Строка 24 Именем Российской Федерации «10» февраля 2012 г. Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Щербининой Г.С. при секретаре Грицаенко О.В., с участием представителя ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шмелевой Е.В., представителя третьего лица Администрации городского округа город Воронеж, действующей на основании доверенности Болобиной С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой Раисы Максимовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах, установленных для максимальных размеров земельного участка, у с т а н о в и л: Зверева Р.М. обратилась в суд с настоящим иском, указала, что с 28.06.2011г. она состоит на учете граждан на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж в Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж как член семьи погибшего (умершего) инвалида войны. Считая, что ответчик нарушает ее права, так как при обращении к ответчику за предоставлением земельного участка ей было отказано с указанием на то, что на территории городского округа город Воронеж не сформированы участки, тем самым ответчик препятствует реализации ее прав на бесплатное предоставление земельного участка, истец просит обязать ответчика предоставить в ее собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах, установленных для максимальных размеров земельного участка. Истец Зверева Р.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеются уведомление и заявление. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, действующая на основании доверенности Шмелева Е.В., с иском не согласилась, представила письменные возражения, пояснила, что земельные участки предоставляются в порядке очередности после выполнения работ по их формированию. Представитель третьего лица администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Болобина С.В., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям. На основании справки, распоряжения, сообщения, имеющихся в деле судом установлено, что истец состоит на учете граждан на бесплатное получение земельных участков в собственность на территории городского округа город Воронеж в Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж как член семьи погибшего (умершего) инвалида войны с 28.06.2011г. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов. На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской обл., который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской обл., утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009г. № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Закон Воронежской области № 25-ОЗ от 13.05.2008г. «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных ст. 13 указанного Закона. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства. Статья 13 вышеуказанного Закона также предусматривает, что право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом имеют инвалиды, граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Таким образом, истец имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства только в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, то есть выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Выдел участка под индивидуальное жилищное строительство является обязанностью исполнительного органа государственной власти - ДИЗО Воронежской области. Формирование земельного участка предшествует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учета лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится органом местного самоуправления по заявлению граждан в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010г. № 1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги» «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства». В целях получения заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства заявитель направляет заявление по установленной форме. В соответствии с Административным регламентом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду и постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.03.2011г. № 283 (п.2.8.) государственная услуга предоставляется на основании поступивших в Департамент письменных заявлений о предоставлении земельных участков. К заявлениям о предоставлении земельных участков для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнями согласно пункту 2.9 административного регламента (перечни документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, перечень документов, представляемых в Департамент на стадии обеспечения выбора земельного участка для рассмотрения возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства, перечень документов, представляемых в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства). На обращение в Департамент истцу разъяснялся порядок формирования и предоставления земельных участков, установленный Земельным кодексом РФ, и было сообщено об отсутствии в распоряжении департамента свободных сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что в случае формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, а также поступления в департамент необходимого пакета документов в отношении истца будет принято соответствующее решение. Таким образом, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Зверевой Раисы Максимовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах, установленных для максимальных размеров земельного участка оставить без удовлетворения. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме. Судья Щербинина Г.С.