№ 2-856/12 строка 25 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «24» января 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Клочковой Е.В., при секретаре Шерстниковой Н.И., с участием представителя ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Родиной М.Л., представителя Управы Коминтерновского района городского округа г.Воронеж по доверенности Вениаминовой О.В., в отсутствии истца,представителя 3-его лица Администрации городского округа г.Воронеж, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паниной Тамары Сергеевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка в г.Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Панина Т.С. обратилась в суд с иском, указав, что является инвалидом второй группы, в связи с чем, в установленном законом порядке подала документы в Управу Коминтерновского района г.Воронежа, где с 28.06.2011г. была утверждена в числе граждан, изъявивших желание на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ведение общей очереди осуществляется Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области. В сентябре 2011г. истец обратилась к ответчику с заявлением о выделении ей земельного участка в соответствии со ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. №25-ОЗ, однако, ей было отказано в связи с отсутствием сформированных земельных участков. Панина Т.С. считая, что своими действиями ответчик нарушает ее права на бесплатное предоставление земельного участка и уклоняется от исполнения своей обязанности, предусмотренной ст.30 ЗК РФ, просит обязать ответчика предоставить ей как инвалиду второй группы на основании ст.13 Закона Воронежской области от 13.05.2008г. №25-ОЗ земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Истец Панина Т.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем представила заявление. Представитель ответчика ДИЗО по Воронежской области по доверенности Родина М.Л. с иском не согласилась, просила суд отказать в его удовлетворении. Поддержала имеющийся в материалах дела письменный отзыв. Представитель третьего лица Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж по доверенности Вениаминова О.В., в судебном заседании считала, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Представитель 3-его лица Администрации городского округа г.Воронеж в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представил заявление, с иском не согласны, согласно представленного отзыва. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, копии справки (л.д.5), распоряжения от 19.07.2011г. №231 «О постановке на учет Паниной Т.С., на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства» ( л.д.6), судом установлено, что Панина Т.С. является инвалидом второй группы и поставлена на учет лиц, имеющих право на бесплатное получение земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, с даты регистрации заявления, то есть с 28.06.2011г., в порядке очередности после граждан, состоящих на учете в Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж до принятия Постановления Главы администрации городского округа город Воронеж №1536 от 13.11.2008 года «Об утверждении правил учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж». Согласно ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду …Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов. На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Закон Воронежской области №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» от 13.05.2008г. предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных статьей 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства. Статья 13 вышеуказанного Закона, предусматривает, что право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют граждане Российской Федерации …, включая и инвалидов. При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Указанный порядок закреплен также п. 7 ст. 13 Закона Воронежской области №25-ОЗ. Постановка на учет на бесплатное предоставление земельного участка на территории г. Воронежа осуществляется управами районов г. Воронежа в соответствии с «Правилами учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории г.о.г. Воронеж», утвержденными постановлением главы г.о.г. Воронеж от 13.11.2008 г. Таким образом, Панина Т.С., как инвалид, имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства только в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет. При этом следует учитывать, что Панина Т.С. является очередником управы Коминтерновского района администрации городского округа г. Воронеж с 28.06.2011 г. Вне очереди земельный участок представляется, согласно действующему законодательству гражданам, имеющим трех и более детей, семьям, имеющим детей-инвалидов, а также гражданам, лишившимся жилого помещения, включенные в список пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, объявленных в установленном законом порядке ( п. 7 ст. 13 Закона). Истец к данным категориям не относится, кроме того истцом не представлено суду доказательств того, что ее очередь подошла и ей должен быть выделен в собственность земельный участок в настоящее время. Истец в представленном исковом заявлении ссылается на то, что ответчиком до настоящего времени не совершено никаких действий по формированию земельного участка с целью предоставления истцу в порядке ст.13 Закона Воронежской области №25-ОЗ и отказ от предоставления земельного участка по основаниям отсутствия свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам является необоснованным, поскольку такого основания отказа не предусмотрено законодательством, однако данные доводы истца являются необоснованными и бездоказательными. Истец в своем заявлении, поданном в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, просит предоставить ей участок под индивидуальное жилищное строительство, В соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса РФ, предоставлению земельного участка для строительства предшествует процедура его формирования. Полномочия по формированию земельного участка принадлежат органам местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Росреестр в письме от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ). Таким образом, ответчик не может предоставить земельный участок без предварительного формирования земельного участка, утверждения схемы расположения границ земельного участка, межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет как объекта недвижимости. Формирование земельного участка Земельным кодексом РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления, в частности Администрации городского округа город Воронеж, и осуществляется по заявлению граждан, и в настоящее время эти действия регулируются Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010 г. №1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства». В целях получения заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства заявитель направляет в управление заявление по установленной форме…, а доказательств обращения с заявлением о формировании земельного участка, на момент обращения в суд, Паниной Т.С. не представлено. В компетенцию же ответчика не входит формирование земельных участков для последующего предоставления их гражданам. В связи с тем, что Панина Т.С. не обращалась за формированием земельного участка, в установленном законом порядке в Администрацию городского округа город Воронеж, истцом не представлено доказательств того, что ее очередь на предоставление земельного участка подошла. В своем письме от 14.09.2011 г. ДИЗО разъяснил истцу порядок формирования и предоставления земельных участков, установленный Земельным кодексом РФ, ей было сообщено об отсутствии в распоряжении департамента свободных сформированных земельных участков для ИЖС. Исходя из содержания ответа Департамента, в решении вопроса истцу не было отказано, а лишь указывалось на необходимость соблюдения действующего законодательства при приобретении земли в собственность. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Паниной Тамаре Сергеевне к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка в г.Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.В. Клочкова Решение суда изготовлено 06.02.2012г. № 2-856/12 строка 25 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации (резолютивная часть) «24» января 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Клочковой Е.В., при секретаре Шерстниковой Н.И., с участием представителя ответчика ДИЗО Воронежской области по доверенности Родиной М.Л., представителя Управы Коминтерновского района городского округа г.Воронеж по доверенности Вениаминовой О.В., в отсутствии истца,представителя 3-его лица Администрации городского округа г.Воронеж, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паниной Тамары Сергеевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка в г.Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске Паниной Тамаре Сергеевне к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка в г.Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Е.В. Клочкова