О возложении обязанности предоставить в собственность в натуре для индивидуального жилищного строительства земельный участок в трехмесячный срок.



гр. дело № 2-1657/2012г. строка № 38 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» апреля 2012г. Центральный районный суд г. Воронежа

в составе:

председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.

при секретаре Даценко И.А.

с участием представителя Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Алексеевой Ю.В. представителя администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтиной И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неровного Андрея Сергеевича к Правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности предоставить в собственность в натуре для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 800 кв. м в трехмесячный срок,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указал, что он состо­ит на учете граждан на бесплатное получение земельных участков в собствен­ность на территории городского округа город Воронеж в Управе Советского района городского округа город Воронеж как ветеран боевых действий.

Считая, что ответчик нарушает его права, так как при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка ему было отказано с указанием на то, что на территории го­родского округа город Воронеж не сформированы участки, тем самым от­ветчики препятствуют реализации прав на бесплатное предоставление зе­мельного участка, истец просит обязать ответчиков предоставить в собственность в натуре для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 800 кв.м в трехмесячный срок.

Истец Неровный А.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, о чем имеется уведомление.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Алексеева Ю.В. представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Бахтиной И.В. с иском не согласились, представили письменные возражения.

Представители Правительства Воронежской области, Воронежской областной Думы, Воронежской городской Думы в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, о чем имеются уведомления, представлены письменные пояснения по иску.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

На основании удостоверения, распоряжения, сообщения, судом установлено, что истец состоит на учете граждан на бесплатное получение земельных участков в собствен­ность на территории городского округа город Воронеж в Управе Советского района городского округа город Воронеж как ветеран боевых действий с 31.07.2007г.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправле­ния в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, ус­тановление с учетом требований законодательства Российской Федерации пра­вил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселе­ний, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны зе­мель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и рас­поряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собствен­ности.

Статья 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются граж­данам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юриди­ческих лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных на­стоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на прива­тизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если феде­ральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юри­дических лиц.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государст­венной или муниципальной собственности, осуществляется на основании ре­шения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих зе­мельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков для строитель­ства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности осуществляется с проведением работ по их формированию: без предва­рительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согла­сованием мест размещения объектов.

На территории Воронежской области исполнительным органом государ­ственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской обл., который действует на основании Положе­ния о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской обл., утвержденного Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009г. № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Во­ронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на тер­ритории Воронежской области в пределах своей компетенции.

Закон Воронежской области № 25-ОЗ от 13.05.2008г. «О регулировании земельных отно­шений на территории Воронежской области» предусматри­вает случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собст­венности, предоставляются бесплатно в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Воронежской области и относящихся к одной из категорий, определенных ст. 13 указанного Зако­на. Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом осуществляется однократно, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, в пределах норм, установленных статьями 8, 9 и 10 настоя­щего Закона и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и по желанию граждан по одному из сле­дующих видов землепользования в соответствии с действующим законодатель­ством: индивидуальное жилищное строительство; ведение садоводства; ведение огородничества; ведение личного подсобного хозяйства.

Статья 13 вышеуказанного Закона также предусматривает, что право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом имеют инвалиды, граждане, на которых распространяются меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», относящиеся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и ветеранов труда, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

При осуществлении исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, учета граждан, претендующих на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом, земельные участки предоставляются гражда­нам, указанным в части 1 настоящей статьи, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Таким образом, истец имеет право на бесплатное предоставление в соб­ственность земельного участка для индивидуального жилищного строительст­ва только в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Статья 30 ЗК РФ предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, то есть выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Выдел участка под индивидуальное жилищное строительство является обязанностью исполнительного органа государственной власти - ДИЗО Воронежской области. Формирование земельного участка предше­ствует предоставлению земельного участка, при наступлении очередности согласно учета лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, и производится орга­ном местного самоуправления по заявлению граждан в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010г. № 1116 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги» «Выдача заключения о возможности формирования и последующего предоставления земельного уча­стка для строительства». В целях получения заключения о возможности фор­мирования и последующего предоставления земельного участка для строи­тельства заявитель направляет заявление по установленной форме.

В соответствии с Административным регламентом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, аренду и постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, находящихся в городском округе город Воронеж, право государственной собственности на которые не разграничено, для строительства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", утвержденным приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 10.03.2011г. № 283 (п.2.8.) государственная услуга предоставляется на основании поступивших в Департамент письменных заявлений о предоставлении земельных участков. К заявлениям о предоставлении земельных участков для строительства прилагаются документы в соответствии с перечнями согласно пункту 2.9 административного регламента (перечни документов, представляемых заявителями при обращении для предоставления земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, перечень документов, представляемых в Департамент на стадии обеспечения выбора земельного участка для рассмотрения возможности формирования и последующего предоставления земельного участка для строительства, перечень документов, представляемых в Департамент для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства).

На обращение в Департамент истцу разъяснялся порядок формирования и предоставления земельных участков, установленный Земельным кодексом РФ, и было сообщено об отсутствии в распоряжении департамента свободных сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что в случае формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет, а также поступления в департамент необходимого пакета документов в отношении истца будет принято соответствующее решение.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд учитывает также, что истцом в иске не указаны правовые основания и не определены исковые требования к каждому из соответчиков в соответствии с их полномочиями в части прав и обязанностей по выделению и предоставлению ими земельных участков гражданам.

Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Неровного Андрея Сергеевича к Правительству Воронежской области, Воронежской областной Думе, администрации городского округа город Воронеж, Воронежской городской Думе о возложении обязанности предоставить в собственность в натуре для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 800 кв.м в трехмесячный срок.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда изготовлено в окончательной форме 06.04.2012г.