Дело № 2-4393/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2010 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Свечкова А.И.,
при секретаре Грицаенко О.В.,
с участием:
заявителя Иванова Ю.М.,
представителя заявителей Ратушной Т.В. и Иванова Ю.М. на основании их заявлений Ратушного А.А.,
представителя заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж по доверенности Зражевского А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ратушной Татьяны Васильевны о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование указанного земельного участка,
по заявлению Иванова Юрия Михайловича о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование указанного земельного участка,
установил:
Ратушная Т.В. - собственник квартиры <адрес> в многоквартирном жилом доме <адрес> г. Воронежа обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ её представителем Ратушным А.А. в администрацию городского округа город Воронеж было подано заявление о формировании земельного участка, на котором расположен дом <адрес> г. Воронежа; по почте ею был получен ответ администрации от 28.07.2010, которым ей фактически было отказано в формировании земельного участка; кроме того, в ответе содержалось требование о предоставлении документов, на основании которых будет исполнена государственная функция, закрепленная законом, без ссылок на конкретные нормы закона (л.д. 27).
Иванов Ю.М. - собственник квартиры <адрес> в многоквартирном жилом доме <адрес> Воронежа обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что им ДД.ММ.ГГГГ в администрацию городского округа город Воронеж было подано заявление о формировании земельного участка, на котором расположен дом <адрес> г. Воронежа; по почте ему был прислан ответ администрации от 02.08.2010, которым ему фактически было отказано в формировании земельного участка; кроме того, в ответе содержалось требование о предоставлении документов, на основании которых будет исполнена государственная функция, закрепленная законом, без ссылок на конкретные нормы закона (л. д. 4).
Заявитель Ратушная Т.В. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в заседание суда не явилась по неизвестным причинам.
Согласно ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В судебном заседании заявитель Иванов Ю.М., представитель заявителей на основании их заявлений Ратушный А.А. поддержали заявление; Ратушный А.А. пояснил суду, что администрация городского округа город Воронеж нарушает положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж по доверенности Зражевский А.Д. считает заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив суду, что согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Запрашиваемые администрацией у заявителей документы необходимы:
для подтверждения правоспособности заявителя;
для идентификации объекта недвижимости, выявления всех собственников имущества в многоквартирном доме и определения наличия каких-либо иных объектов недвижимости, расположенных на формируемом земельном участке;
для подсчета площади земельного участка в соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах";
для определения расположения формируемого земельного участка в границах кадастрового квартала и отсутствия наложения формируемых границ земельного участка на существующие границы земельных участков;
для более подробного определения границ земельного участка, в том числе для обозначения частей земельного участка на которые предполагается установить право ограниченного пользования.
В соответствие с п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» данные сведения являются обязательными для характеристики объекта недвижимости.
Из буквального толкования ст. 36 ЖК РФ усматривается, что органы местного самоуправления утверждают границы, и заявитель за свой счет осуществляет подготовку кадастровых документов, то есть заявитель должен своими силами подготовить план, обратившись в уполномоченные органы. Если будут представлены необходимые документы, администрация городского округа город Воронеж сформирует земельный участок.
Заявители не просили предоставить им земельные участки в собственность. Однако формирование земельного участка это не только утверждение схемы земельного участка, оно также включает в себя ряд кадастровых работ, после проведения которых заинтересованные лица обращаются в администрацию городского округа город Воронеж для утверждения границ земельного участка.
Земельное законодательство в данном вопросе является основным; правоотношения между заявителями и администрацией регулируются ст. 36 Земельного кодекса РФ, а именно путем утверждения схемы земельного участка. В данном случае передача в собственность земельных участков, занимаемых домами, должна происходить на основании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, который является уполномоченным орган на распоряжение земельными участками в Воронежской области.
Выслушав заявителя Иванова Ю.М., представителя заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит, что заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Эти порядок и условия установлены статьёй 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).
Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Росреестр в письме от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П также установлено, что правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Согласно п. 4 раздела I Приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 N 476 формирование земельного участка относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, подав заявления в администрацию городского округа город Воронеж о формировании земельных участков, на которых расположены жилые дома <адрес> и <адрес> по <адрес> (л. д 6, 28), заявители - собственники жилых помещений в этих домах действовали в соответствии с законом; требования администрации к заявителям о предоставлении установленных земельным законодательством документов, предусмотренных для случаев приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами (л. д. 7-8, 29-30), является незаконным, поскольку в данном случае приобретение прав происходит в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> по ул. <адрес> г. Воронежа.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> по ул. <адрес> г. Воронежа.
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж в пользу Ратушной Татьяны Васильевны расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж в пользу Иванова Юрия Михайловича расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Свечков А.И.