№ 2-1279/12 Р Е Ш Е Н И Е 14 марта 2012 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе: председательствующего судьи: Шумейко Е.С., при секретаре: Юровой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богдановой Татьяны Николаевны о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № 5 по улице Кольцовской города Воронежа, о возложении обязанности осуществить формирование земельного участка, у с т а н о в и л : Богданова Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № 5 по улице Кольцовской города Воронежа, о возложении обязанности осуществить формирование земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что она является собственником 1/3 доли <адрес>. 16.12.2011 года она обратилась в Администрацию городского округа город Воронеж с заявлением о формировании земельного участка, занятого домом №5 по улице Кольцовской города Воронежа. 26.12.2011 года Администрация городского округа город Воронеж направила Богдановой Т.Н. ответ №47518/2, в котором разъяснялось, какие документы необходимо представить собственнику помещения в многоквартирном жилом доме для подготовки решения об утверждении схемы расположения земельного участка. В судебном заседании заявитель Богданова Т.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит суд их удовлетворить. Представитель заявителя, допущенный к участию в рассмотрении дела по устному ходатайству Ратушный А.А., поддержал заявленные требования, просит суд их удовлетворить. Представитель Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Подкопаев А.Е., заявленные требования не признал, просит суд отказать в их удовлетворении. Представил суду письменный отзыв на исковое заявление. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ). К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ч. 1 ст. 255 ГПК РФ). Согласно разъяснениям, данным в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом. В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) в существующей застройке земельные участки на которых находятся сооружения входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Эти порядок и условия установлен статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций» (далее также Федеральный закон от 29.12.2004 года №189-ФЗ). В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1). Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2). В случае, если земельный участок на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5). Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в результате которых обеспечивается подготовка документов содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Росреестр в письме от 10.06.2010 № 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ). Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федераций» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления: заявлением о формировании земельного участка, на котором расположенного квартирный дом. Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П также установлено, что правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу именно жилищного законодательства. Это означает; что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности который установлен Земельным кодексом Российской Федерации для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, притом, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Согласно п. 4 раздела I Приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 № 476 формирование земельного участка относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж. Таким образом, подав заявление в администрацию городского округа город Воронеж о формировании земельного участка, на котором расположен жилой <адрес>, заявитель Богданова Т.Н. - собственник 1/3 доли <адрес> этом доме действовала в соответствии с законом, в связи с чем, требования администрации к заявителю о предоставлении установленных земельным законодательством документов, предусмотренных для случаев приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами, является незаконным, поскольку в данном случае приобретение прав происходит в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Доводы представителя администрации о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в течение которых уполномоченные органы осуществляют формирование земельного участи не основаны на нормах действующего законодательства. Законом в ч. 2 ст. 36 ЗК РФ, со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 23 Закона № 122-ФЗ, ст. 16 Закона № 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер. У собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Формирования земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложено на органы государственной власти или органы местного самоуправления и они не вправе произвольно отказаться от выполнения указанной обязанности, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Это означает, что обращение любого собственника помещения в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. Сформировать земельный участок означает подготовить все необходимые документы для проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, ссылка представителя администрации на п. 7 ст. 36 ЗК РФ, как на основание только утверждения схемы расположения земельного участка в месячный срок судом оценивается как необоснованная. Доводы о совершении действий в рамках истребования необходимых документов для формирования не указывает на исполнение обязанности по формированию. На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности бездействия администрации городского округа город Воронеж, выразившегося в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № по <адрес> по заявлению Богдановой Т.Н. от 16.12.2011 года. Указанное бездействие нарушает права заявителя в части прав по переходу в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). По указанным основаниям суд удовлетворяет заявленные требования и возлагает на администрацию городского округа город Воронеж обязанность осуществить формирование земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № 5 по улице Кольцовской города Воронежа. Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Богдановой Татьяны Николаевны удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № 5 по улице Кольцовской города Воронежа. Обязать администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом № 5 по улице Кольцовской города Воронежа. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение. Председательствующий:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