О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в должности музыкального руководителя.



гр. дело № 2-714/2012г.

строка № 27

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«23» января 2012г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.,

при секретаре Даценко И.А.,

с участием истца Лебедевой С.Н., адвоката Пешковой А.Ю., представителя ответчика по доверенности Швецовой И.В., представителя МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» по доверенности Безмага Л.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Светланы Николаевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в детском саду, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения,

у с т а н о в и л:

10.03.2011г. истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее педагогическую деятельность.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 146/1100067 от 10.06.2011г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, истцу отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет по тем основаниям, что включение в специальный стаж периода работы с 02.01.1997г. по 31.08.2005г. в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в Детском саду № 2 для детей с недостатком зрения (в настоящее время МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2») не предусмотрено п. 5 Правил..., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, период работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы. Кроме того, согласно п. 3 указанных Правил работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела
«Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Должность «педагог
дополнительного образования» указана в п. 2, а учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца поименовано в подп. 1.8 пункта 1 раздела «Наименование учреждений».

Считая действия ответчика незаконными, истец обратилась в суд с настоящим иском, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, период работы в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в Детском саду № 2 для детей с недостатком зрения (в настоящее время МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2») с 02.01.1997г. по 31.08.2005г., признать за истцом право на указанную пенсию и обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением – с 10.03.2011г.

Истец Лебедева С.Н. иск поддержала, пояснила изложенное.

Представитель ГУ УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Швецова И.В. иск не признала, пояснила изложенное, представила письменные возражения (л.д. 59-60).

Представитель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» по доверенности Безмага Л.Л.считает исковые требования законными.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон от 17.12.2001г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенный в действие с 1.01.2002г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано п. 10 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. 173-ФЗ.

Порядок исчисления периодов работ (деятельности) и правила назначения указанной пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. 173-ФЗ утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002г., а в части не урегулированной данными Правилами, - соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., п.п. 4-5 которых определяют, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ (к данным взносам приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на временный доход).

С учетом Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г. специальный стаж истца на день обращения к ответчику с заявлением составляет 17 лет 8 месяцев 1 день.

На основании пояснений участвующих в деле лиц, решения комиссии, справок, штатных расписаний, тарификационных списков, трудовой книжки, должностных инструкций, приказов, постановлений, уставов, лицензии, свидетельств, методики, справочно-методического пособия для учителя, имеющихся в деле судом установлено, что в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, истцу не включен период работы в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в Детском саду № 2 для детей с недостатком зрения (в настоящее время МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2») с 02.01.1997г. по 31.08.2005г.

На основании приказа МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» от 01.02.1995г. Лебедева С.Н. принята на должность преподавателя ритмики на 0.75 ставки с 01.02.1995г. с сохранением 0.75 ставки музыкального работника (л.д. 122).

Согласно приказа исполнительного комитета Воронежского городского совета депутатов трудящихся от 30.12.1975г. № 90 Детский сад № 2 для детей с недостатками зрения с круглосуточным пребыванием открыт с 10.11.1975г. на 45 человек (3 группы) (л.д. 19). Численность детей в МДОУ за период с 1995г. по 2011г. составляет 50 детей (л.д. 17).

Штатными расписаниями с 1997г. по 2005г. предусмотрена должность музыкальный руководитель на 1.25 ставки с доплатой 20% и должность педагога дополнительного образования (ритмика) на 0.75 ставки с доплатой 20% (л.д. 18-26), что также подтверждается тарификационными списками с 1996г. по 2004г. (л.д. 27-35).

В соответствии с должностной инструкцией педагога дополнительного образования (ритмика) МДОУ за 2010г. педагог дополнительного образования (ритмика) исполняет должностные обязанности, в том числе: осуществляет дополнительное образование воспитанников, развивает их разнообразную творческую деятельность в соответствии со своей образовательной программой и планами занятий, организует для детей кружки, секции, студии; обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения; исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; проводит занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и дошкольной гигиены, а также современных информационных технологий; обеспечивает соблюдение прав и свобод воспитанников, участвует в разработке и реализации образовательных программ; выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; организует разные виды деятельности воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; организует самостоятельную деятельность воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой; оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности; оказывает особую поддержку одаренным и талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии; организует участие воспитанников в массовых мероприятиях; проводит занятия с детьми коррекционных групп по формированию креативных потребностей и способов их удовлетворения согласно расписанию в соответствии с программой обучения и воспитания, с учётом специфики нарушений и индивидуальных особенностей и т.д. (л.д. 43-46). Аналогичные должностные обязанности содержит должностная инструкция педагога дополнительного образования (ритмика) МДОУ за 2008г. (л.д. 50-52).

Приказом № 463 от 26.10.2001г. педагогу дополнительного образования МДОУ Лебедевой С.Н. установлена оплата труда по разряду ЕТС, соответствующему первой квалификационной категории (л.д. 65).

Приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 273-к от 10.06.2004г. распространено действие высшей квалификационной категории при определении разрядов оплаты труда музыкального руководителя Лебедевой С.Н. на должность педагога дополнительного образования (л.д. 64).

В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 15.12.2011г. № 1197 создано муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 2» путем изменения типа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №2» (л.д. 67).

Согласно устава муниципального коррекционного (компенсирующего учреждения дошкольного образования для детей с косоглазием и амблиопией детского сада № 2 за 1998г. приоритетными задачами являются: лечение у детей косоглазия и амблиопии; коррекция вторичных недостатков психического, умственного и физического развития; подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе и т.д. (л.д. 96-109).

В соответствии с уставом муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специального (коррекционного) детского сада № 2 за 2002г. целями деятельности детского сада №2 являются: восстановление зрения у детей с косоглазием, амблиопией и слабовидением; охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка и т.д. (л.д. 82-95).

Согласно устава МДОУ за 2009г. основными задачами учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей и т.д. (л.д. 68-81).

В соответствии с лицензией от 20.08.2009г. МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (л.д. 110-113).

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальный (коррекционный) детский сад № 2 зарегистрирован 20.05.1999г. согласно свидетельства о государственной регистрации (л.д. 114).

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2» имеет государственный статус дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида второй категории, что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации от 20.11.2009г. (л.д. 115), поставлен на налоговый учет (л.д. 116, 117).

В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 14.08.2009г. № 1072 Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальный (коррекционный) детский сад № 2 переименован в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 2» (л.д. 118).

Согласно справки МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2» от 16.01.2012г. Лебедева С.Н. работает в детском саду № 2 в должности музыкального руководителя с 1984г., совмещает должность педагога дополнительного образования (ритмика), которая является одним из видов коррекционной работы; проводит коррекционно-реабилитационную и воспитательную работу с детьми с косоглазием и амблиопией в соответствии с программой «Коррекционная программа для детей с нарушением зрения» в части проведения музыкально-ритмических и музыкальных занятий, в связи с чем коррекционно-развивающая деятельность истца в качестве педагога дополнительного образования (ритмика) в детском саду № 2 связана с ее деятельностью по воспитанию музыкальной культуры у детей в качестве музыкального руководителя и с решением интегральной задачи детского сада – проведения комплексного психолого-медико-педагогического воздействия на детей (л.д. 120-121).

Согласно методики музыкального воспитания в детском саду ритмика является соединением подвижных игр под аккомпанемент музыки и т.д. (л.д. 123-130).

В соответствии с методическим пособием развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения ритмика является составной частью физического воспитания аномальных детей и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой (л.д. 131-133).

Содержание и задачи программы детского сада коррекционная работа заключаются, в том числе, в обучении и воспитании детей в детском саду и в начальной школе и располагаются по видам детской деятельности, при этом важным условием их реализации является комплексный подход к организации коррекционно-воспитательной работы; ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста и т.д. (л.д. 134-137).

На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что в период работы в должности музыкального руководителя (которая предусмотрена Списком) истец не выполняла (суммарно по основному и другим местам работы) норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (0.75 ставки); должность «педагог дополнительного образования» указана в п. 2 Правил, а учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца, поименовано в подп. 1.8 пункта 1 раздела «Наименование учреждений».

В специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. При исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

Согласно п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. могут применяться правила и нормы Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Соответственно, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяются: до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463; до 12.11.2002г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067; после 12.11.2002г. - Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Специальный стаж истца на 10.03.2011г. с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 составляет 17 лет 8 месяцев 1 день, что является недостаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173 от 17.12.2001г. Кроме того, суд учитывает следующее.

Пенсионный фонд является правоприменительным органом и не вправе расширительно толковать нормативный акт, утвержденный Постановлением Правительства.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 16.04.2009г. № 567-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соловьевой Натальи Петровны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005г. № 392-О).

Согласно Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство РРФ Постановлением от 29.10.2002г. № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство РФ полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работу в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, каковым не является детский сад.

Учитывая изложенное, суд считает, что решение об отказе истцу в назначении с 10.03.2011г. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» является законным и обоснованным (л.д. 63), в связи с чем не подлежат удовлетворению исковые требования истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в детском саду, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.

Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 197 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Лебедевой Светланы Николаевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Воронеже о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения, о возложении обязанности включить в специальный стаж период работы в должности музыкального руководителя на 0.75 ставки и в должности педагога дополнительного образования на 0.75 ставки в детском саду, о возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья