09.1992г. (1 год 3 мес. 13 дней). В соответствии с Постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22.05.1996г. «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей,…» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992г., то есть до вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено право женщины на частично оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста полутора лет и право на получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск вводится одновременно по всей стране с 01.12.1989г. В соответствии с п. 7 указанных Разъяснений время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска. Суд принимает также во внимание п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ № 29 от 22.05.1996г., письмо Минсоцзащиты РФ № 4485/1-34 от 27.11.1995 г, письмо Минтруда РФ № 5 от 22.05.1996г., в соответствии с которыми в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. Учитывая вышеизложенное, суд считает правильным включение периода отпуска истца по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, то есть до вступления в силу Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации». Кроме того, согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если отпуск имел место до 06.10.1992г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды нахождения истца на курсах прохождения специализации в календарном порядке с 26.09.1994г. по 04.11.1994г. (1 мес. 9 дней), с 09.11.1999г. по 03.12.1999г. (25 дней), с 21.02.2005г. по 18.03.2005г. (28 дней) по следующим основаниям. В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 и в целях совершенствования порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утверждено Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, согласно п. 1 которого при получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Согласно ст. 112 Кодекса законов о труде РФ, действующего до введения в действие Трудового кодекса РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. На основании копий личной карточки формы Т-2 (л.д. 21-22), приказов (л.д. 29-33), свидетельств о повышении квалификации (л.д. 34-38), сертификата (л.д. 61-62) судом установлено, что Колчева Н.И. в указанные периоды находилась на курсах повышения квалификации. В указанные периоды времени она успешно прошла обучение, а во время прохождения учебы ей начислялась заработная плата, и производились отчисления в ПФ РФ, что подтверждается справкой (л.д. 64-65). На основании пояснений лиц, участвующих в деле, протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан судом установлено, что истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно 23.11.2009г. (л.д. 80), с учетом включения спорных периодов и учитывая, что у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно, то есть 30 лет 5 месяцев 6 дней согласно стажевой справки (л.д. 81), истец обратилась к ответчику в установленном законом порядке и представила все необходимые для назначения пенсии документы, суд считает, что ответчик обязан назначить и выплачивать истцу указанную пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Воронеже - с 23.11.2009г. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В судебных заседаниях по настоящему делу в защиту интересов истца участвовала адвокат Павлова В.Н., услуги которой за составление искового заявления (в сумме 3500 руб.) и участие в судебных заседаниях (в сумме 3500 руб.) оплачены истцом согласно квитанции и договора (л.д.84-85), из которых в пользу истца подлежит взысканию 3 500 руб. за участие адвоката в судебных заседаниях как сумма в разумных пределах и с учетом фактической помощи адвоката в судебных заседаниях, и 500 руб. за составление искового заявления как признанные судом необходимые расходы. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, в пользу истца взыскивается госпошлина в размере 200 руб., оплаченная при подаче иска. Итого судебные расходы, подлежащие взысканию с ответчика, составят 3 500 руб. + 500 руб. + 200 руб. = 4200 руб. В части иска о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении пенсии суд находит необходимым отказать, поскольку на день обращения истца к ответчику за назначением пенсии истцом не были представлены все вышеизложенные доказательства. Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже включить в специальный стаж Колчевой Нины Ивановны, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев) следующие периоды работы в 7-й Детской клинической больнице (в настоящее время ГУЗ «Областная детская клиническая больница № 2»): в должности медсестры операционной операционного отделения совместно с анестезиологией, медсестры операционной отделения анестезиологии и операционного с 04.09.1992г. по 03.10.1992г., с 04.04.1994г. по 25.09.1994г., с 05.11.1994г. по 08.11.1999г., с 04.12.1999г. по 31.12.2000г.; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 07.02.1991г. по 02.04.1991г., с 03.04.1991г. по 20.05.1991г., период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 21.05.1991г. по 03.09.1992г.; в календарном исчислении: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.09.1994г. по 04.11.1994г., с 09.11.1999г. по 03.12.1999г., с 21.02.2005г. по 18.03.2005г. Признать за Колчевой Ниной Ивановной право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже - с 23.11.2009г. Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже назначить и производить выплату Колчевой Нине Ивановне трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже – с 23.11.2009г. Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже в пользу Колчевой Нины Ивановны судебные расходы в сумме 4200 руб. (четыре тысячи двести руб.). В иске Колчевой Нины Ивановны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.