О взыскании денежных средств с Военного комиссариата Тверской области



    Дело 2-219/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    28 января 2011 года

    Центральный районный суд г. Твери в составе

    Председательствующего судьи Зайцевой Е.А.

    При секретаре Самохваловой И.А.

    Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Кошубарова Анатолия Ивановича к Военному комиссариату Тверской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности производить выплату пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка, возмещении судебных расходов

у с т а н о в и л :

    Кошубаров А.И. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, в обоснование которых ссылался на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Для исчисления пенсии в его денежное довольствие подлежит включению месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. С 1 декабря 2007 года при исчислении пенсии ответчик применяет денежную компенсацию взамен продовольственного пайка, установленную федеральными законами о бюджете, что не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка. Нормы продовольственного общевойскового пайка утверждены ФЗ № 76 от 22.06.2007 года. Недоплата денежной компенсации продовольственного пайка к пенсии за период 01.01.2008 года по 01.09.2009 года включительно составляет 79852 руб. 60 коп.

    Истец, извещенный о дне и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме, не явился по состоянию здоровья.

    Представитель Военного комиссариата Тверской области по доверенности Большаков А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истцом представлена копия Федерального закона № 76 от 22 06.2007 года, которая является фальсификацией. Данного федерального закона в природе нет. Кроме того, 2006 - 2008 годах имела место судебная практика в Тверской области, по аналогичным исковым заявления пенсионеров решениями Мировой судьи и Центрального районного суда, а также определениями Тверского областного суда в исковых требованиях было отказано.

    Суд, заслушав представителя ответчика, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Как установил суд, истец является пенсионером Министерства обороны РФ. Выплату ему пенсии осуществляет Военный комиссариат Тверской области.

    Порядок назначения и выплаты пенсии истцу определен Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

    Согласно данному Закону пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 этого же Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих…Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим (ст. 43 Закона).

    Кроме того, в соответствии со ст. 49 ч. 1 п. «б» Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

    Согласно позиции Верховного суда РФ (Определение от 4 октября 2001 года № КАС 01-370) из названия и содержания статьи 43, содержания статьи 49 указанного Закона следует, что законодателем в этом Законе введено специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии». В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят: оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. По своему составу это понятие – «денежное довольствие для исчисления пенсии» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого ст. ст. 12 и 13 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

    Таким образом, основания для пересмотра пенсии возникают каждый раз, когда имеет место увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих. Применительно к рассматриваемой ситуации также следует определить, имелось ли увеличение такой составляющей как стоимость продовольственного пайка, выдаваемого именно военнослужащим. Только в этом случае будут и основания для пересмотра пенсии.

    Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются нормами пункта 1 статьи 14 Федерального Закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с редакцией данного пункта, действовавшей до 01.01.2005 года, продовольственное обеспечение военнослужащих осуществлялось по нормам и в сроки, которые устанавливались Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в одной из следующих форм: организация питания по месту службы; выдача продовольственного пайка; выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости.

    Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в статью 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года.

    Согласно новой редакции Закона выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.

    Таким образом, статья 14 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» закрепила такую дополнительную меру социальной защиты военнослужащих как продовольственное обеспечение в той или иной форме, которая реализуется в соответствии с иными нормативными актами, в том числе федеральными законами о федеральном бюджете, а также «Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время», утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 года № 400.

    С 2000 по 2007 года размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральными законами о бюджете на соответствующий год из расчета 20 руб. в сутки.

    Пунктом 18 названного выше Положения также предусмотрено, что военнослужащим за счет государства пайки выдаются в виде питания, продуктами на руки или взамен им выплачивается денежная компенсация. Денежная компенсация взамен положенных продовольственных пайков в размере их стоимости (если на соответствующий год Федеральным Законом не установлен иной размер) выплачивается военнослужащим по их просьбе.

Данный пункт Положения являлся предметом проверки Верховного суда РФ на предмет соответствия Федеральному Закону «О статусе военнослужащих». Как это следует из содержания Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 июня 2002 года № КАС 02-282, пункт 18 Положения, указывая, что компенсация взамен пайков производится в размере их стоимости, если на соответствующий год федеральным законом не установлен иной размер, предусматривает ситуацию, когда в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих» принимается федеральный закон, изменяющий порядок продовольственного обеспечения военнослужащих. Таким образом, п. 18 Положения не входит в противоречие с Федеральным Законом РФ «О статусе военнослужащих» и не может повлечь нарушение прав военнослужащих.

Как указывалось выше, в соответствии с пенсионным законодательством пересмотр пенсий лиц, проходивших военную службу, напрямую зависит от того, в каком размере получают компенсацию взамен пайков сами военнослужащие. При этом определенные категории военнослужащих вправе по своему выбору получить паек в натуральном виде исходя из набора продуктов по нормам, установленным Правительством, либо денежную компенсацию, установленную федеральным законом о федеральном бюджете. Военный пенсионер не может получать паек в натуральном виде, соответственно пенсия ему должна исчисляться из денежной компенсации. Пенсия не может исчисляться из денежных сумм, которые самому военнослужащему не выплачиваются. В связи с этим исчисление пенсий с учетом иного размера (не 20 руб. в сутки) находилось бы в противоречии с действующим пенсионным законодательством в отношении этой категории пенсионеров, кроме того, привело бы к неравному положению военнослужащих и военных пенсионеров.

Поскольку размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка установлен федеральными законами, возможность определения ее размера в порядке, предложенном истцом (путем расчета стоимости продуктов по Тверскому региону в соответствии с Нормой № 1 общевойскового пайка), отсутствует.

Не имеется также у суда оснований полагать, что со стороны государства созданы надлежащие финансовые условия для выплаты компенсации взамен продовольственного пайка в большем размере, чем 20 руб. в сутки.

Положения, закрепленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год, являются строго обязательными, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства. Иные расчеты, не закрепленные в законодательном порядке, не будут являться правовым основанием для принятия решения с их использованием.

Кроме того, истцом представлена копия Федерального закона № 76 от 22.06.2007 года, на основании которого он просит удовлетворить свои исковые требования, однако данная копия не соответствует действительности и является фальсификацией, поскольку указанного истцом федерального закона не существует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Кошубарову Анатолию Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тверской области о перерасчете пенсии, взыскании недополученной пенсии, возложении обязанности производить выплату пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка, возмещении судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Тверской областной суд через районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: