17 августа 2010 года г. Тверь Центральный районный суд г. Твери в составе председательствующего судьи Галкиной Н.Ю. при секретаре Селянкиной О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Румянцевой Татьяны Алексеевны к Военному комиссариату Тверской области о взыскании денежных средств у с т а н о в и л: Румянцева Т.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Тверской области о признании за ней права на перерасчет недополученной пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года, взыскании: задолженности по начислению пенсии за указанный период в размере 5056 рублей 99 коп., судебных расходов по оплате услуг юриста в размере 850 рублей, стоимости услуг РОССТАТА по расчету ИПЦ в размере 230 рублей. В обоснование иска указала, что она является вдовой майора Румянцева М.Е., получает пенсию по случаю потери кормильца по линии МО РФ на двух иждивенцев. Согласно Указу Президента РФ «О повышении денежного довольствия военнослужащим...» 24.12.1998 года № 1638 Правительству РФ поручалось повысить месячные оклады в следствии с присвоенным военнослужащим воинским званиям в 2,02 раза. Постановлением Правительства РФ № 72 от 19.01.1999 года сумма оклада должна была быть увеличена с 1 июля 1999 года, однако, решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года данное положение было признано недействительным в части повышения оклада лишь с 1.07.1999 года, а не с более раннего срока, как не соответствующий ФЗ «О статусе военнослужащих», установлено, что увеличение окладов должно быть произведено с 1 января 1999 года. Повышение окладов по воинскому званию истцу было произведено лишь с 01.07.1999 года. Таким образом, в результате несвоевременного перерасчета пенсии в связи с повышением оклада по воинскому званию, истцу причинены убытки, которые в соответствии со ст.ст.15,16 ГК РФ, 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, походивших военную службу…», должны быть выплачены без ограничения срока обращения за перерасчетом пенсии, в соответствии с изменениями индекса роста потребительских цен. Истец считает, что сумма пенсий не полученной пенсионером по вине организации, назначающей и выплачивающей пенсию, взыскивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. В связи с изложенными обстоятельствами истица считает, что имеет право на перерасчет пенсии исходя из увеличения оклада воинского звания военнослужащим в период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. в 2,02 раза и поэтому, просит произвести перерасчет и взыскать с ответчика недоплаченную сумму пенсии за период с 1 января по 30 июня 1999 года в сумме 5056 руб. 99 коп. В судебном заседании истица не присутствовала, о дне рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть иск в ее отсутствие. Военный комиссариат Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, сообщив телефонограммой о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Румянцева Т. А. является вдовой пенсионера Министерства обороны РФ и ей назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца, исчисленная из денежного довольствия в соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ст. 43 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет. В силу п. «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Следовательно, в случае повышения оклада по воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих подлежит пересмотру с учетом этого повышения и пенсия, назначенная истцу. Правительством РФ 19 января 1999 года издано Постановление № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», в п.2 которого постановлено установить с 1 июля 1999 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), согласно приложению № 1. Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года п.2 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года признан недействительным (незаконным). Так, из решения Верховного Суда РФ следует, что согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). При этом размеры окладов данным Законом ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации. В силу абз. 2 п.2 ст.12 указанного Закона оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. В соответствии с п.1 ст.29 того же Закона Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить оклады денежного содержания по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного в п.2 ст.12 Закона. Согласно Федеральному закону от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" минимальный размер оплаты труда составляет 83 руб. 49 коп. Из этого следует, что не позднее чем с 1 января 1999 г. месячный оклад по первичной должности должен быть не менее 417 руб. 45 коп. (83,49 руб. х 5), а оклад по воинскому званию - не менее 208 руб. 73 коп. (417,45 руб.: 2). На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 оклады по первичным воинским должностям по первому тарифному разряду составляют 418 - 426 руб. и по первичному воинскому званию - 210 руб., что соответствует требованиям п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Однако оклады по воинскому званию в таких размерах применяются лишь с 1 июля 1999 г. До этого они также определялись постановлениями Правительства Российской Федерации и до 1 июля 1999 г. составляли по первичному воинскому званию 105 руб. 50 коп., что ниже уровня, предусмотренного в указанной норме Федерального закона "О статусе военнослужащих". Поэтому п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 г. противоречит требованиям абз.2 п.2 ст.12 названного Закона. Верховный Суд РФ признал недействительным (незаконным) п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., так как он не соответствует абз.2 п.12 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В то же время, как следует из представленной справки Военного комиссариата Тверской области, начисление пенсии истцу с учетом повышения оклада по воинскому званию такой же категории военнослужащих до 1 июля 1999 года не производилось. Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время. Поскольку вышеназванные нормы постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года признаны указанным решением Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий с 1 июля 1999 года, с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению. Однако это не означает, что право на пересмотр пенсий с момента увеличения оклада по воинскому званию, как неотъемлемой составляющей "денежного довольствия для исчисления пенсии" военнослужащих, для истца не возникает или возникает только с момента вынесения решения суда. В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормативный правовой акт, имеющий наибольшую юридическую силу. Согласно части 2 статьи 58 этого же Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, а нарушенные права истцов подлежат восстановлению. Истцом представлен расчет, правильность сумм исчисления разницы по пенсионному обеспечению между фактически начисленной и положенной к начислению (с учетом повышения оклада по воинскому званию) судом проверена и сомнений не вызывает. С учетом того, что размер пенсии истца составляет 60 % денежного довольствия для исчисления пенсии на двух иждивенцев, недоплата за период с 1 января по 30 июля 1999 года составляет 198,50 руб. ежемесячно. Судом установлено, что недоплаченная истцу пенсия подлежит индексации. Согласно ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для исчисления пенсии указанным в Законе лицам, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Таким образом, индексация денежного довольствия предусмотрена вышеуказанным Законом РФ. Кроме того, в соответствии с п.8 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ", установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при присуждении к взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы, обоснованной в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции. При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Таким образом, при определении суммы задолженности истец вправе требовать возмещения недополученной суммы пенсионного обеспечения с учетом изменения индекса потребительских цен, согласно данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области. Расчет причиненных убытков составлен истцом на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области, не оспорен ответчиком, вследствие чего суд при определении размера подлежащей взысканию денежной суммы, руководствуется расчетом истца. Общая сумма, подлежащая взысканию как недополученная пенсия за период с 01 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. в связи с увеличением оклада по воинской должности, составит 5056 руб. 99 коп. В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы. На услуги юриста по составлению искового заявления истцом затрачено 850 руб., на услуги РОССТАТА по расчету ИПЦ затрачено в размере 230 руб., оплата указанных расходов произведена истцом в соответствии с имеющимися в материалах дела квитанциями и подлежат взысканию с ответчика. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Румянцевой Татьяны Алексеевны право на перерасчет пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года, обязав Военный комиссариат Тверской области произвести перерасчет. Взыскать с Военного комиссариата Тверской области в пользу Румянцевой Татьяны Алексеевны сумму задолженности по пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года в размере 5056 руб. 99 коп., судебные расходы в размере 1080 руб., а всего 6 136 руб. 99 коп. (шесть тысяч сто тридцать шесть) руб. 99 коп., перечислив их на лицевой счет ... на имя Румянцевой Татьяны Алексеевны в Сбербанк России филиал ...; госпошлину в доход государства в сумме 400 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней. Судья