Дело № 2-5221/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Свечкова А.И.,
при секретаре Грицаенко О.В.,
с участием:
представителя заявителя Поповой О.С. на основании её заявления Ратушного А.А.,
представителя заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж по доверенности Романенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Поповой Ольги Степановны о признании незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. <адрес>, возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование указанного земельного участка,
установил:
Попова О.С. - собственник квартиры <адрес> в многоквартирном жилом доме <адрес> по <адрес> г. Воронежа обратилась в суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление о формировании земельного участка, на котором расположен дом <адрес> по ул. <адрес> г. Воронежа; по почте ею был получен ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей фактически было отказано в формировании земельного участка; кроме того, в ответе содержалось требование о предоставлении документов, на основании которых будет исполнена государственная функция, закрепленная законом, без ссылок на конкретные нормы закона (л.д. 4).
Заявитель Попова О.С. о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в заседание суда не явилась по неизвестным причинам.
Согласно ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В судебном заседании представитель заявителя на основании ее заявления Ратушный А.А. поддержал заявление; Ратушный А.А. пояснил суду, что администрация городского округа город Воронеж нарушает положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж по доверенности Романенко О.В. считает заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив суду, что согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Запрашиваемые администрацией у заявителей документы необходимы:
для подтверждения правоспособности заявителя;
для идентификации объекта недвижимости, выявления всех собственников имущества в многоквартирном доме и определения наличия каких-либо иных объектов недвижимости, расположенных на формируемом земельном участке;
для подсчета площади земельного участка в соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 N 59 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах";
для определения расположения формируемого земельного участка в границах кадастрового квартала и отсутствия наложения формируемых границ земельного участка на существующие границы земельных участков;
для более подробного определения границ земельного участка, в том числе для обозначения частей земельного участка на которые предполагается установить право ограниченного пользования.
В соответствие с п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» данные сведения являются обязательными для характеристики объекта недвижимости.
Из буквального толкования ст. 36 ЖК РФ усматривается, что органы местного самоуправления утверждают границы, и заявитель за свой счет осуществляет подготовку кадастровых документов, то есть заявитель должен своими силами подготовить план, обратившись в уполномоченные органы. Если будут представлены необходимые документы, администрация городского округа город Воронеж сформирует земельный участок.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, данным в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - Земельный кодекс РФ) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Эти порядок и условия установлены статьёй 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
В силу ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).
Согласно п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Росреестр в письме от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ «О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков» считает, что образуемый земельный участок сформирован, если проведены работы по определению и установлению на местности его границ с определением координат характерных точек и осуществлен его государственный кадастровый учет (ГКУ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П также установлено, что правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества включено в сферу именно жилищного законодательства.
Это означает, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
Согласно п. 4 раздела I Приказа Главного управления государственного имущества Воронежской области от 24.10.2006 N 476 формирование земельного участка относится к компетенции администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, подав заявления в администрацию городского округа город Воронеж о формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом <адрес> по ул. <адрес> (л.д. 5), заявитель Попова О.С. - собственник жилого помещения в этом доме действовала в соответствии с законом; требования администрации к заявителю о предоставлении установленных земельным законодательством документов, предусмотренных для случаев приобретения прав на земельный участок гражданами или юридическими лицами (л.д. 6), является незаконным, поскольку в данном случае приобретение прав происходит в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При обращении в суд заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей (л.д. 3).Следовательно, в пользу Поповой О.С. с Администрации городского округа город Воронеж взыскиваются расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж, выразившееся в неисполнении обязанности по формированию земельного участка, фактически занимаемого многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию городского округа город Воронеж осуществить формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> по ул. <адрес> г. Воронежа, в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с администрации городского округа город Воронеж в пользу Поповой Ольги Степановны расходы на оплату государственной пошлины в размере 200 рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Свечков А.И.