Об оспаривании отказа в совершении нотариального действия



Дело 2-3580/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 декабря 2010 года                                                                      город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Виноградовой И.В.,

с участием заявителя Соколова Ю.М., его представителя адвоката Васильковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соколова Юрия Михайловича об оспаривании отказа в совершении нотариального действия,

у с т а н о в и л:

Соколов Ю.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, просил обязать нотариуса Рамешковского нотариального округа Тверской области Теряеву С.Ю. отменить вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление об отказе в совершении нотариального действия, и выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявления указано, что в октябре 2010 года заявитель обратился к названному нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на имущество ФИО1, находящееся по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил постановление об отказе в совершении нотариального действия, в котором нотариусом указано, что завещание ФИО1, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ зам. главы сельского поселения <данные изъяты> по реестру , удостоверено ненадлежащим лицом и не может являться основанием для выдачи свидетельства о праве на наследство.

Названный отказ заявитель полагает незаконным, поскольку ФИО1 выразила свое волеизъявление как наследодатель публично в присутствии должностного лица органа местного самоуправления. Завещание обличено в письменную форму.

В обоснование своих доводов заявителем указано, что на момент удостоверения спорного завещания несмотря на принятие Конституции Российской Федерации, провозгласившей самостоятельность органов местного самоуправления, исключившей их из числа органов государственной власти, продолжали действовать законодательные акты, возлагающие на должностных лиц органов местного самоуправления право совершения нотариальных действий, в том числе завещаний. Это Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемая Минюстом России, п. 10 ст. 54 Федерального закона от 06.07.1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых сельских Советов народных депутатов, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР 30.06.1975 г. № 394, п. 5 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 10 ст. 5 Федерального закона «О государственной пошлине» (новая редакция от 31 декабря 1995 г.).

В судебном заседании заявитель Соколов Ю.М., его представитель -адвоката Васильковой М.В. поддержали заявленные требования.

Нотариус Теряева С.Ю., извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебном заседании не участвовала, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ст. 167, 311 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие нотариуса.

Заслушав заявителя Соколова Ю.М., его представителя - адвоката Василькову М.В., исследовав имеющиеся материалы гражданского дела, наследственного дела на имущество ФИО1, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Постановлением об отказе в совершении нотариального действия, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ Теряевой С.Ю. - нотариусом <данные изъяты> нотариального округа Тверской области, Соколову Ю.М. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ

Как указано в названном постановлении, для получения свидетельства о праве на наследство в нотариальную контору было представлено завещание ФИО1, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ зам. главы администрации <данные изъяты> сельского округа <данные изъяты> по реестру , в котором в качестве наследника поименован Соколов Юрий Михайлович, не являющийся наследником по закону.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшего на момент удостоверения завещания, администрация сельского округа является органом местного самоуправления. Статьей 6 названного закона были определены вопросы местного значения, перечень которых является исчерпывающим и не содержит возможности осуществления нотариальных действий администрациями сельских округов.

Устав <данные изъяты> района Тверской области, принятый Собранием представителей населения в 1996 году, зарегистрированный Управлением юстиции Тверской области ДД.ММ.ГГГГ за , содержит нормы об органах местного самоуправления. Органом местного самоуправления является администрация <данные изъяты> района, одним из структурных подразделений которой является администрация сельского округа. Устав не содержит положений о передаче права совершения нотариальных действий органам местного самоуправления.

Поскольку администрация <данные изъяты> сельского округа <данные изъяты> района Тверской области не является исполнительной властью, то осуществление должностными лицами названной администрации нотариальных действий после ДД.ММ.ГГГГ не входит в перечень ее полномочий.

С учетом приведенных обстоятельств нотариусом сделан вывод о том, что удостоверенное от имени ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зам. главы администрации <данные изъяты> сельского округа <данные изъяты> района Тверской области по реестру завещание удостоверено ненадлежащим лицом и не может являться основанием для выдачи свидетельства о праве на наследство.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Статьей 16 названных Основ на нотариуса возложена обязанность отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации и международным договорам.

Случаи, когда нотариус имеет право отказать в совершении нотариального действия, указаны в ст. 48 названных Основ. Отказ возможен в случаях, если совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению в другом нотариальном органе; с просьбой о совершении нотариального действия обратилось недееспособное лицо либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В каждом конкретном случае нотариус должен внимательно и всесторонне рассмотреть представленные документы и обстоятельства.

Согласно ст. 73 Основ нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет факт смерти наследодателя, наличие завещания, время и место открытия наследства, состав и место нахождения наследственного имущества.

Соколовым Ю.М. в целях получения свидетельства о праве на наследство представлено завещание ФИО1, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом <данные изъяты> поселковой администрации <данные изъяты> района Тверской области.

В силу ст. 540 ГК РСФСР (в редакции, действовавшей на 22.03.1999 г.) завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ в часть 4 ст. 1 названных Основ изложена в новой редакции: «В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.».

Таким образом, на момент удостоверения спорного завещания правом совершения нотариальных действий были наделены должностные лица органов исполнительной власти.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г., изменила структуру органов исполнительной власти, которая сформирована на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусматривалась возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.

На момент удостоверения спорного завещания одним из таких законов являлись Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, предоставлявшие возможность совершения отдельных нотариальных действий, в том числе удостоверение завещаний, должностным лицам органов исполнительной власти в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Как установлено судом, приказом Управления юстиции Тверской области от 16.12.1998 г. № 1-402 «О наделении полномочий по <данные изъяты> нотариальному округу» полномочиями по совершению нотариальных действий по <данные изъяты> нотариальному округу были наделены государственные нотариусы Калининской ГНК с 21.12.1998 г. в связи с уходом государственного нотариуса <данные изъяты> ГНК Романовой В.Н. в отпуск по беременности и родам. Согласно приказа Управления юстиции Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «о выходе из отпуска Романовой В.Н.», государственного нотариуса Романову В.Н. считать приступившей к исполнению обязанностей после выхода из отпуска по уходу за ребенком с 01 июня с.г.

Таким образом, на момент совершения оспариваемого нотариального действия – ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> нотариальном округе Тверской области имелся государственный нотариус, в связи с чем должностные лица органов исполнительной власти не имели права совершать нотариальные действия.

Вместе с тем, как следует из действующего на момент удостоверения спорного завещания Устава <данные изъяты> района Тверской области (принят Собранием представителей населения, зарегистрирован Управлением юстиции Тверской области ДД.ММ.ГГГГ за ), администрация сельского округа является структурным подразделением администрации <данные изъяты> района Тверской области; Администрация <данные изъяты> района Тверской области является органом местного самоуправления. То есть зам. главы администрации <данные изъяты> сельского округа <данные изъяты> района Тверской области на момент удостоверения спорного завещания не являлся должностным лицом органа исполнительной власти, наделенным в силу Основ законодательства Российской Федерации о нотариате правом совершения нотариальных действий.

В силу ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами.

Таким образом, законодательством закреплен принцип диспозитивности совершения нотариальных действий - нотариус совершает нотариальное действие при наличии письменного или устного заявления заинтересованного лица.

Соколов Ю.М., указанный в качестве наследника ФИО1 в ее завещании, не удостоверенном в установленном законом порядке, не может быть признан лицом, по заявлению которого нотариусом должно быть совершено нотариальное действие – выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, поскольку совершение такого нотариального действия невозможно в силу ч. 1 ст. 165 ГК РФ.

Соколов Ю.М. не является наследником ФИО1 по закону.

При изложенных обстоятельствах у нотариуса не имелось оснований для выдачи Соколову Ю.М. свидетельства о праве на наследство на имущество ФИО1, то есть нотариусом обоснованно сделан вывод о невозможности осуществления нотариального действия.

Вопрос о правах Соколова Ю.М. на наследственное имущество ФИО1 может быть решен путем предъявления иска в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193, 194-199, 312 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Соколову Юрию Михайловичу в удовлетворении требований об отмене постановления об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ, обязании нотариуса <данные изъяты> нотариального округа Тверской области Теряевой С.Ю, выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.12.2010 г.

Председательствующий                    Л.Г. Буланкина