26 ноября 2010 года город Тверь Центральный районный суд города Твери в составе: Председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г., При секретаре Аниковой Т.С., С участием представителей заявителя Романовой А.А. и Маркова М.В., Представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Эсиповой О.Ю., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Семеновой Валентины Николаевны об оспаривании отказа во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, у с т а н о в и л: Семенова В.Н., от имени которой по доверенности действует представитель Романова А.А., обратилась в Центральный районный суд г. Твери с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства». Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В обоснование заявления указано, что Семенова В.Н. является собственницей земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, площадью 13 200 кв. м., кадастровый номер №, по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира<адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №. 25 декабря 2009 года Семенова В.Н. обратилась в УФРС по Тверской области с заявлением о внесении в ЕГРП изменений в части вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства». К заявлению прилагались все необходимые документы, в том числе: постановление Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за №; протокол публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ; решение совета депутатов <данные изъяты> Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за №; подписной лист от ДД.ММ.ГГГГ; кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором вид разрешенного использования указан как «для ведения садоводства». УФРС по Тверской области своим уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за № сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации на срок до 18 февраля 2010 года. Основанием для приостановки регистрационных действий послужили сомнения регистратора, которым были сделаны следующие запросы: в Территориальный отдел № 4 Роснедвижимости с целью получения информации о наличии сельхозугодий в составе земельного участка с кадастровым номером №; в Прокуратуру Тверской области с целью получения информации о том, принимались ли меры прокурорского реагирования в отношении постановления Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за №; в Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области с целью уточнения, не отменялось ли данное постановление «Об изменении разрешенного использования земельных участков». 26 февраля 2010 года УФРС по Тверской области в адрес Семеновой В.Н. было направлено сообщение об отказе во внесении изменений в ЕГРП. Отказ мотивирован тем, что в установленный законом срок Территориальный отдел № 4 Роснедвижимости не ответил на запрос регистратора. Отказ УФРС по <адрес> внести изменения в ЕГРП в части вида разрешенного использования земельного участка заявитель считает незаконным по следующим основаниям. Основания для проведения регистрационных действий указаны в п. 1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - ФЗ о государственной регистрации). Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. пост. Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219) Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел ЕГРП состоит из трех подразделов. Подраздел I содержит описание объекта недвижимого имущества. В силу п. 23 указанных правил Подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документом, подтверждающим существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи является кадастровый паспорт (ст. ст. 1, 23). С учетом изложенного заявитель полагала, что на государственную регистрацию были представлены документы полностью соответствующие требованиям закона, у регистратора не было оснований отказать в совершении регистрационных действий по основаниям, указанным в абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ о государственной регистрации. Отказ УФРС по Тверской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не позволяет Семеновой В.Н. использовать принадлежащий ей земельный участок под садоводство. Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования в полном объеме, пояснив, что при изменении вида разрешенного использования земельного участка были соблюдены положения действующего законодательства, были проведены публичные слушания, было принято решение Совета депутатов сельского поселения, решение администрации муниципального образования, на государственную регистрацию изменений были представлены документы, полностью соответствующие требованиям закона, у регистратора не было оснований для отказа в совершении регистрационных действий; внесенные в Земельный кадастр сведения о разрешенном использовании земельного участка должны быть перенесены в ЕГРП без заявления правообладателя. Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, являющегося правопреемником УФРС по Тверской области, по доверенности Эсипова О.Ю. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поддержав письменные возражения, в которых указано, что отказ во внесении изменений в ЕГРП вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Как указано в возражениях, 25 декабря 2009 года Романова А.А, действующая по доверенности от имени Семеновой В.Н, обратилась в Управление с заявлениями о государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) об изменении вида разрешенного использования земельных участков с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для садоводства» на земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, поле № (сенокос) с кадастровыми номерами №, №. В качестве документа, на основании которого производится изменение разрешенного использования, заявителем представлено Постановление Администрации Муниципального образования <данные изъяты> Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного использования земельных участков», в соответствии с которым изменяется разрешенное использование земельных участков, находящихся на праве собственности у Семеновой В.Н. с «для сельскохозяйственного производства», на разрешенное использование «для садоводства». Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Как указано в возражениях, для изменения вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в состав которого входят сельскохозяйственные угодья, возможно только после изменения категории земель. Представленные документы не содержали сведений о том, входят ли в состав земельных участков с кадастровыми номерами №, № сельскохозяйственные угодья, возникли сомнения в наличии основании для внесения изменений в ЕГРП в части изменения вида разрешенного использования, государственная регистрация прав была приостановлена на срок до 18.02.2010 г., начиная с 18.01.2010 г. В целях устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, 18.01.2010 года направлен запрос в Территориальный отдел № 4 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области с целью получения информации о наличии сельскохозяйственных угодий в составе земельных участков с кадастровыми номерами №, №. В установленный законом срок ответ не поступил, сомнения в наличии основания для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП не устранены. На основании изложенного представителем Управления сделан вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ, ст. 79 Земельного кодекса РФ. На основании абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было отказано во внесении изменений в ЕГРП. Представитель управления полагал, что оспариваемое решение, изложенное в сообщении об отказе от 26.02.2010 г., принято в соответствии с требованиями законодательства и не нарушает права заявителя. Заслушав представителей заявителя, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу ч. 2 указанной выше статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение, обременение прав на недвижимое имущество и, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В соответствии с абзацем 4 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. В судебном заседании установлено, что Семенова В.Н., являясь собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного в <адрес> с разрешенным видом использования: «для сельскохозяйственного производства», обратилась в УФРС по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части вида разрешенного использования «для ведения садоводства» поскольку Постановлением Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ, изменен вид разрешенного использования данного земельного участка по итогам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровый паспорт земельного участка №. Судом установлено, что сообщением от 26.02.2010 года УФРС по Тверской области Семеновой В.Н. отказано во внесении изменений в ЕГРП, поскольку представленные Семеновой В.Н. не содержат сведений о том, входят ли в состав данного земельного участка сельскохозяйственные угодья. В соответствии с п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения. Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ). В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года. Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № были образованы в результате выдела из земельного участка сельскохозяйственного назначения СПК «<данные изъяты>» с кадастровым номером № в порядке ст. 13 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Право собственности Семеновой В.Н. на выделенный земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРП на основании Сообщения о намерении выдела земельного участка в натуре в счет доли в праве общей долевой собственности, опубликованного в газете «Тверская жизнь» от 06.06.2008 № 106 (26.437). Согласно указанной публикации Романова А.А., действующая по доверенности от имени Семеновой В.Н. уведомляет всех участников долевой собственности о намерении выделить земельные участки, в т.ч. контур поля 4С (сенокос) д. <данные изъяты>. По данным кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами №, №, местоположение этих земельных участков установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, поле № (сенокос). В силу п. 1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Однако приведенная норма закона не регламентирует детально правил их предоставления, эти правила установлены Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В силу ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 ГСК РФ). Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. Семенова В.Н., обратившись в администрацию сельского поселения с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, фактически желает вывести принадлежащий ей земельный участок из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 названного Федерального закона на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения. Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков их категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. В материалах дела отсутствуют сведения о проведении зонирования территории, к границам которой расположен земельный участок, принадлежащий Семеновой В.Н., с установленным разрешенным использованием земельного участка. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (именно в таком качестве он был учтен в государственном земельном кадастре), то изменить вид разрешенного использования для таких угодий возможно только после изменения категории такого рода земель. Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 5) если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). С учетом изложенного постановление Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков» как противоречащее нормам федерального законодательства не может быть принят судом. При изложенных обстоятельствах в отсутствие доказательств, подтверждающих в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, оспариваемое решение Управления ФРС по Тверской области, реорганизованного путем присоединения к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, об отказе Семеновой В.Н. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства на земельный участок в части изменения разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для ведения садоводства», принято в соответствии с действующим законодательством и не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя. Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Поскольку в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, которыми нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а в данном случае судом этого не установлено. На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Семеновой Валентине Николаевне в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства», возложении обязанности внести изменения в ЕГРП - отказать. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.12.2010 г. Председательствующий Л.Г. Буланкина