О взыскании денежных средств с Военного комиссариата Тверской области



Дело № 2 -2133\10г. РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь «2» сентября 2010 года

Центральный районный суд города Твери
в составе: председательствующего судьи Зайцевой Е.А.
с участием заместителя военного прокурора Тверского гарнизона Осипова С.А.

при секретаре Самохваловой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери дело по исковому заявлению Военного прокурора Тверского гарнизона в интересах Швырялова Валерия Алексеевича к Военному комиссариату Тверской области о перерасчете пенсии,

установил:

Военный прокурор Тверского гарнизона обратился в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Тверской, в обоснование которых указал на то, что истец является пенсионером Министерства Обороны РФ и в период с 1 января по 1 июля 1999 года при определении денежного довольствия для исчисления ему пенсии неправомерно учитывался оклад по воинскому званию. Так, Постановлением Правительства РФ № 72 от 19.01.1999 года сумма оклада должна была быть увеличена с 1 июля 1999 года, однако, решением Верховного суда РФ от 20.10.1999 года данное положение было признано недействительным в части повышения оклада лишь с 1.07.1999 года, а не с более раннего срока, как не соответствующий ФЗ «О статусе военнослужащих», установлено, что увеличение окладов должно быть произведено с 1 января 1999 года. Таким образом, в результате несвоевременного перерасчета пенсии в связи с повышением оклада по воинскому званию, истцу причинены убытки, которые в соответствии со ст.ст.15,16 ГК РФ, 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, походивших военную службу…», должны быть выплачены без ограничения срока обращения за перерасчетом пенсии, в соответствии с изменениями индекса роста потребительских цен.

В связи с изложенными обстоятельствами заявитель просил признать за истцом право на перерасчет недополученной пенсии с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года, взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 6648 рублей 35коп.

Прокурором требования иска поддержаны.

В судебное заседание истец и Представитель военного комиссариата Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени рассмотрения дела, не явились, ответчиком представлен отзыв, из содержания которого следует, что признание акта Правительства РФ противоречащим закону не является основанием лишения его юридической силу с момента издания. Согласно действующему на момент вынесения решения Верховным судом РФ ГПК РСФСР, решения суда признании отдельной части нормативного акта незаконным, означает признание ее недействующей со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, Верховный суд РФ не устанавливал то, что оклады по воинским званиями должны быть увеличены с 1 января 1999 года, установление размеров окладов не находится в компетенции Верховного суда РФ, и определяется Правительством РФ. Правительство РФ не принимало решения об установлении увеличенных окладов по воинским званиям с 1 января 1999 года. Указ Президента РФ № 1638 от 24.12.1998 года, во исполнение которого было издано Постановление Правительства № 72, не являлся предметом рассмотрения Верховного суда и предусматривал повышение окладов по воинским званиями лишь с 1 июля 1999 года.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение прокурора, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Швырялов В.А. является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет, исчисленная из денежного довольствия в с соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 43 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет.

Согласно п. «б» ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Следовательно, в случае повышения оклада по воинскому званию соответствующих категорий военнослужащих подлежит пересмотру с учетом этого повышения и пенсия, назначенная истцу.

Правительством РФ 19 января 1999 года издано Постановление № 72 « О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», в п.2 которого постановлено установить с 1 июля 1999 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву), согласно приложению № 1.

В соответствии с Приложением № 1 к вышеуказанному Постановлению Правительства РФ, оклад по воинскому званию «капитан», занимаемой истцом на момент увольнения с военной службы, установлен в размере установлен в размере 450 рублей.

Решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года п.2 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года признан недействительным (незаконным).

Так, из решения Верховного Суда РФ следует, что согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

При этом размеры окладов данным Законом ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации.

В силу абз.2 п.2 ст.12 указанного Закона оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В соответствии с п.1 ст.29 того же Закона Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить оклады денежного содержания по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного в п.2 ст.12 Закона.

Согласно Федеральному закону от 9 января 1997 г. N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" минимальный размер оплаты труда составляет 83 руб. 49 коп.

Из этого следует, что не позднее чем с 1 января 1999 г. месячный оклад по первичной должности должен быть не менее 417 руб. 45 коп. (83,49 руб. х 5), а оклад по воинскому званию - не менее 208 руб. 73 коп. (417,45 руб.: 2).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 оклады по первичным воинским должностям по первому тарифному разряду составляют 418 - 426 руб. и по первичному воинскому званию - 210 руб., что соответствует требованиям п.2 ст.12 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Однако оклады по воинскому званию в таких размерах применяются лишь с 1 июля 1999г.

До этого они также определялись постановлениями Правительства Российской Федерации и до 1 июля 1999 г. составляли по первичному воинскому званию 105 руб. 50 коп., что ниже уровня, предусмотренного в указанной норме Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Поэтому п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 в части повышения окладов по воинскому званию лишь с 1 июля 1999 г. противоречит требованиям абз.2 п.2 ст.12 названного Федерального Закона.

Верховный Суд РФ признал недействительным (незаконным) п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 г., так как он не соответствует абз.2 п.12 ст.12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Иных данных, свидетельствующих о выполнении Правительством РФ в течение 1998 года требований о повышении окладов денежного содержания по воинским званиям и должностям до уровня, установленного в п.2 ст.12 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих», имеющем наибольшую юридическую силу, ответчиком суду не предоставлено.

Как следует из представленной справки Военного комиссариата Тверской области, начисление пенсии истцу с учетом повышения оклада по воинскому званию такой же категории военнослужащих до 1 июля 1999 года не производилось.

Утрата силы нормативного правового акта или его части означает невозможность его применения на будущее время.

Поскольку вышеназванные нормы постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года признаны решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999года недействующими в части пересмотра пенсий с 1 июля 1999 года, с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению.

Однако это не означает, что право на пересмотр пенсий исходя из оклада по воинскому званию, как неотъемлемой составляющей "денежного довольствия для исчисления пенсии" военнослужащих, для истца не возникает или возникает только с момента вынесения решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормативный правовой акт, имеющий наибольшую юридическую силу.

Согласно части 2 статьи 58 этого же Закона сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, а нарушенные права истца подлежат восстановлению.

Прокурором представлен расчет, правильность сумм исчисления разницы по пенсионному обеспечению между фактически начисленной и положенной к начислению судом проверена и сомнений не вызывает.

С учетом того, что размер пенсии истца составляет 71% денежного довольствия для исчисления пенсии, недоплата за период с 1 января по 1 июля 1999 года составит 269 руб. 34коп. ежемесячно.

Судом установлено, что недоплаченная истцу пенсия подлежит индексации.

Согласно ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для исчисления пенсии указанным в Законе лицам, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Таким образом, индексация денежного довольствия предусмотрена вышеуказанным Законом РФ.

Кроме того, в соответствии с п.8 Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров,прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ", установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат суд в случае признания жалобы, обоснованной в соответствии с законом, должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб и в частности потери от инфляции.

При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

Таким образом, при определении суммы задолженности истец вправе требовать возмещения недополученной суммы пенсионного обеспечения с учетом изменения индекса потребительских цен, согласно данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тверской области и согласно сведений Госкомстата, с учетом изменений индекса потребительских цен, сумма задолженности по пенсии для истца составит 6648 руб. 35коп.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Признать за Швыряловым Валерием Алексеевичем право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размер оклада по воинскому званию за период с 1 января по 30 июня 1999года.

Взыскать с Военного комиссариата Тверской области в пользу Швырялова Валерия Алексеевича недополученную сумму пенсии в размере 6648 руб. 35коп.

Взыскать с Военного комиссариата Тверской области госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья