дело № 2-1243/12 строка № 25 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 марта 2012 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Фофонова А.С. при секретаре Пальчиковой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мостовой Тамары Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, у с т а н о в и л: Истец Мостовая Т.Н. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованием о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка, указав, что она поставлена 23.06.2011 г. постановлением Управы Железнодорожного района г. Воронежа на учет на бесплатное получение земельного участка в собственность на территории городского округа г. Воронеж, как вдова участника Великой Отечественной войны. Считает, что ответчик нарушает ее права, так как при обращении в ДИЗО ВО с заявлением от 28.09.2011 г. о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство ей было сообщено, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам в распоряжении департамента не имеется. Полагает, что данный ответ ответчика в предоставлении земельного участка нарушает ее права и противоречит действующему законодательству. В связи с чем, истец просит обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в г. Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка. Истец Мостовая Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В заявлении указала, что заявленные требования поддерживает. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Родина М.Л. суду пояснила, что считает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как земельные участки предоставляются в порядке очередности, после выполнения работ по их формированию, при этом обращение в уполномоченный орган, граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства носит заявительный характер. Указала, что при обращении истца с заявлением о предоставлении земельного участка ему не было отказано в данном предоставлении, а лишь разъяснен порядок приобретения земельного участка и дана оценка наличия либо отсутствия оснований для его приобретения. Пояснила, что изначально земельный участок должен быть сформирован администрацией городского округа г. Воронеж, в компетенцию которой входит утверждение схемы расположения границ участка, далее должны быть проведены мероприятия по межеванию земельного участка, а потом, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости, и так как не проведена процедура межевания испрашиваемого участка и участок не поставлен на кадастровый учет, сформированный земельный участок в настоящее время в распоряжении департамента отсутствует, считает, отсутствует предмет, в отношении которого истец заявляет свои требования. Третьим лицом Администрацией городского округа г. Воронеж в судебное заседание представитель не направлен, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представлен отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым просят в удовлетворении исковых требований отказать. Учитывая задачи судопроизводства, основания отмены судебных постановлений, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч.3 ст.167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное разбирательство не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст.7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу. Таким образом, суд считает данное гражданское дело подлежащим рассмотрению в данном судебном заседании по имеющимся в деле письменным доказательствам в отсутствие неявившихся участников, надлежаще извещенных о разбирательстве дела. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании удостоверения, судом установлено, что Мостовая Т.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны (л.д. 9) и поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности после граждан, состоящих на учете в управе Железнодорожного района г. Воронежа с даты регистрации заявления – 23.06.2011 г., что подтверждается распоряжением Управы Железнодорожного района ГО г. Воронежа от 22.07.2011 г. (л.д. 6) и сторонами не оспаривается. Согласно ст. 11 3емельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов. На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 г. № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции. Постановка на учет осуществляется в соответствии с «Правилами учета граждан, обратившихся для постановки на очередь на бесплатное получение земельных участков в собственность, на территории городского округа г. Воронеж», утвержденными постановлением главы городского округа г. Воронеж № 1536 от 13.11.2008 г. Закон Воронежской области № 25-0З «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» от 13.05.2008 года предусматривает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных ст. 13 настоящего Закона Воронежской области. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом Воронежской области осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоящего Закона Воронежской области и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из следующих видов землепользования в соответствии с действующим законодательством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства. Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с указанным Законом Воронежской области имеют граждане Российской Федерации, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий,... инвалиды. При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области, земельные участки предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Таким образом, истец имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом истец не представил суду доказательства того, что его очередь подошла. Формирование земельного участка производится органом местного самоуправления по заявлению граждан, и в настоящее время эти действия регулируются Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010 №1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства». В целях получения заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства заявитель направляет в управление заявление по форме. Как на основания нарушения своих прав, истец ссылается на ответ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.09.2011 г. в котором сообщается о порядке приобретения земельного участка, разъясняется, что предоставлению земельного участка предшествует процедура его формирования, данные полномочия отнесены к компетенции органа местного самоуправления. Однако указанный ответ не нарушает прав истца, не содержит отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, а разъясняет порядок предоставления земельных участков, предусмотренный законом, при этом истцу разъяснено, что в настоящее время свободных сформированных земельных участков для предоставления гражданам под индивидуальное жилищное строительство в распоряжении департамента не имеется, и после формирования администрацией городского округа г. Воронеж земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, а также поступления проектной документации в департамент будет осуществляться предоставление земельных участков гражданам в установленном законом порядке в порядке очередности. Изначально земельный участок должен быть сформирован администрацией городского округа г. Воронеж, в компетенцию которой входит утверждение схемы расположения границ участка, далее должны быть проведены мероприятия по межеванию земельного участка, а потом, в соответствии со ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», участок должен быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости. В соответствии со ст. 7 Закона Воронежской области № 25-ОЗ от 13.05.2008 г. «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям уполномоченного органа в сфере земельных отношений (в данном случае ДИЗО ВО) в соответствии с действующим законодательством относится, в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Воронежской области, а также земельными участками, находящимися в городском округе город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена. Как следует из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области № 365 от 08.05.2009 г. (п. 3.1.4 Положения) Департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками в городском округе г. Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельный участок является частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а в соответствии со ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» участок должен был быть поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости. Кроме того, п. 6 раздела 2 приказа главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 г. № 476 «Об утверждении Положения о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г. Воронеже» предусмотрено, что после утверждения границ земельного участка на местности необходимо производить государственный кадастровый учет земельного участка. Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрены этапы формирования земельного участка предшествующие его предоставлению, как объекта гражданских правоотношений. Поскольку истец с заявлением о выделении конкретного земельного участка с закрепленными границами и поставленного на кадастровый учет к ДИЗО ВО не обращался, что стороной истца не оспаривается, то отсутствует предмет, в отношении которого заявляются истцом права, поэтому ответ от 28.09.2011 г. в адрес истца свидетельствует не об отказе истцу в предоставлении земельного участка, а лишь разъясняет порядок предоставления. При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области не являются обоснованными и, следовательно, не подлежат удовлетворению. В действиях ответчика отсутствуют признаки незаконных действий, поскольку истец не является первоочередным очередником, поэтому ее права нарушены не были. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Мостовой Тамары Николаевны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Воронеже в пределах установленных максимальных размеров земельного участка – отказать. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: А.С. Фофонов Решение изготовлено: 14.03.2012 г.