О признании права на получение жилья (не вступило в законную силу)



Дело № 2-3099/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2010 года                                                                        город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

с участием истца Калошина В.И., представителя ответчика Абрамовой Т.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании Калошина Валерия Ивановича к Администрации города Твери о признании права на получение жилья,

у с т а н о в и л:

Калошин В.И. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации города Твери о признании права на получение квартиры для всех членов семьи, обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение для всех членов семьи.

В обоснование иска указано, что истец с <данные изъяты> года является военным пенсионером МО РФ. ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен в отдельную льготную очередь на получение жилья. ДД.ММ.ГГГГ истец написал заявление о включении его в число участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 г. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в числе участников названной Подпрограммы. Однако в связи с непредставлением истцом полного пакета документов (отсутствует справка о сдаче жилой площади или необеспеченности жилой площадью в период службы с 1985 по 1993 годы) решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении квартиры в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2009 г. № 903. С названным решением истец не согласился, обратившись в суд с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании истец Калошин В.И. поддержал исковые требования в полном объеме, просил признать за ним право на получение квартиры для всех членов семьи и обязать Администрацию города Твери предоставить истцу квартиру для всех членов семьи.

Представитель Администрации г. Твери по доверенности Абрамова Т.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что право на получение жилья истца на семью из четырех человек на сегодняшний день в целом ответчик не оспаривает. В связи с тем, что истцом не были представлены справки за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> год о необеспеченности жилой площадью, ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, вставших на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, Калошину В.И. было отказано в подготовке и направлении ходатайства о предоставлении квартиры. Названное решение представитель полагала законным и обоснованным. В рамках постановления Правительства от 06.11.2009 года №903 решение о предоставлении квартиры принимается Министерством регионального развития РФ на основании ходатайства главы органа местного самоуправления, в котором гражданин состоит на учете. Квартиры для обеспечения жилья истцом у Администрации г. Твери отсутствуют.

Как пояснил представитель ответчика, помимо справки с последнего места службы, в случае, если жилое помещение не предоставляется, то необходимо представить справки о необеспеченности со всех мест службы. Без этих документов невозможно доказать однократность получения жилья за счет средств федерального бюджета согласно Федерального закона « О статусе военнослужащих».

Калошин сохраняет право на обеспечение либо жильем, либо сертификатом. Он по-прежнему является очередником, признан участником подпрограммы. Но обеспечение его жилым помещением нарушит права других граждан, вставших в очередь, нарушит нормы жилищного законодательства РФ об очередности предоставления жилья.

Суд, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

Как установил суд, решением жилищной комиссии Администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ Калошин В.И. был поставлен в очередь на получение жилого помещения составом семьи из 4 человек на основании его заявления.

Соответствующее право Калошина В.И. на получение жилья не оспаривалось и было предусмотрено п. 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего на момент постановки Калошина В.И. в очередь.

Так, в соответствии с п.6 ст. 15 названного Закона РФ «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

В связи с вступлением в законную силу Федерального Закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» названный Закон РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 утратил силу.

Вместе с тем, ст. 15 Федерального Закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также было предусмотрено, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставлялась указанным гражданам один раз.

Кроме того, п.2 ст. 15 названного Федерального Закона (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) было определено, что обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Калошину В.И. жилое помещение в соответствии с названными нормами не предоставлялось. После ДД.ММ.ГГГГ предоставление такого жилья должно было осуществляться только путем выдачи государственного жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

В связи с этим Калошин В.И. просил о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).

Решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, вставших на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Калошин В.И. включен в числе участников подпрограммы составом семьи 4 человека.

Названное решение в установленном законно порядке не оспорено, не отменено и не изменено, является действующим.

Правительством РФ принято Постановление № 903 от 06.11.2009 года «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности».

Согласно подпункта к) п. 14 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.11.2009 г. № 603, гражданин, уволенный с военной службы, представляет в орган местного самоуправления в сроки, указанные в полученном уведомлении, заявление о предоставлении жилого помещения в 2 экземплярах (далее - заявление) по форме согласно приложению № 1. Одновременно с заявлением представляется в том числе справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания.

Таким образом, обязательным является предоставление документа, подтверждающего факт необеспечения жилой площадью.

Решением комиссии по рассмотрению жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, вставших на очередь до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Калошину В.И. отказано в подготовке и направлении ходатайства о предоставлении квартиры по адресу: <адрес>, т.к. им предоставлен не полный пакет документов, а именно отсутствует справка о необеспеченности жилой площадью в период с 1982 по 1993 год или справка о сдаче жилой площади в указанный период.

С названным решением истец не согласился, обратившись в суд с настоящим иском.

Из послужного списка Калошина Валерия Ивановича следует, что ДД.ММ.ГГГГ Калошин В.И. окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в войсковой части , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был откомандирован по замене в распоряжение Командующего <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты> отдельном батальоне аэродромно-технического обеспечения вертолетного полка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в <данные изъяты> отдельном полку связи и автоматизированного управления <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был откомандирован в распоряжение командующего <данные изъяты> (по замене), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> военная авиационная школа механиков ВВС ПрикВО (переименованы в <данные изъяты>). С ДД.ММ.ГГГГ Калошин В.И. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения. Направлен для постановки на воинский учет в <данные изъяты> РВК г. Твери.

Согласно справки , выданной ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Тверской области Калошин В.И. действительно проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, его выслуга лет составляет календарная – 19 лет 5 мес. Уволен из Вооруженных Сил Украины в запас по п. 65 подпункта г (по сокращению штатов).

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Если по последнему месту службы гражданин не был обеспечен жилой площадью, то однократное получение жилой площади за счет средств федерального бюджета он может доказать только предоставив справки о необеспеченности жилой площадью по предыдущим местам службы или справкой о сдаче жилой площади, если обеспечен жилой площадью.

Калошин В.И. проходил службу, согласно послужному списку, с <данные изъяты> по <данные изъяты> год в том числе на территории <данные изъяты>.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», предоставление военнослужащим жилых помещений, равно как и иное улучшение их жилищных условий, осуществляется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

В соответствии с этим законодательством (Жилищным Кодексом РФ, Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и Положением о порядке обеспечения жилой площадью в СА и ВМФ), в период прохождения военной службы учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставление им жилых помещений, должны производиться в местности, где они, исполняя воинскую обязанность, проживают, т.е. по месту прохождения военной службы.

При получении жилой площади для постоянного проживания по новому месту службы военнослужащие обязаны предоставить документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места службы.

Таким образом, сдаваемое военнослужащим жилье должно быть расположено по прежнему месту службы, а значит, может находиться и за рубежами России.

Такой порядок не противоречит и Соглашению между государствами - участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., в котором указано, что за перечисленными в нем лицами, проживающими на территории СНГ, сохраняется уровень прав и льгот, установленных нормативными актами бывшего СССР, следовательно, также сохраняется и порядок их реализации.

При таких обстоятельствах на военнослужащего, которому ранее было предоставлено жилье по линии МО СССР, ныне находящееся за пределами и не принадлежащее РФ, распространяется обязанность при получении им жилой площади по новому месту службы предоставить справку о сдаче квартиры и выписке с прежнего места жительства.

Справка, выдаваемая курсантам по окончании военного училища о необеспеченности жилой площадью, изымается при предоставлении жилья по месту службы либо хранится у военнослужащих до получения жилой площади на каком-то этапе прохождения службы. Такой справки Калошиным В.И не предоставлено. При выдаче справки о необеспеченности жилой площадью с 21.09.1978 г. до 09.07.1982 г. Тверской КЭЧ отмечается, что справка с предыдущего места службы не сдана, т.е. хранится у военнослужащего. За период с 1982 г. по 1993 г никакой справки не имеется. В <данные изъяты> - последнее место службы Калошина В.И., он проходил службу с <данные изъяты> по <данные изъяты> год, однако справку о необеспеченности жилым помещением предоставил только за несколько месяцев.

Для получения квартиры в рамках постановления Правительства РФ № 903 от 06.11.2009 граждане должны предоставить заявление, установленной формы и полный пакет документов, установленный постановлением. В том числе обязательным является предоставление документов, подтверждающих факт необеспечения ранее жилым помещением.

