№ 2-1320/12 КОПИЯ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 февраля 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Панина С.А., при секретаре Ряскиной О.С., с участием: прокурора Скрынникова А.Л., истца Теребова В.А., представителя истца Теребова В.А. по ордеру адвоката Бобровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теребова Виталия Александровича к Военному комиссариату Воронежской области о назначении и выплате с 01 января 2012 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 33 726,97 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 15 февраля 2001 года по 31 декабря 2011 года с учетом индексации в размере 1 990 670,27 рублей взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей, установил: Истец Теребов В.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Воронежской области, указав, что является ликвидатором последствий аварии на ЧАЭС, с 1996 года признан инвалидом 2-й группы; с октября 1998 года является инвалидом 2-й группы; по решению Центрального районного суда г. Воронежа от 24.01.2008 года с 01.01.2007 года получает возмещение вреда в размере 12085,69 руб.; 29 апреля 2003 года ему была выплачена недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с аварией на ЧАЭС за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года в размере 146 108,36 руб. из расчета 4495,64 руб., т.е. денежного довольствия, действовавшего на день выплаты, с учетом степени утраты трудоспособности расчета (70 %) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 года № 455; с 15 февраля 2001 года ответчиком ему назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда согласно ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 в размере 2500 рублей, тем самым был уменьшен размер возмещения вреда; Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П признано неконституционным лишение военнослужащих пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лег и ставших инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, права на возмещение вреда, причиненного их здоровью, и определена гражданско-правовая обязанность государства по возмещению вреда, причиненного их здоровью, в связи с ликвидацией последствий аварии с 01.06.1998 года; как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П часть первая статьи 2 Федерального закона от 15 февраля 2001 года №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлению инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-11, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени профессиональной трудоспособности); при назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью не были учтены коэффициенты роста минимального размера оплаты труда (с 01.01.2001 года - 1,515), коэффициенты величины прожиточного минимума для пенсионеров по Воронежской области (2002 г. - 1,187; 2003 г. - 1,620; 2004 г. - 1.271) и коэффициенты уровня инфляции (2005 г.- 1,11; 2006 г.- 1,09; 2007 г. - 1,08; 2008 г. - 1,105; 2009 г. - 1,13; 2010 г. - 1,1; 2011 г. - 1,065) согласно Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 с изменениями от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ, 12.02.2001 года № 5-ФЗ и 26.04.2004 года № 31-ФЗ; на основании ст. ст. 42, 46 Конституции РФ, Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона РФ от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П; п. 5.4, п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005 г., ст. 12, 15 ГК РФ, истец полагал необходимым производить расчет возмещения вреда с 02.06.1998 года исходя из денежного довольствия с 01.02.2001 года в размере 6810,90 руб. с применением коэффициентов роста МРОТ (до 01.01.2005 года), а с 01.01.2005 года - с применением индексов инфляции (л.д. 4-9). В судебном заседании истец Теребов В.А. просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель истца Теребова В.А. по ордеру адвокат Боброва Н.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Ответчик Военный комиссариат Воронежской области о месте и времени разбирательства дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, причины неявки не известны. В заключении по делу прокурор Скрынников А.Л. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Выслушав объяснения истца и его представителя, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования Теребова В.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, истец Теребов В.А. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ; в настоящее время является инвалидом 2-й группы вследствие катастрофы на ЧАЭС; в 1996 году ему установлена 3-я группа инвалидности. Согласно справке МСЭ № 0140413 от 18.06.2003 года истцу установлена утрата трудоспособности в размере 70% с 24.04.2003 года пожизненно (л.д. 15). Согласно копии дубликата удостоверению А № 012283 от 01.12.2008 года истец имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 15). Из ответа ответчика от 30.11.2011 года на запрос информации истцом следует, что Военный комиссариат Воронежской области 29.09.2003 года произвел Теребова В.А. доплату компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью за период со 2 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года в размере 146108,36 рублей; в настоящее время, ежемесячная компенсация в возмещение вреда выплачивается в размере установленным решением Центрального районного суда от 24 января 2008 года с 1 октября 2007 года - 12085,69 рублей (расчет доплат компенсации за период с марта 2001 года по 30 сентября 2007 года указан в установочной части решения суда) (л.д. 17). С 2001 года истец является получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24.01.2008 года на ответчика Военный комиссариат Воронежской области возложена обязанность с 01.10.2007 года ежемесячно выплачивать Теребову В.А. ежемесячную денежную компенсацию в возмещения вреда здоровью в размере 12085,69 руб.; с ответчика в пользу истца взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью за период с 01.03.2001 года по 31.09.2009 года в размере 498832,18 руб. (л.д. 18-21). В обоснование заявленных требований о необходимости перерасчета сумм, подлежащих выплате в возмещение вреда здоровью, Теребов В.А. ссылался на конституционно-правовой смысл, изложенный в постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 № 21-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина", где было указано признать часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В соответствии с ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда РФ относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации (часть пятая введена Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 года № 7-ФКЗ). Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 11 ноября 2008 года № 556-О-Р, юридическое последствие решения Конституционного Суда РФ, которым выявляется конституционно-правовой смысл нормы - прекращение ее действия (а значит, и применения) в неконституционном истолковании и, следовательно, утрата ею силы на будущее время в любом ином, расходящемся с выявленным конституционно-правовым смыслом, допускавшемся ранее понимании. Это означает, что такая норма - по общему правилу, вытекающему из частей первой и третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" - с момента вступления решения Конституционного Суда РФ в силу не должна толковаться каким-либо иным образом и применяться в каком-либо ином смысле. Таким образом, федеральный законодатель определил, как общее правило, перспективное действие правовой позиции Конституционного Суда РФ, придав ретроактивное действие толкованию только для целей признания нормативного акта неконституционным и, соответственно, пересмотра дела, в котором применен закон или иной правовой акт признанный неконституционным (часть 3 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Из Постановления Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 г. № 21-П следует, что поводом к рассмотрению дела о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" явилась жалоба гражданина Рузайкина И.В. В пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий, подлежат пересмотру только правоприменительные решения по делу гражданина Рузайкина Ивана Васильевича. Из материалов дела усматривается, что подобное заявление Теребова В.А. Конституционным Судом РФ не рассматривалось. Согласно объяснениям самого истца и его представителя в судебном заседании с заявлением в Военный комиссариат Воронежской области о пересмотре ежемесячной денежной компенсации и установлении её в том размере, в каком ему были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью, с момента провозглашения Конституционным Судом РФ Постановления от 20 декабря 2010 г. № 21-П Теребова В.А. не обращался. Данных о том, что ответчик отказа во внесудебном порядке в перерасчете размера возмещения вреда у суда не имеется. Вступившими в законную силу решением Центрального районного суда г. Воронежа от 24.01.2008 г., истцу установлены размеры ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истцу в 2001 году - 3787,50 руб., в 2002 году - 4491,98 руб., в 2003 году - 7277 руб., в 2004 году - 9249,07 руб., в 2005 году - 10266,47 руб., в 2006 году - 11190,45 руб., в 2007 году - 12085,69 руб. С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Теребова В.А. Руководствуясь ст. ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Теребова Виталия Александровича к Военному комиссариату Воронежской области о назначении и выплате с 01 января 2012 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 33 726,97 рублей с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 15 февраля 2001 года по 31 декабря 2011 года с учетом индексации в размере 1 990 670,27 рублей взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме. Судья С.А. Панин Копия верна Судья: Секретарь: