2-520/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 2012 года суд Центрального района города Воронежа, в составе: председательствующего судьи: Фофонова А.С., при секретаре: Пальчиковой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петруня Ольги Алексеевны к Военному Комиссариату Воронежской области о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца за своего несовершеннолетнего сына в порядке, установленном п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц…» с 01.02.1993 года по 30.06.1997 года, взыскании недополученной суммы пенсии с 01.02.1993 года по 30.06.1997 года в размере 53907,89 руб., у с т а н о в и л: Петруня О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Воронежской области, указав, что является вдовой прапорщика ФИО8 направленного в Афганистан органами государственной власти СССР, принимавшего участие в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи в Республике Афганистан, и погибшего при выполнении боевого задания 14.01.1987 года. С 01.02.1987 года по 30.06.1997 года истице выплачивалась пенсия на сына ФИО5 по линии Министерства Обороны РФ по случаю потери кормильца. Поскольку пенсия была назначена без каких-либо надбавок и повышений, Петруня О.А. просит суд взыскать с Военного комиссариата Воронежской области задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 53907,89 рублей. Истец Петруня О.А. о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в качестве ее представителя просила допустить к участию в деле Самородову Г.А. Представитель истца по заявлению Самородова Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ВК ВО по доверенности Раевский Э.А. против удовлетворения заявленных требований возражал, однако, не оспаривал, что с 1993 года по 1997 год истица получала пенсию по случаю потери кормильца на своего несовершеннолетнего сына. Суд, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. Судом установлено, что истец Петруня О.А. является вдовой прапорщика ФИО8 направленного в Афганистан органами государственной власти СССР, принимавшего участие в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи в Республике Афганистан, и погибшего при выполнении боевого задания 14.01.1987 года (л.д. 6) Согласно представленным в материалы дела справкам, копии удостоверения, с 01.02.1987 года по 30.06.1997 года истице выплачивалась пенсия на сына Петруня Е.В. по линии Министерства Обороны РФ по случаю потери кормильца (л.д. 5, 7,8). Согласно распоряжению Президента РФ от 09.04.1993 года № 223-рп льготы, установленные для военнослужащих, находившихся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории Республики Афганистан, на военнослужащих, а также лиц начальствующего состава органов внутренних дел, направлявшихся в служебные командировки в республику Афганистан для выполнения боевых и специальных заданий в период с декабря 1979 года по 15.02.1989 года независимо от срока их пребывания в этой стране. Согласно инструкции от 26.07.1995 года «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»», инструкции «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах» от 11.10.2000 года, права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются ветеранам боевых действий на территориях других государств из числа лиц, указанных в п.п.1-4 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», - на основании Свидетельства о праве на льготы (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 года № 59-27). В соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. На основании изложено, суд приходит к выводу, что погибший ФИО8 имел право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Получение пенсии по случаю потери кормильца предусмотрено ст. 5 вышеназванного Закона. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах» от 27.11.2002 года № 158-ФЗ, право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Таким образом, поскольку погибший ФИО8 относится к категории ветеранов боевых действий в соответствии с Законом РФ «О ветеранах», а также учитывая, что истица Петруня О.А. являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца на своего несовершеннолетнего сына ФИО5, на нее распространяется Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. Согласно п. «г» ст. 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,... и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильцу назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,... и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 г. № 224 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2011 года социальных пенсий» увеличены размеры социальной пенсии с учетом коэффициента индексации, равного 1,1027, в связи с чем, с 01.04.2011 г. размер социальной пенсии устанавливается в размере 3178,54 руб. в месяц. Нормативно-правовые акты, дающие права и предоставляющие льготы подлежат буквальному толкованию в соответствии с положениями ст.ст. 17 и 18 Конституции РФ. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с п. 9 ст.2 Федерального Закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 3 для военнослужащих указанным Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: - реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; - охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Как указано в п.5 ст. 3 данного закона никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании изложенного, с учетом выше приведенных норм, следует придти к выводу, что ответчиком нарушено право истца на получение ежемесячной денежной выплаты по случаю потери кормильца в повышенном размере, это право подлежит восстановлению, а, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению. Определяя сумму, подлежащую взысканию суд принимает во внимание расчет, представленный истцом, который судом проверен, стороной ответчика не оспорен. Таким образом, поскольку судом установлено, что Петруня О.А. имела право на получение пенсии в повышенном размере, а ч. 2 ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей», предусмотрено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца недоплаченную сумму пенсии. Ее расчет должен быт произведен следующим образом: Повышение пенсии истице не производилось в период с 01.02.1993 г. (с момента вступления в действие Закона РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел … и их семей») по 30.06.1997 г. (момент окончания выплаты пенсии по случаю потери кормильца на несовершеннолетнего ФИО5), что составляет 53 месяца. За указанный период с ответчика подлежит взысканию с учетом индексации: 3178,54 руб.х32%= 1017,13 руб.х53 месяца=53907,89 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать за Петруня Ольгой Алексеевной право на увеличение пенсии по случаю потери кормильца согласно п. «г» ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,... и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 с 01.02.1993 г. по 30.06.1997 г. Взыскать с Военного комиссариата Воронежской области в пользу Петруня Ольги Алексеевны недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за сына ФИО5 за период с 01.02.1993 г. по 30.06.1997 г. в размере 53907 (пятьдесят три тысячи девятьсот семь) руб. 89 коп. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме. Судья: А.С. Фофонов