Как следует из пояснений Калошина В.И., данных им в судебном заседании, в 1989 году истец сдал справку с предыдущего места службы и истцу предоставили жилое помещение – одну комнату в двухкомнатной квартире. При освобождении комнаты никаких документов истцу не выдали.

Учитывая, что Калошин В.И. не смог предоставить все необходимые документы, а срок действия Постановления Правительства от 06.11.2009 г. № 903 был ограничен, комиссия по рассмотрению жилищных вопросов граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, вставших на учет до 01.01.2005, действующая при администрации г. Твери, правомерно приняла решение об отказе в оформлении ходатайства на квартиру очереднику Калошину В.И.

Право на получение жилой площади при наличии всех документов администрацией города не оспаривается. Калошин В.И. сохраняет право на обеспечение либо жильем, либо сертификатом. Он по-прежнему является очередником, очередником, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди – <данные изъяты>, признан участником подпрограммы.

В рамках настоящего заявления истец, полагая, что при решении вопроса о предоставлении жилого помещения достаточно предоставления справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (в случае, если такое жилье предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы, и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания, - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, полагал, что необходимые документы им были представлены в полном объеме, просит суд о защите нарушенного права путем признания за ним права на получение квартиры для всех членов семьи и обязании ответчика предоставить ему жилое помещение для всех членов семьи (путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

При разрешении данных исковых требований следует исходить из действующего в настоящее время законодательства, определяющего порядок обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях.

Как указывалось выше, п. 2 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) обеспечение жильем таких граждан должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Соответствие положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» Конституции РФ проверялось Конституционным Судом РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 года № 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнении. С военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В связи с этим федеральному законодателю надлежало урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

Соответствующие изменения в законодательство были внесены.

Так, Федеральным Законом от 01.12.2008 года № 225-ФЗ пункт 2 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» был дополнен абзацем 2, в соответствии с которым обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального Закона.

Таким образом, порядок и условия обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы, в настоящее время законодателем урегулирован.

По выбору этих граждан обеспечение жильем возможно: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; путем получения жилых помещений в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти; путем получения жилого помещения, переданного из федеральной собственности в муниципальную собственность.

В любом случае обеспечение жилыми помещениями таких граждан может иметь место только за счет средств федерального бюджета либо помещения должны находиться в федеральной собственности и передаваться в установленном порядке и уполномоченным на то органом.

В частности, связи с этим Правительством РФ принято Постановление № 903 от 06.11.2009 года «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности».

Данным Постановлением установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о предоставлении жилья указанной категории граждан, является Министерство регионального развития РФ.

На органы местного самоуправления названным Постановлением Правительства РФ в случае принятия Министерством регионального развития РФ соответствующих решений возложены обязанности: готовить предложения о распределении жилых помещений между гражданами, уволенными с военной службы; уведомлять их о планируемом предоставлении им жилого помещения, необходимости выбора способа получения жилого помещения (в собственность или на условиях договора социального найма); проверять достаточность документов, требуемых от гражданина; решать другие процедурные вопросы по оформлению жилья.

Действующее в настоящее время законодательство никаких обязанностей по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, по избранному ими месту жительства из фонда муниципального жилья в отношении муниципальных образований не предусматривает.

Данных за то, что имеется обязанность Администрации г. Твери по предоставлению жилья в силу передачи жилья в установленном порядке из федеральной собственности в муниципальную собственность для распределения указанной категории граждан или Калошину В.И., не представлено. Не указывает на такие обстоятельства и сам истец.

Судом установлено, что с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Калошин В.И. Администрацией г. Твери, которая до настоящего времени ведет такой учет, не снимался. Ненаправление ходатайства о предоставлении квартиры связано не с тем, что право истца подвергается сомнениям, а с тем, что им не был подтвержден факт необеспечения жилой площадью по линии Министерства обороны Российской Федерации в период прохождения военной службы.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Калошину Валерию Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Администрации города Твери о признании права на получение квартиры для всех членов семьи, об обязании ответчика предоставить жилое помещение для всех членов семьи - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.12.2010 г.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина