Об оспаривании отказа в государственной регистрации внесений изменений в ЕГРП



Дело № 2-3245/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года                        город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

Председательствующего – судьи Буланкиной Л.Г.,

При секретаре Аниковой Т.С.,

С участием представителей заявителя Акопяна Э.А., Шитик О.Ю.,

Представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Лупановой Н.В. и Васильевой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абаговой Елены Леонидовны об оспаривании отказа во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

у с т а н о в и л:

Абагова Е.Л. обратилась в Центральный районный суд г. Твери с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , по адресу: Местоположение <адрес>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для организации крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства». Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по <адрес> внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении вида разрешенного использования названного земельного участка с «для организации крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства» в установленный ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» срок.

В обоснование заявления указано, что 27 мая 2010 года представитель Абаговой Е.Л. обратился в УФРС по <адрес> с заявлением о внесении в ЕГРП изменений в части вида разрешенного использования принадлежащего Абаговой Е.Л. земельного участка площадью 32 000 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, входящий в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Сообщением об отказе в государственной регистрации во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним было отказано, так как документы, представленные на государственную регистрацию по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Названный отказ по мнению заявителя является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит Заявителю на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ

На основании ст. 36 Конституции Российской Федерации, ст. 260 ГК РФ, п. 7 ст. 27 Земельного кодекса РФ Заявитель как собственник земельного участка могла распоряжаться Земельным участком любым образом, в том числе совершать действия, направленные на изменение вида разрешенного использования Земельного участка.

Как указано в заявлении Абаговой Е.Л., указанный в оспариваемом отказе вывод о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в состав которого входят сельскохозяйственные угодья, возможно только после изменения категории земельного участка, противоречит действующему законодательству, основан на ограничительном толковании норм материального права, что ведет к нарушению права собственника на владение и пользование, принадлежащем ему земельным участком.

По мнению Заявителя с учетом требований ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как для ведения крестьянского (фермерского хозяйства), так и для ведения садоводства. Названные виды разрешенного использования земельного участка существуют в рамках категории земли -земли сельскохозяйственного назначения. Изменение вида разрешенного использования в рамках одной категории земли не запрещена земельным законодательством, поскольку не нарушает целевого использования земельного участка.

Разъяснения по применению действующего законодательства в отношении порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка были даны в Письме Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2010 г. № Д23-1219 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка». До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид может быть принято главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний (п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»). Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, 1 определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 ГрК РФ.

На основании ст. 22 Устава МО «<данные изъяты>» (Принят Решением Совета депутатов от 09.02.2006 г. №10), Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «<данные изъяты>» (утв. Решением Совета депутат муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ), Постановления главы МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний» были назначены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Заявителю, с разрешенного вида использования «для организации крестьянского хозяйства» на вид разрешенного использование «для ведения садоводства». На основании протокола публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФЗ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» было принято Постановление Главы Администрации МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 32000 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Абаговой Е.Л., разрешенное использование - для организации крестьянского хозяйства на вид разрешенного использования - «для ведения садоводства».

Заявителем было заказано агрохимическое обследование земельного участка. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному экспертом ФИО1 (Сертификат компетентности эксперта ) ФГУ Государственный Центр агрохимической службы «<данные изъяты>» (Аттестат аккредитации аналитической лаборатории (центра) от ДД.ММ.ГГГГ), почва данного участка имеет низкое содержание органического вещества и обменного калия, требует проведения культуртехнических работ по раскорчевке кустарников и древесных лесных пород, что обязательно приведет к значительному снижению имеющегося почвенного плодородия. Для ведения рентабельного полевого сельскохозяйственного производства необходимы большие капиталовложения на проведение комплекса культуртехнических работ и приобретение органических и минеральных удобрений для поднятия почвенного плодородия. Указанное экспертное заключение отражает, что фактически участок не имеет признаков, по которым его можно отнести к сельскохозяйственным угодьям, но при этом возможно его использование для ведения садоводства.

Заявитель полагала, что порядок изменения вида разрешенного использования, усмотренный ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» был соблюден. Все вышеперечисленные документы были представлены на государственную регистрацию.

Сведения о разрешенном использовании земельного участка заинтересованный собственник земельного участка может внести в порядке учета изменений сведений об этом земельном участке (ч. 3 ст. 16, ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»). Заявителем были внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости. Заявителю был выдан кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указан вид разрешенного использования земельного участка - для ведения садоводства.

Согласно п.4 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

С учетом изложенного Заявитель указывает, что внесение изменений в сведения о земельном участке, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в части описания земельного участка является основанием для внесения изменений в ЕГРП в части описания земельного участка в порядке взаимодействия. Отказ в государственной регистрации права собственности, переходе прав и во внесении изменений в ЕГРП противоречит ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

В качестве одного из оснований для отказа указано, что на государственную регистрацию не были представлены подлинники документов: Постановление Главы Администрации МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» (копия), Постановление главы МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний» (копия), Протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (копия), Извещение (копия), Заключение о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, Положение о публичных слушаниях, Устав МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области.

В соответствии с п. 5 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ, необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

Абз. 4,5 п.5 ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

С учетом изложенного в заявлении указано, что акты органов местного самоуправления представляются в копиях, одна из которых после государственной регистрации прав остается в регистрационном деле. Следовательно, доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области о несоответствии поданных документов требованиям ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на движимое имущество и сделок с ним» не соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам.

В сообщении об отказе в государственной регистрации права также указано, что регистрировать Право собственности, переход права и внесение изменений в ЕГРП (изменение вида разрешенного использования) не представляется возможным, так как документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 и п.2 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основанием для отказа в государственной регистрации прав.

Абзац 4 п.1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что в государственной регистрации может быть отказано, если акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановление Главы Администрации МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования не было признано судом недействительным, а также не было отменено должностным лицом его принявшим. Таким образом, вывод регистратора о недействительности Постановления Главы Администрации МО «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ необоснован, так как решение суда о признании указанного постановления недействительным отсутствует.

Абзац 10 п.1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусматривает, что в государственной регистрации может быть отказано если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит Заявителю на праве собственности, о чем в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно Заявитель зарегистрировала право собственности на земельный участок, что согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

ЕГРП не содержится сведений о наличии иных собственников или правообладателей на земельный участок с кадастровым номером .

Заявитель полагала, что ссылки регистратора на абз.4, 10 п. 1 ст. 20 и п.2 ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необоснованны и противоречит фактическим обстоятельствам. Основания для отказа во внесении изменений в ЕГРП, предусмотренные ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствуют.

В судебном заседании Абагова Е.Л., уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не участвовала, направив своих представителей.

Представители заявителя Акопян Э.А. и Шитик О.Ю. в судебном заседании поддержали доводы заявления, просили удовлетворить заявленные требования.

Представители заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по доверенности Лупанова Н.В. и Васильева Н.В. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, поддержав письменные возражения, в которых указано, что отказ во внесении изменений в ЕГРП вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Как указано в возражениях, ДД.ММ.ГГГГ Акопян Э.А, действующий по доверенности от имени Абаговой Е.Л. обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида разрешенного использования «для организации крестьянского хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства» на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>; кад. .

Заявитель ходатайствовал о внесении изменений в ЕГРП о виде разрешенного использования земельного участка на основании Постановления Администрации Муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановлению Администрации Муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ изменяется вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, принадлежащего на праве собственности Абаговой Е.Л. с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование «для крестьянского хозяйства», на разрешенное использование «для садоводства».

В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) Управление в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет правовую экспертизу представленных документов, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 1. ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.

В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

С учетом изложенного представителем Управления сделан вывод, что для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения на них каких-либо строений.

Согласно п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения и регистрации вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий.

Представитель Управления полагал, что изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

В связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП в части изменения вида разрешенного использования земельного участка, соблюдении требований действующего законодательства при изменении вида разрешенного использования земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Управления Роснедвижимости по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ(ответ на запрос), в состав земельного участка с кад. № 69:10:0000023:270, расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, входят сельскохозяйственные угодья.

П. 2 ст. 19 Закона о регистрации содержит самостоятельное основание для отказа в государственной регистрации, более того, обязывает государственного регистратора отказать в государственной регистрации, если в течение срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие ее проведению, не будут устранены.

Таким образом, поскольку имеется информация о том, что земельный участок с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, являются сельскохозяйственными угодьями, причины, препятствующие государственной регистрации прав не устранены, в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП (изменении вида разрешенного использования земельного участка, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав) было отказано ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ст. 19 и абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).

Заслушав представителей заявителя, представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу ч. 2 указанной выше статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение, обременение прав на недвижимое имущество и, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

В соответствии с абзацем 4 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что Абагова Е.Л., являеится собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с разрешенным видом использования: «для организации крестьянского хозяйства». Представитель Абаговой Е.Л. обратился в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части вида разрешенного использования «для ведения садоводства» на основании Постановления Главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым изменен вид разрешенного использования данного земельного участка по итогам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка .

Судом установлено, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ УФРС по Тверской области Абаговой Е.Л., ее представителю Акопяну Э.А. отказано во внесении изменений в ЕГРП, поскольку представленные Абаговой Е.Л. документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в силу абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации прав, а также в связи с тем, что не были представлены подлинники документов, необходимых для государственной регистрации прав, не были устранены причины, препятствующие проведению регистрационных действий, дополнительные документы представлены не были.

Названное сообщение об отказе было получено представителем заявителя Шитик О.Ю. 10.08.2010 г., о чем свидетельствует копия представленной в материалы дела представителями Управления расписки. Доказательств, что названное сообщении об отказе было направлено и получено заявителей ранее указанной даты Управлением не представлено.

В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

С настоящим заявлением Абагова Е.Л. обратилась в суд 10.11.2010 г.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что установленный ст. 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение с заявлением заявителем не пропущен.

В соответствии с п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ).

В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен предыдущему правообладателю – ФИО2 на основании постановления Главы администрации Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ для организации крестьянского хозяйства. Право собственности Абаговой Е.Л. на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРП на основании договора дарения земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ По запросу регистратора в Управление Росреестра по Тверской области поступил ответ Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в состав земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер , входят сельскохозяйственные угодья.

В силу п. 1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Однако приведенная норма закона не регламентирует детально правил их предоставления, эти правила установлены Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 ГСК РФ).

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. Абагова Е.Л., обратившись в администрацию сельского поселения с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, фактически желает вывести принадлежащий ей земельный участок из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 названного Федерального закона на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков их категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В материалах дела отсутствуют сведения о проведении зонирования территории, к границам которой расположен земельный участок, принадлежащий Абаговой Е.Л., с установленным разрешенным использованием земельного участка.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (именно в таком качестве он был учтен в государственном земельном кадастре), то изменить вид разрешенного использования для таких угодий возможно только после изменения категории такого рода земель.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

С учетом изложенного постановление Главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» как противоречащее нормам федерального законодательства не может быть принято судом.

При изложенных обстоятельствах в отсутствие доказательств, подтверждающих в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, оспариваемое решение Управления Росреестра по Тверской области об отказе Абаговой Е.Л.. во внесении изменений в ЕГРП в части изменения разрешенного использования с «для организации крестьянского хозяйства» на разрешенное использование «для ведения садоводства», принято в соответствии с действующим законодательством и не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу абз. 10 п. 1 ст. 20 приведенного Федерального закона в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Поскольку в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, которыми нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а в данном случае судом этого не установлено, оспариваемое решение в части отказа в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним по основаниям п. 2 ст. 19, абз. 4,10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вынесено в соответствии с действующим на момент его вынесения законодательством, оснований для удовлетворения заявления Абаговой Е.Л. в указанной части не имеется.

Согласно абз. 5 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.

С учетом изложенного требования регистратора, изложенное в оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации в части представления заявителем двух экземпляров подлинников документов – актом органов местного самоуправления противоречит вышеуказанной норме закона, в связи с чем не подлежит признанию незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Абаговой Елены Леонидовны о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <данные изъяты>. Участок находится примерно в примыкает от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для организации крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства», возложении обязанности внести изменения в ЕГРП – удовлетворить частично, признав незаконным указание на необходимость предоставления двух экземпляров подлинных документов актов органов местного самоуправления.

В удовлетворении заявления Абаговой Е.Л. в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08.12.2010 г.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина