Дело № 2-2994/10 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2010 года город Тверь Центральный районный суд г. Твери в составе Председательствующего судьи Буланкиной Л.Г., При секретаре Аниковой Т.С., С участием истца Никитина Г.Е., представителя ответчика Перфильевой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никитина Георгия Евгеньевича к Военному комиссариату Тверской области о признании права на получение компенсации за наем жилого помещения, взыскании денежных средств, у с т а н о в и л: Истец обратился в Центральный районный суд с требованиями признать право истца на получение денежной компенсации найма (поднайма) жилого помещения в размере 3 600 руб. в месяц, взыскать с ответчика денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за период с 07.03.2007 года по день вынесения решения и выплачивать её до обеспечения жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации. В обоснование иска указано, что истец, старший прапорщик запаса, проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ в должности бортового техника по АВ и ДО отряда управления войсковой части 21879, на данный момент является военным пенсионером МО РФ с марта 2007 года, выслуга составляет 20 лет. За время прохождения службы жильем по линии Министерства обороны РФ не обеспечивался. Истец уволен из рядов Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГГГ по ст. 51, п. 2, пп. «а» (в связи с ОШМ), приказом командира войсковой части <данные изъяты> с оставлением в списках части на получение жилого помещения. В 2009 году войсковая часть <данные изъяты> в составе других частей авиагарнизона «<данные изъяты>» реорганизована в авиабазу <данные изъяты> С момента увольнения в запас денежная компенсация за поднаем жилого помещения истцу не выплачивалась. При обращении к ответчику о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения истцу было отказано по причине того, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется только в отношении граждан РФ, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях. В своем отказе ответчик сослался на п.4 постановления Правительства от 31.12.2004 года № 909, в котором денежная компенсация выплачивается: гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года. Однако п. 4 постановления Правительства от 31.12.2004 года № 909 признан недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01.01.2005 года решением ВС РФ от 05.09.2008 года № ВКИП08-53. определением ВС РФ от 11.11.2008 года № КАС08-566 указанное решение оставлено без изменения. Истец считает, что действия ответчика не соответствуют действующему законодательству, и нарушают права и законные интересы истца. Выплата денежной компенсации производится со дня обращения гражданина, уволенного с военной службы, указанного в заявлении, и за прошедшее время, но не ранее 01.01.2005 года. Для принятия решения о выплате денежной компенсации к заявлению прилагаются документы, которые истцом были представлены ответчику в полном объеме. Кроме этого, на основании приказа Минобороны РФ от 16.06.2005 года № 235 приложения № 2 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 (с изменениями от 17.10.2008 года) по организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенных с военной службы, и членам их семей согласно ст. ст. 1.2, 3: Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации. Под данными категориями граждан Российской Федерации следует понимать граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, признанных нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 года № 1054. С 07.03.2007 года по 17.10.2008 года в других городах и районных центрах размер денежной компенсации составлял 1 200 рублей в месяц. С 17.10.2008 года - 3 600 рублей. Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется через военные комиссариаты по месту воинского учета, лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны РФ, - по месту пенсионного учета. Решение о выплате денежной компенсации принимается военными комиссарами субъектов РФ: гражданам, уволенным с военной службы, по ходатайствам военных комиссаров районов (городов) - по месту их воинского учета, либо лицам, уволенным с правом на пенсию от Министерства обороны РФ, - по месту их пенсионного учета. Таким образом, истец считает, что имеет право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения исходя из расчета: 1 200 рублей х 19 месяцев + 3 600 рублей х 23 месяца = 105 600 рублей. В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в войсковой части. Представитель ответчика по доверенности Перфильева Л.М. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы отказа в выплате денежных средств, пояснив, что компенсацию за найм жилых помещений должны выплачивать органы, в которых истец состоит на учете в улучшении жилищных условий. Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что старший прапорщик запаса Никитин Георгий Евгеньевич состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилой площадью в/ч <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его очередность в списке нуждающихся в обеспечении жилой площадью в/ч <данные изъяты> - №, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом-войсковой частью <данные изъяты> Федерального бюджетного учреждения войсковой частью <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа командира 12 военно-транспортной авиационной дивизии № от ДД.ММ.ГГГГ, листом беседы от ДД.ММ.ГГГГ. По договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предоставила в наем Никитину Г.Е. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Плата за наем жилого помещения составляла 4 000 рублей ежемесячно. Истец в соответствии с Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (утв. постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 909) обратился к ответчику с требованием оплаты предусмотренной компенсации. В выплате компенсации ответчиком было отказано. Отказ мотивирован отсутствием права у истца на получение компенсации, поскольку указанным положением выплата компенсации не предусмотрена лицам, продолжающим состоять на учете по месту прежней службы, а также тем, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется только в отношении граждан РФ, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях, и членов их семей, а также членов семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и погибших(умерших) после увольнения с военной службы. Однако, с таким утверждением ответчика - Военного комиссариата Тверской области суд согласиться не может. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей утверждены Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей; а также Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей. В соответствии с пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. Указанный пункт 4 Положения решением Верховного Суда РФ от 05 сентября 2008 года, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2008 года, признан недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем(поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Судебным решением от 05 сентября 2008 годаустановлено, что при отсутствии жилья для постоянного проживания все граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Определение порядка и размера выплаты указанной денежной компенсации Законом отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Во исполнение предписаний Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение). В пункте 1 Положения указано, что в этом нормативном правовом акте определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Данное положение в полной мере соответствует требованиям закона о необходимости выплаты указанным лицам денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в связи с невозможностью их обеспечить жилыми помещениями. Однако в пункте 4 Положения указано, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам. Из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что право на получение названной денежной компенсации имеют только те граждане, которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам. Таким образом, пунктом 4 Положения необоснованно ограничивается производство гражданам, уволенным с военной службы и вставшим до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для последующего получения жилых помещений, денежной компенсации за наем (поднаем) жилья. Поскольку указанная в пункте 4 Положения формулировка противоречила содержанию абзаца 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», то она признана недействующей со дня вступления в законную силу решения суда. Таким образом, из смысла судебного решения и содержания Постановления Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 года компенсация уволенным со службы военнослужащим, не обеспеченным и нуждающимся в получении жилья, которые вынужденно проживают в помещениях по договору найма и несут неоправданные расходы, должна быть выплачена независимо от того, был ли поставлен на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, военнослужащий до 1 января 2005 года или после 01 января 2005 года. Постановка на учет в качестве нуждающегося служит доказательством отсутствия собственного жилья, т.е. нуждаемости и ничем более. Суд, рассматривая по существу спор Никитина Г.Е., приходит к выводу о том, что факт нуждаемости в улучшении жилищных условий Никитина Г.Е. также нашел свое подтверждение. А именно, до марта 2005 года органами исполнительной власти субъектов федерации право на ведение учета нуждающихся было предоставлено предприятиям, учреждениям и организациям (п. 9,10) на основании и в соответствии с ЖК РСФСР. При этом в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. м 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями от 20 августа 2008 года) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (п. 13). Согласно п. 26 Порядка учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Исходя из смысла вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что воинские части наделены правом ведения учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Доказательством этого является также факт выдачи истцу воинской частью по месту постановки на учет, жилищного сертификата, который выдается только лицам, стоящим на учете нуждающихся в получении жилого помещения. Таким образом, суд считает, что воинские части наделены правом ведения учета нуждающихся в получении жилых помещений. Истцом Никитиным Г.Е. также заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации за наем жилого помещения в размере 105 600 рублей. В подтверждение суммы компенсации истцом представлен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ. Суд считает, что заявленные требования истца подлежат частичному удовлетворению. Согласно п. 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909, выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров. Истцом представлен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 предоставила в наем Никитину Г.Е. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за найм жилого помещения истец оплачивает 4 000 руб. ежемесячно. За указанный период времени и подлежит взысканию денежная сумма с ответчика. Сумма компенсации обоснована пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 909. Подлежащая выплате сумма денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, выплачивается в размере, не превышающем в период с 31.12.2004 г. до 31.12.2008 г. 1 200 рублей, с 01.01.2009 г. (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2008 г. № 653) - не свыше 3 600 рублей. Таким образом взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма в размере 93 600 руб. или 1 200 руб. х 12 мес. (2008 год) + 3 600 руб. х 22 мес. (с 01.01.2009 г. по 31.10.2010 г.). Учитывая установленный порядок выплаты денежных средств, в соответствии с которым для получения денежных сумм необходимо волеизъявление истца с приложением договора найма. В отсутствие доказательств несения истцом расходов на оплату найма жилого помещения невозможно возложение на ответчика обязанности по выплате денежных средств на будущее. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Никитина Георгия Евгеньевича удовлетворить частично. Признать за Никитиным Георгием Евгеньевичем право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в размере, установленном Правительством Российской Федерации. Взыскать с Военного комиссариата Тверской области в пользу Никитина Георгия Евгеньевича денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за период с 01.01.2008 г. по 31.10.2010 г. в сумме 93 600 (девяносто три тысячи шестьсот) рублей. В удовлетворении остальной части иска - отказать. Взыскать с Военного комиссариата Тверской области госпошлину в доход государства в сумме 3 008 (три тысячи восемь) рублей. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.11.2010 г. Председательствующий Л.Г. Буланкина