Дело № 2-4570/11 Строка 18 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 октября 2011 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Фофонова А.С., с участием прокурора Хром И.А. при секретаре Тарарыкиной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района город Воронежа в интересах Краснова Михаила Серафимовича, Красновой Татьяны Михайловны, Краснова Сергея Михайловича, Ивановой Оксаны Михайловны к Администрации городского округа город Воронеж о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, установил: Прокурор Советского района г. Воронежа обратился в суд с иском в интересах Краснова Михаила Серафимовича, Красновой Татьяны Михайловны, Краснова Сергея Михайловича, Ивановой Оксаны Михайловны к администрации городского округа город Воронеж о признании незаконными бездействий по непроведению мероприятий по переселению граждан из жилого помещения, о возложении обязанности предоставить жилое помещение вне очереди по договору социального найма. В обоснование иска указал следующее, прокуратурой Советского района г. Воронежа по обращению жителей домов, расположенных по адресам: <адрес>, 20 проведена проверка соответствия условий проживания в указанных домах требованиям санитарного, жилищного законодательства, а также законодательства в сфере пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Воронежской области, Государственной жилищной инспекции Воронежской области, управления Роспотребнадзора по Воронежской области. Постановлением главы городского округа город Воронеж от 12.11.2008 № 1523 «О признании непригодными для проживания жилых помещений в общежитии по адресу: <адрес>» признаны непригодными для проживания, управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж (в настоящее время управление жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж) поручено провести переселение граждан из указанного общежития до 01.01.2011. Семья Красновых, состоящая из четырех человек: Краснова Михаила Серафимовича, Красновой Татьяны Михайловны, Краснова Сергея Михайловича, Ивановой Оксаны Михайловны, занимает жилое помещение, состоящее из комнаты, кухни, коридора, санузла, общей площадью 81,90 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, Теплоэнергетиков, <адрес>, которое признано непригодным для проживания вышеуказанным постановлением. По сообщению управления жилищным фондом департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж, расселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания не произведено ввиду отсутствия финансирования, в связи, с чем администрация города обратилась к субъекту РФ - Воронежская область о включении мероприятий по переселению жителей общежития в областную программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2011-2015 годы». Однако до настоящего в указанной программе отсутствуют мероприятия по расселению домов 19, 20 по <адрес>. В связи с чем, ответчиком до настоящего времени конкретные действия во исполнение постановления администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2010 № 1010, которым срок переселения граждан изменен с 01.01.2011 на 01.01.2012, не принимаются, денежные средства на проведение указанных мероприятий не выделены, в иную жилищную программу по переселению из аварийного жилья указанные дома не включены. Таким образом, семья Красновых проживает длительное время в жилом помещении, признанным непригодным для проживания, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья. В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района г. Воронежа Хром И.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить. Краснов С.М, Краснов М.С., Краснова Т.М., Иванова О.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации городского округа город Воронеж, действующий на основании доверенности Долниковская Н.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что администрацией предпринимаются определенные действия, направленные на переселение из указанного дома, так городской округ город Воронеж готов принять участие в реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья на территории Воронежской области в рамках областной целевой программы «реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на 2011-2015 года» в 2012 году, а также управлением жилищно-коммунального хозяйства в августе 2011 года была подана бюджетная заявка на ассигнования для финансирования указанной целевой программы. То есть проблема в переселении заключается только в отсутствии финансирования. Представитель ГУ МЧС России по Воронежской области, действующая на основании доверенности, Комисарова Е.Н. полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, Государственная жилищная инспекция Воронежской области извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему. На основании выписки из домовой книги, копии договора найма жилого помещения, копии экспертного заключения № 556, постановлений, акта технического обследования, судом установлено, что семья Красновых, состоящая из четырех человек: Краснова Михаила Серафимовича, Красновой Татьяны Михайловны, Краснова Сергея Михайловича, Ивановой Оксаны Михайловны, занимает жилое помещение, состоящее из комнаты, кухни, коридора, санузла, общей площадью 81,90 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, Теплоэнергетиков, <адрес>. Прокуратурой Советского района г. Воронежа по обращению жителей домов, расположенных по адресам: г. Воронеж, ул. Теплоэнергетиков, 19, 20 проведена проверка соответствия условий проживания в указанных домах требованиям санитарного, жилищного законодательства, а также законодательства в сфере пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Воронежской области, Государственной жилищной инспекции Воронежской области, управления Роспотребнадзора по Воронежской области. Согласно выписки из реестра муниципального имущества № 13983 от 31 августа 2011 года судом установлено, что <адрес> находится в муниципальной собственности. Актом технического обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что здание <адрес> построено в 1988 году, запроектировано как временное на период строительства ВАСТ, в качестве двухэтажного жилого дома коридорной системы с 16 квартирами. Обследуемое здание не соответствует требованиям пожарной безопасности, в связи с этим необходимо произвести выселение жильцов. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии со ст.ст. 57,87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Воронежской области» от 08.11.2005 жилой <адрес> не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям. Межведомственной комиссией управы Советского района г. Воронежа от 21.06.2005 и от 05.07.2006, а также заключением государственной жилищной инспекцией г. Воронежа от 15.12.2005 жилое помещение в <адрес> согласно требованиям технических, пожарных, санитарно-технических норм признано непригодным для проживания. Постановлением главы городского округа город Воронеж от 12.11.2008 № 1523 «О признании непригодными для проживания жилых помещений в общежитии по адресу: <адрес>» признаныем ких норм признанынности. непригодными для проживания, управлению жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа город Воронеж (в настоящее время управление жилищного фонда департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж) поручено провести переселение граждан из указанного общежития до 01.01.2011. Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2010 № 1010 «О внесении изменений в постановления главы городского округа город Воронеж от 12.11.2008 №№ 1521, 1522, 1523, 1524» срок переселения граждан изменен с 01.01.2011 на 01.01.2012 года. Специалистами управления Роспотребнадзора по Воронежской области установлено, что во внутренней отделке общежития использованы асбестоцементные материалы, применение которых без покрытия 2-3х кратным слоем масляной краски или облицовки плиткой (фактически асбоцементные конструкции оштукатурены или оклеены обоями), противоречит требованиям п. 1.4 ГН 2.1.2/2.2.1.1009-00 «Перечень асбестоцементных материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве». Архитектурно-планировочные решение квартир дома допускает примыкание электрощитовых к жилым комнатам в нарушение п. 3.5 СанПиН № 42-121-4719-88 «Санитарные правила устройства и содержания общежитии для рабочих и студентов, учащихся специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ» (далее СанПиН № 42-121-4719-88). В нарушение п.п. 5.4, 7.10, 6.5 СанПиН № 42-121-4719-88 вентиляция помещений (в том числе санузлов) организована через форточки в оконных рамах кухонь и окна в жилых комнатах, вентиляционных вытяжных каналов в доме нет; полы в общих коридорах и помещениях квартир частично прогнили и провалились, частично вспучены, линолеумное покрытие коридоров изношено в заплатах и трещинах, часть помещений дома не имеет общего искусственного освещения ввиду наличия сырости и частых протечек кровли. В нарушение ч. 2 ст.23 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в жилых помещениях и вспомогательных помещениях, расположенных на вторых этажах зданий, потолки имеют следы неоднократных протечек кровли, в помещениях первых этажей зданий в нижней трети стен имеются следы сырости и плесени. В подвальном помещении общежития сырость от утечек из инженерных трубопроводов, крышки ревизий трубопроводов канализации отсутствуют, дефекты трубопроводов частично устранены с помощью многочисленных хомутов из подручных средств, имеется «парение» из подвального помещения дома. Работа системы отопления здания не обеспечивает оптимальный тепловой режим в помещениях ряда жилых квартир: на момент проведения комиссионного обследования ДД.ММ.ГГГГ при температуре наружного воздуха + 24 °С в квартирах №№ и 9 <адрес> работало центральное отопление, в связи с тем, что запорная арматура в подвале дома неисправна. В связи с изложенным, по заключению управления Роспотребнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ условия проживания в жилых домах №№,20 по <адрес> в <адрес> не соответствуют требованиям ст. 23 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В ходе проверки жилого дома специалистами ГУ МЧС России по Воронежской области также выявлены нарушения требований ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а именно п.п. 3,40, 44, 53, 60, 89, 91 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее-ППБ 01-03) и п. 1.11* таблицы 1 СНиП 2.08.01- п. 5.1 НПБ 104-03, п. 27 НПБ 160-97: здание имеет V степень огнестойкости, в стеновых панелях используется сгораемый полимерный утеплитель (пенопласт) высотою более 5 метров, допущено изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, установлена деревянная перегородка и металлическая дверь в коридоре на 2-ом этаже, которая перекрывает выход на наружную пожарную лестницу, помещения дома не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не размещены первичные средства пожаротушения; допущено загромождение путей эвакуации в общих коридорах мебелью и различными материалами на 1 и 2 этажах, в подвальном помещении дома электросветильники не оборудованы колпаками, не обозначены знаками пожарной безопасности места размещения средств пожарной безопасности; пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами, не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, на дверях подвала дома не вывешена информация о месте хранения ключей; допущено устройство кладовой в поэтажном коридоре на 2-ом этаже дома, не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы. В связи с изложенным в настоящее время жилое строение по <адрес> эксплуатируется в пожароопасном состоянии, что может привести к массовой гибели людей, как проживающих в данном доме, так и лиц, находящихся вблизи вышеуказанного жилого строения. Согласно Приложению N 5 к комплексной программе «Развитие инфраструктуры отдельных территорий городского округа город Воронеж на 2010 - 2014 годы», утвержденной решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 148-111, в перечень программных мероприятий по Советскому району включено «переселение из аварийного жилья (малосемейные общежития типа «Берлин») по <адрес>,19,20,21» с объемом финансирования в 2010 году в размере 45,1 млн. руб. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд находит несостоятельными доводы представителя администрации городского округа город Воронеж о том, что до настоящего времени финансирование на реализацию данной программы отсутствуют, кроме того, срок для переселения граждан, установленный постановлением администрации городского округа город Воронеж не истек, а, следовательно, права граждан не нарушены. Таким образом, отсутствие денежных средств не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по переселению граждан из помещений, признанных непригодными для проживания. Доводы о включении города в областную целевую программу «реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса на 2011-2015 года» также не свидетельствуют об исполнении обязательств по переселению в полном объеме, поскольку в настоящее время сохраняется угроза жизни и здоровью проживающих в указанном доме граждан. Таким образом, отсутствие денежных средств не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности по переселению граждан из помещений, признанных непригодными для проживания. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Советского района г. Воронежа в интересах Краснова Михаила Серафимовича, Красновой Татьяны Михайловны, Краснова Сергея Михайловича, Ивановой Оксаны Михайловны подлежит удовлетворению. Согласно ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Из пояснений представителя ГУ МЧС России по Воронежской области и заключений, имеющихся в материалах дела, судом установлено, что в настоящее время жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>, эксплуатируется в пожароопасном состоянии, жилые строения признаны не пригодными для жилья, нарушения требований пожарной безопасности носят неустранимый характер. Вышеуказанные нарушения могут привести к массовой гибели людей, проживающих в указанном выше доме. В связи с тем, что замедление в исполнении решения может привести к угрозе жизни или здоровью жителей дома, значительному ущербу, соответственно настоящее решение надлежит обратить к немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 212 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж по непроведению мероприятий по переселению граждан из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного непригодным для проживания. Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Краснову Михаилу Серафимовичу, Красновой Татьяне Михайловне, Краснову Сергею Михайловичу, Ивановой Оксане Михайловне, вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах городского округа город Воронеж, равнозначное по общей площади, занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес>, обще площадью 81,90 кв.м. с выселением из занимаемого жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Решение суда обратить к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: А.С. Фофонов