О возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка - отказано.



дело № 2-1524/12

строка № 25

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Фофонова А.С.

при секретаре Пальчиковой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тулиновой Александры Борисовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка,

у с т а н о в и л:

Истец Тулинова А.Б. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованием о возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, указав, что она поставлена 24.08.2011 г. постановлением Управы Коминтерновского района г. Воронежа на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность на территории городского округа г. Воронеж, как ветеран труда. Считает, что ответчик нарушает ее права, так как при обращении в ДИЗО ВО с заявлением от 29.12.2011 г. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ей было сообщено, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам в распоряжении департамента не имеется. Полагает, что данный ответ ответчика нарушает ее права и противоречит действующему законодательству. В связи с чем, истец просит обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка.

Истец Тулинова А.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В заявлении указала, что заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных от­ношений Воронежской области по доверенности Иванова О.В. суду пояснила, что считает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как земельные участки предоставляются в порядке очередности, после выполнения работ по их формированию, при этом обращение в уполномоченный орган, граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, носит заявительный характер. Указала, что при обращении истца с заявлением о предоставлении земельного участка ему не было отказано в данном предоставлении, а лишь разъяснен порядок приобретения земельного участка и дана оценка наличия либо отсутствия оснований для его приобретения. Пояснила, что изначально земельный участок должен быть сформирован администрацией городского округа г. Воронеж, в компетенцию которой входит утверждение схемы расположения границ участка, далее должны быть проведены мероприятия по межеванию земельного участка, а потом, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости, и так как не проведена процедура межевания испрашиваемого участка и участок не поставлен на кадастровый учет, сформированный земельный участок в настоящее время в распоряжении департамента отсутствует, считает, отсутствует предмет, в отношении которого истец заявляет свои требования.

Третьим лицом Администрацией городского округа г. Воронеж в судебное заседание представитель не направлен, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представлен отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Учитывая задачи судопроизводства, основания отмены судебных постановлений, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Таким образом, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам, в отсутствие неявившихся участников, надлежаще извещенных о разбирательстве дела.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании удостоверения, судом установлено, что Тулинова А.Б. является ветераном труда (л.д. 5) и поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности после граждан, состоящих на учете в управе Коминтерновского района г. Воронежа с даты регистрации заявления – 24.08.2011 г., что подтверждается распоряжением Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронежа от 03.10.2011 г. (л.д. 6) и сторонами не оспаривается.

Согласно ст. 11 3емельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, ус­тановление с учетом требований законодательства Российской Федерации пра­вил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселе­ний, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны зе­мель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и рас­поряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собствен­ности.

Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных на­стоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на прива­тизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если феде­ральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юри­дических лиц.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государст­венной или муниципальной собственности, осуществляется на основании ре­шения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ. Предоставление земельных участков для строитель­ства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согла­сованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании положе­ния о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.

Постановка на учет осуществляется в соответствии с «Правилами учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа г. Воронеж», утвержденными постановлением главы городского округа г. Воронеж № 1536 от 13.11.2008 г.

Закон Воронежской области № 25-0З «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» от 13.05.2008 года предусматри­вает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собст­венности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных ст. 13 настоящего Зако­на Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоя­щего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из сле­дующих видов землепользования в соответствии с действующим законодатель­ством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с указанным Законом Воронежской области имеют граждане Российской Федерации, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, вете­ранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной вой­ны и ветеранов боевых действий,... инвалиды.

При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражда­нам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, истец имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительст­ва в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом истец не представил суду доказательства того, что его очередь подошла.

Формирование земельного участка производится орга­ном местного самоуправления по заявлению граждан, и в настоящее время эти действия регулируются Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010 №1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного уча­стка для строительства». В целях получения заключения о возможности фор­мирования и последующего предоставления земельного участка для строи­тельства заявитель направляет в управление заявление по форме.

Как на основания нарушения своих прав, истец ссылается на ответ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 29.12.2011 г., в ко­тором сообщается о порядке приобретения земельного участка, разъясняется, что предоставлению земельного участка предшествует процедура его формирования, данные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления. Однако указанный ответ не нарушает прав истца, не содержит отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, а разъясняет порядок предоставления зе­мельных участков, предусмотренный законом, при этом истцу разъяснено, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство в распоряжении департамента не имеется, и после формирования администрацией городского округа г. Воронеж земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также поступления проектной документации в департамент будет осуществляться предоставление земельных участков гражданам в установленном законом порядке в порядке очередности. Изначально земельный участок должен быть сформирован администрацией городского округа г. Воронеж, в компетенцию которой входит утверждение схемы расположения границ участка, далее должны быть проведены мероприятия по межеванию земельного участка, а потом, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости.

В соответствии со ст. 7 Закона Воронежской области № 25-ОЗ от 13.05.2008 г. «О регулировании земельных отно­шений на территории Воронежской области» к полномочиям уполномоченного органа в сфере земельных отношений (в данном случае ДИЗО ВО) в соответствии с действующим законодательством относится, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области № 365 от 08.05.2009 г. (п. 3.1.4 Положения) Департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками в городском округе г. Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельный участок является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а в соответствии со ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» участок должен был быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости.

Кроме того, п. 6 раздела 2 приказа главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 г. № 476 «Об утверждении Положения о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Воронеже» предусмотрено, что после утверждения границ земельного участка на местности необходимо производить государственный кадастровый учет земельного участка.

Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрены этапы формирования земельного участка предшествующие его предоставлению, как объекта гражданских правоотношений.

Поскольку истец с заявлением о выделении конкретного земельного участка с закрепленными границами и поставленного на кадастровый учет к ДИЗО ВО не обращался, что стороной истца не оспаривается, то отсутствует предмет, в отношении которого заявляются истцом права, поэтому ответ от 29.12.2011 г. в адрес истца свидетельствует не об отказе истцу в предоставлении земельного участка, а лишь разъясняет порядок предоставления.

При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области не являются обоснованными и, следовательно, не подлежат удовлетворению.

В действиях ответчика отсутствуют признаки незаконных действий, поскольку истец не является первоочередным очередником, поэтому ее права нарушены не были.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Тулиновой Александры Борисовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.С. Фофонов

Решение изготовлено: 20.03.2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

15 марта 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Фофонова А.С.

при секретаре Пальчиковой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тулиновой Александры Борисовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка,

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Тулиновой Александры Борисовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обя­занности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: А.С. Фофонов