гр. дело № 2-1593/2011г. строка № 53 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «04» мая 2011г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Жемчужниковой И.В. при секретаре Даценко И.А. с участием прокурора Науменковой Т.П., представителя истца по доверенности Шишкина П.А., представителя ответчика по доверенности Васильева А.Л. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведева Василия Ильича к ГУВД по Воронежской области о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, в размере 14169.42 руб. с последующей ежегодной индексацией с 01.03.2011г., о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. с учетом индексации в сумме 388534.24 руб., у с т а н о в и л: Медведев В.И. обратился в суд с настоящим иском, указал, что он является пенсионером МВД РФ, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 12.05.1995г. - инвалидом третьей группы, с 24.05.2002г. - инвалидом второй группы с 24.05.2002г. с 50% утраты трудоспособности в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В качестве возмещения вреда здоровью с 1998г. истцу выплачивались суммы, равные 50% оклада в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 18-П от 01.12.1997г. С 15.01.2001г. истцу ежемесячно выплачивались суммы возмещения вреда здоровью исходя из твёрдой суммы, установленной базовым законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 1244-1 от 15.05.1991г. (в редакции Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.01.2001г.) по настоящее время с учётом сумм, взысканных по решениям Центрального районного суда г. Воронежа 2004г. и 07.12.2009г. Считая, что в отношении истца, как и в отношении инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих была допущена дискриминация по профессиональному признаку, в частности, истец получает в качестве сумм возмещения вреда меньше, чем инвалиды-чернобыльцы не являющиеся военнослужащими, обратившиеся в суд, так как истец был лишён возможности на расчёт сумм возмещения вреда, исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, а также учитывая, что он имеет право на расчёт сумм возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности, считая также, что согласно Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» индексация сумм возмещения вреда здоровью должна производиться в соответствии с ростом минимального размера оплаты труда, а при расчёте сумм возмещения вреда при вынесении решений Центральным районным судом г. Воронежа в 2004г. и в 2009г. не применялись индексы 1,581 и 1,515, и в период с 01.07.2000г. по 31.12.2000г. ему должны были выплачивать ежемесячно: 1266,31 руб., исходя из денежного довольствия 2532,62 руб. х 50%) х 1.581 = 2002,04 руб.; с 01.01.2001г. по 31.12.2001г.: 2002,04 руб. х 1,515 = 3033,09 руб., истец обратился в суд с настоящим иском, просит возложить на ответчика обязанность назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, в размере 14 169.42 руб. с последующей ежегодной индексацией с 01.03.2011г., взыскать задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. с учетом индексации в сумме 388 534.24 руб. Истец Медведев В.И. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка. Представитель истца по доверенности Шишкин П.А. иск поддержал, пояснил изложенное. Представитель ГУВД по Воронежской области по доверенности Васильев А.Л. с иском не согласился, представил письменные возражения (л.д. 34-36). Выслушав представителей сторон, прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. На основании пояснений представителей сторон, удостоверений, решений суда, имеющихся в деле, судом установлено, что истец является пенсионером МВД РФ, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 12.05.1995г. - инвалидом третьей группы, с 24.05.2002г. - инвалидом второй группы с 24.05.2002г. с 50% утраты трудоспособности в связи с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 01.06.1995г. ему начислена пенсия по инвалидности и в соответствии с пунктом 22 приказа МВД РФ от 31.05.1993г. № 260 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции» ему по последнему месту службы выплачивалась денежная компенсация в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией с сентября 1995г. по май 2001г. включительно, о чем имеется справка Воронежского института МВД России от 16.05.2006г. № 987 (л.д.38). В соответствии с пунктом 24 вышеуказанного приказа при пересчете в соответствии с действующим законодательством сумм назначенных и выплачиваемых пенсий, размер денежной компенсации исчислен с учетом нового денежного содержания, принятого для расчета пересчитанной пенсии. С 01.06.2001г. по заявлению истца от 22.05.2001г. (л.д. 39) ему назначена пенсия за выслугу лет в размере 74% от денежного довольствия и установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, которая выплачивалась по соответствующей группе инвалидности (инвалидам третьей группы - 1000 рублей). Ссылки истца на то, что в отношении периода с 01.07.2000г. по 31.12.2001г. он был лишен возможности на расчет сумм возмещения вреда, исходя из денежного довольствия, а также на то, что при вынесении судом решений допущена судебная ошибка, суд не принимает во внимание по следующим основаниям. Согласно справке ВИ МВД России Медведеву В.И. в период с января 2000г. по май 2001г. (включительно) выплачивалось возмещение вреда здоровью в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности, которое увеличивалось по мере роста денежного довольствия сотрудников ОВД, в период с 01.06. 2001г. по 31.12.2001г. по его заявлению ему назначена пенсия за выслугу лет и прекращена выплата разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности, в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда. Размер пенсии по инвалидности на 01.06.2001г. составлял 1809.28 руб. и суммы в возмещение вреда здоровью - 1458,74 руб. Размер пенсии по выслуге лет с 01.06.2001г. с учетом денежной компенсации в возмещение вреда составлял 3762,19 руб., истцу выплачивалось возмещение вреда здоровью в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией по инвалидности. Кроме того, решения Центрального районного суда г. Воронежа от 30.12.2004г. и от 07.12.2009г. вступили в законную силу и являются обязательными для суда, рассматривающего настоящее дело, в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ. Согласно указанных решений суммы возмещения вреда истцу исчислены с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с 01.12.2004г. в размере 6110.14 руб. и с 01.02.2004г. – в размере 9484 руб. Таким образом, истец выбрал для себя способ определения размера возмещения вреда до вступления в законную силу Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федеральных законов от 26.04.2004г. № 31-ФЗ и от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) гражданам, получавшим до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 15 ч. 1 ст. 14 или п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; в случае если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 20.12.2010г. № 21-П признал часть первую ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997г. № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из права законодателя изменить способ определения размера возмещения вреда на основе принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не допуская при этом снижения объема возмещения вреда для тех инвалидов-чернобыльцев, которым оно было назначено ранее. Федеральным законом от 24.11.1995г. № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца 3 п. 2 ч. 1 ст. 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. В Федеральном законе от 12.02.2001г. № 5-ФЗ использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15.02.2001г. суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (ч. 1 ст. 2). Положения ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу в той мере, в какой в правоприменительной практике они воспринимаются как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997г. № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до принятия Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992г. № 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Федеральным законом от 24.11.1995г. № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца 3 п. 2 ч. 1 ст. 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. По указанным основаниям суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: В иске Медведева Василия Ильича к ГУВД по Воронежской области о возложении обязанности назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, в размере 14169.42 руб. с последующей ежегодной индексацией с 01.03.2011г., о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, за период с 01.07.2000г. по 28.02.2011г. с учетом индексации в сумме 388534.24 руб. отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме. Судья