гражданское дело по заявлению Потаниной Екатерины Евгеньевны о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка



№ 2-1065/12

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2012 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

председательствующего судьи: Шумейко Е.С.,

при секретаре: Юровой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Потаниной Екатерины Евгеньевны о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес>, о возложении обязанности осуществить формирование земельного участка,

у с т а н о в и л :

Потанина Е.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации городского округа <адрес>, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес>, о возложении обязанности осуществить формирование земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником 1/8 доли <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о формировании земельного участка, занятого домом по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа город Воронеж направила Потаниной Е.Е. ответ , в котором разъяснялось, какие документы необходимо представить собственнику помещения в многоквартирном жилом доме для подготовки решения об утверждении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании заявитель Потанина Е.Е. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить.

Представитель Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Болобина С.В., заявленные требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменный отзыв на исковое заявление.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ч. 1 ст. 255 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, данным в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) в существующей застройке земельные участки на которых находятся сооружения входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Эти порядок и условия установлен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций» (далее также Федеральный закон от 29.12.2004 года №189-ФЗ).

В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).

В случае, если земельный участок на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в результате которых обеспечивается подготовка документов содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Росреестр в письме от 10.06.2010 № 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления: заявлением о формировании земельного участка, на котором расположенного квартирный дом.

Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.

Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П также установлено, что правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает; что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности который установлен Земельным кодексом Российской Федерации для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, притом, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Согласно п. 4 раздела I Приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 № 476 формирование земельного участка относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.

Таким образом, подав заявление в администрацию городского округа город Воронеж о формировании земельного участка, на котором расположен жилой <адрес>, заявитель Потанина Е.Е. - собственник 1/8 доли <адрес> этом доме действовала в соответствии с законом, в связи с чем, требования администрации к заявителю о предоставлении установленных земельным законодательством документов, предусмотренных для случаев приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами, является незаконным, поскольку в данном случае приобретение прав происходит в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Потаниной Екатерины Евгеньевны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес>.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по <адрес>.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200