гражданское дело по иску Метлина Владимира Михайловича к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения



гр. дело № 2-1575/2011г.

строка № 27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» апреля 2011г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.,

при секретаре Даценко И.А.

с участием адвоката Ермилова Е.В., истца Метлина В.М., представителя ответчика по доверенности Швецовой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Метлина Владимира Михайловича к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должности мастера производственного обучения, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения,

у с т а н о в и л:

08.06.2010г. Метлин В.М. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (протокол № 655 от 24.08.2010г.) в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет по тем основаниям, что в соответствии с уставными документами наряду с образовательными программами начального профессионального образования, учреждение реализует программу среднего профессионального образования, поэтому отнести учреждение «Профессиональный лицей № 5» к учреждениям начального профессионального образования не предоставляется возможным; кроме того, наименование учреждения «лицей» не предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) от 03.03.2001г. № 160; в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, от 06.09.1991г. № 463, среди учреждений профессионального образования наименование учреждения «лицей», в том числе «профессиональный», также не предусмотрен.

Считая действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим иском, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы в должности мастера производственного обучения в «Профессиональном лицее № 5» (реорганизован в Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей № 5) с 16.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.12.1999г., с 01.01.2000г. по 31.08.2000г., признать за ним право на указанную пенсию и обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением – с 08.06.2010г.

Истец Метлин В.М. иск поддержал, пояснил изложенное.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Швецова И.В. с иском не согласилась, представила письменные возражения (л.д. 93-94).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., введенный в действие с 1.01.2002г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано подп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., а в части, не урегулированной данными Правилами, - соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход).

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463, пунктом 2 которого предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования до 01.01.1992г., засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Это означает, что независимо от того, являлось ли то или иное учреждение подчиненным образовательному ведомству (Минобразования России, управления образования в субъектах РФ) или отдельным министерствам, ведомствам, предприятиям, имеющим в своем ведении учреждения образования, обязательным является условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, что подтверждается уставными задачами учреждения, наличием среди общего числа обучающихся воспитанников именно детей (до 18 лет).

С учетом Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П специальный стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением составляет 23 года 6 месяцев 1 день.

На основании пояснений сторон, копий протокола заседания комиссии, диплома, трудовой книжки, справок, личной карточки, приказов, лицевых счетов, архивной справки, уставов, должностных обязанностей мастера производственного обучения, лицензии, заключения, учебных планов, свидетельства о государственной регистрации, имеющихся в деле, судом установлено, что истец работал в должности мастера производственного обучения в «Профессиональном лицее № 5» (реорганизован в Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей № 5), и в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, истцу не включены периоды с 16.11.1998г. по 31.10.1999г. (11 мес. 15 дней), с 01.11.1999г. по 31.12.1999г. (2 мес.), с 01.01.2000г. по 31.08.2000г. (8 мес. 1 день).

В соответствии с архивной справки Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 45 от 20.01.2011г. согласно приказа Воронежского областного управления трудовых резервов № 75 от 25.04.1943г. было организовано ремесленное училище № 5 г.Воронежа; на основании приказа Воронежского областного управления трудовых резервов № 36 от 03.02.1960г. ремесленное училище № 5 г.Воронежа стало подчиняться Воронежскому областному управлению профтехобразования; в соответствии с приказом Воронежского областного управления профтехобразования № 139 от 11.06.1963г. ремесленное училище № 5 г. Воронежа преобразовалось в городское профессионально-техническое училище № 5 г. Воронежа; на основании приказа № 17 от 30.01.1974г. Воронежского областного управления профтехобразования городское профессионально-техническое училище № 5 г. Воронежа преобразовалось в техническое училище № 5 г. Воронежа; на основании приказа №179 от 18.09.1984г. Воронежского областного управления профтехобразования техническое училище № 5 г. Воронежа реорганизовано в среднее профессионально-техническое училище № 5 г. Воронежа; среднее профессионально-техническое училище № 5 реорганизовано в профессионально-техническое училище № 5 г. Воронежа на основании приказа управления народного образования № 265 от 21.03.1991г.; профессионально-техническое училище № 5 г. Воронежа реорганизовано в профессиональное училище № 5 г. Воронежа на основании приказа комитета по образованию администрации Воронежской области №1193 от 03.08.1992г.; высшее профессиональное училище № 5 г. Воронежа реорганизовано в профессиональный лицей № 5 г. Воронежа на основании приказа комитета по образованию администрации Воронежской области № 173 от 19.04.1996г.; профессиональный лицей № 5 реорганизован в государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж» на основании приказа Министерства образования Российской Федерации от 2504/169 от 26.06.2001г.; ГОУ среднего профессионального образования «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж» переименован в ФГОУ среднего профессионального образования «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж» на основании приказа Федерального агентства по образованию № 207 от 30.01.2007г. (л.д. 34-35).

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются также справкой ФГОУ СПО ВГПЭК № 54 от 29.09.2010г. (л.д. 38).

В указанные периоды истец работал на полную ставку и его деятельность была связана непосредственно с образовательным и воспитательным процессом. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием учебного заведения и за указанные периоды работы истца производились предусмотренные отчисления из заработной платы.

Деятельность лицея лицензирована, что подтверждается лицензиями (л.д. 110,125,139).

Согласно справки Главного управления образования Воронежской области ГОУ СПО ВГПЭК (ранее Профессионально-техническое училище № 5, Профессиональный лицей № 5, Высшее профессиональное училище № 5) на протяжении периода с 03.09.1992 г. по 07.01.2002 г. относилось к ГОУ начального профессионального образования и осуществляло свою деятельность на основании Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.1994г. № 650 и Приказов Комитета по образованию администрации Воронежской области (л.д. 137).

Согласно Перечня организаций, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии содержится следующие наименования: учреждение начального профессионального образования, в том числе училища всех видов и наименований, лицей; образовательные учреждения (среднее специальное учебное заведение), в том числе техникумы всех наименований, училища всех наименований, колледжи всех наименований, а также технический лицей.

На основании приказа комитета по образованию Воронежской области № 1193 от 03.08.1992г. (л.д. 136) ПТУ № 5 было с 03.08.1992г. реорганизовано в Высшее профессиональное училище № 5 (Профессиональный лицей № 5). В соответствии с условиями лицензии от 01.09.1995г. лицей имел право осуществлять образовательную деятельность в сфере начального профессионального образования, образовательную деятельность, в сфере высшего профессионального образования данное образовательное учреждение образовательную деятельность не осуществляло. 25.05.1996г. Высшее профессиональное училище № 5 реорганизовано в Профессиональный лицей № 5 (Приказ Комитета по образованию № 173 от 19.04.1996г.) (л.д.138). Лицензия от 16.11.2000г. (л.д.110), выданная комитетом по образованию администрации Воронежской области также предусматривала возможность осуществления образовательной деятельности в сфере начального профессионального образования.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 26.06.2001г. Профессиональный лицей № 5 реорганизован в Воронежский государственный промышленно-экономический колледж.

Согласно п. 2.1 устава профессионального лицея № 5, утвержденного 16.11.1998г., учреждение осуществляло образовательную деятельность в сфере начального и среднего профобразования. Уставом не была предусмотрена возможность деятельности в сфере высшего профессионального образования (л.д.114-16).

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что в спорные периоды работы истец работал в учреждении начального профессионального образования, поэтому данные периоды должны быть включены в
стаж, независимо от наименования учебного учреждения.

Кроме того, в соответствии с уставами лицея деятельность последнего регулировалась Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 г. № 1168, и действующим в спорные периоды работы истца, согласно п. 1 которого образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) в Российской Федерации является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Аналогичные нормы содержало Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001г. № 160, признанное утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 543, которое утвердило Типовое

положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), согласно п. 7 которого устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений: а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. В соответствии с действующим в настоящее время Типового положения наименование среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Наименование среднего специального учебного заведения изменяется в обязательном порядке при изменении его государственного статуса. Наименование среднего специального учебного заведения должно содержать указание на организационно-правовую форму, тип и вид среднего специального учебного заведения. Если в наименовании среднего специального учебного заведения употребляется специальное наименование (например, училище, школа), наряду с таким наименованием указывается вид среднего специального учебного заведения. В наименовании среднего специального учебного заведения при осуществлении им производственной деятельности может указываться характер такой деятельности (например, лесной колледж).

В соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях или наименования (изменение наименования) его структурного подразделения.

На основании пояснений сторон, протокола заседания комиссии, заявления (л.д. 97) судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии досрочно 08.06.2010г., с учетом включения указанных периодов у истца имеется стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно согласно стажевой справки – 25 лет 3 месяца 17 дней (л.д. 96), истец обратился в установленном законом порядке к ответчику и представил все необходимые для назначения пенсии документы, в связи с чем суд считает, что ответчик обязан назначить и выплатить истцу указанную пенсию с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Воронеже – с 08.06.2010г.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже включить Метлину Владимиру Михайловичу в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы в должности мастера производственного обучения в «Профессиональном лицее № 5» (реорганизован в Государственное образовательное учреждение Профессиональный лицей № 5) с 16.11.1998г. по 31.10.1999г., с 01.11.1999г. по 31.12.1999г., с 01.01.2000г. по 31.08.2000г.

Признать за Метлиным Владимиром Михайловичем право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже – с 08.06.2010г.

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже назначить и выплачивать Метлину Владимиру Михайловичу досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже – с 08.06.2010г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья