5 РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дата обезличена года
Судья Центрального суда г. Воронежа Бурчакова И.В.,
с участием представителя Крючкова С.А. по доверенности Л..,
рассмотрев жалобу Крючкова Сергея Александровича на постановление №259 Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 20 ноября 2009 года по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением №259 ведущего консультанта отдела государственного экологического контроля - государственным инспектором по охране природы и водных объектов Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 20 ноября 2009 года руководитель управы Центрального района городского округа г.Воронеж Крючков С.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении производства и потребления, выразившееся в неликвидации несанкционированных свалок на территории Центрального района г. Воронежа, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Крючков С.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что управа района, руководителем которой он является, не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения, и не имеется правовых оснований для привлечения его к административной ответственности.
Выслушав представителя Крючкова С.А. по доверенности Л.., проверив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Крючков С.А., извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, просит ее рассмотреть в его отсутствие.
Распоряжением Главы городского округа г. Воронеж от 4 июня 2008 года Крючков С.А. назначен на должность руководителя управы Центрального района городского округа г.Воронеж с 4 июня 2008 года по 4 июня 2009 года.
Распоряжением Главы городского округа г. Воронеж от 3 июня 2009 года трудовой договор с Крючковым С.А. продлен до 4 июня 2010 года.
Из материалов дела следует, что 26 октября 2009 года прокуратурой г. Воронежа с привлечением сотрудника Управления по экологии и природопользованию Воронежской области была проведена проверка соблюдения управой Центрального района городского округа г.Воронеж санитарного законодательства РФ. В результате проверки обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов на подъездной дороге от улицы Шишкова до Ботанического сада ВГУ, в лесном массиве, прилегающем к мини-рынку «Березовая роща», на набережной Массалитинова напротив базы маломерных судов ООО Яхтклуб «...», около дома №62 по ул. Фронтовой г. Воронежа.
На основании выявленных в ходе проверки нарушений заместителем прокурора г.Воронежа постановлением от 5 ноября 2009 года в отношении руководителя управы Центрального района городского округа г.Воронеж Крючкова С.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выявлению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст.1, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из ст.8 Положения «Об управе Центрального района городского округа г.Воронеж» от 23 июня 2005 года следует, что к полномочиям управы относится обеспечение ликвидации несанкционированных свалок, организация совместно с руководителями предприятий, организаций, учреждений /независимо от форм собственности/, расположенных на территории района, мероприятий по благоустройству, санитарному содержанию закрепленной за ними территории.
Согласно должностной инструкции руководителя управы Центрального района городского округа г. Воронеж от 6 мая 2008 года руководитель управы организует ликвидацию несанкционированных свалок на территории района.
Таким образом, управа района выступает органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом данного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Из материалов дела не усматривается, что несанкционированные свалки образовались в результате складирования бытовых отходов, полученных в результате деятельности управы Центрального района, руководителем которой является Крючков С.А.
Крючков С.А., оспаривая постановление, указал, что управа района неоднократно обращалась к ректору ФГОУ ВПО ВГАУ, в собственности которого находятся федеральные земли, не принадлежащие муниципальному образованию, на территории которых от ул. Шишкова до Ботанического сада ВГУ были обнаружены строительные и бытовые отходы, с требованием организовать вывоз мусора и установить шлагбаум на въезде в лесополосу, а также в ОВД Центрального района г. Воронежа с заявлением о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих несанкционированную выгрузку мусора на данной территории.
Также Крючков С.А. в жалобе указал, что согласно Правил благоустройства территории городского округа г. Воронеж, руководители рынков и мини-рынков обязаны обеспечить вывоз образовавшихся отходов /в том числе упаковочной тары/ самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями на их вывоз и утилизацию, владельцы рынков обязаны содержать в чистоте и порядке и обеспечивать надлежащее санитарное состояние территории рынка, а также места подхода и подъездов к рынку самостоятельно либо путем заключения договоров с подрядной организацией, в связи с чем захламление отходами территории, прилегающей к мини-рынку «Березовая роща», произошло по вине владельцев рынка, в то время как указанная территория неоднократно убиралась в ходе субботников, организуемых управой района, и силами МАУ «КБУ Центрального района» и МУ «РайДЕЗ ЖКХ Центрального района».
Кроме того, Крючков С.А. указал в жалобе, что с целью недопущения организации несанкционированных свалок, а также обеспечения технического и санитарного содержания контейнеров и контейнерных площадок, расположенных на территории Центрального района, распоряжением руководителя управы района от 6 ноября 2008 года №331 был утвержден реестр контейнерных площадок на территории Центрального района г. Воронежа, в частности, контейнерные площадки установлены на набережной Массалитинова и ул. Фронтовой у дома №62, откуда работы по вывозу и захоронению отходов согласно заключенных договоров обязаны осуществлять подрядные организации - МКП городского округа «Производственное объединение по обращению с отходами» и ООО «Автобаза Номер обезличен», которые финансировались на эти цели из бюджета городского округа.
Указанные выше доводы Крючкова С.А. подтверждаются представленными в суд документами, они ничем не опровергнуты.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относится к компетенции ни юридического лица - управы Центрального района городского округа г. Воронеж, ни должностного лица - руководителя управы Крючкова С.А.
Управа не осуществляет указанные виды деятельности, ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов ст.8.2 КоАП РФ не предусмотрена. Вместе с тем, данных о ненадлежащем исполнении управой района обязанностей по организации сбора и вывоза отходов в материалах дела не имеется, наоборот, управа постоянно проводит организационные мероприятия по сбору и выводу отходов, что следует из представленных материалов.
При таких обстоятельствах, в действиях руководителя управы Центрального района городского округа г. Воронеж Крючкова С.А. отсутствует состав административного правонарушения, а потому постановление Управления по экологии и природопользованию Воронежской области о привлечении Крючкова С.А. к административной ответственности нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Кроме того, статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, однако ни в постановлении о возбуждении в отношении Крючкова С.А. дела об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении Крючкова С.А. к административной ответственности не указано в чем конкретно выразилось нарушение Крючковым С.А. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что является существенным нарушением КоАП РФ
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6, 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление №259 Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 20 ноября 2009 года по делу об административном правонарушении в отношении Крючкова Сергея Александровича по ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Воронежский областной суд.
Судья: