Об индексации ежемесячной денежной компенсации (не вступило в законную силу)



Дело 2-782/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Твери в составе

Председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

При секретаре Аниковой Т.С.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании «31» марта 2011 года дело по иску Якухно Виктора Петровича к Военному комиссариату Тверской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании несвоевременно выплаченных сумм

у с т а н о в и л:

Якухно В.П. обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, в обоснование которых ссылался на те обстоятельства, что является ветераном подразделения особого риска, имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец получает выплаты по возмещению вреда здоровью, в том числе ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров 1 215 руб. 23 коп. и ежегодную компенсацию за вред здоровью 1 822 руб. 85 коп. по решению Центрального районного суда г. Твери от 28.10.2007 г. В 2010 году истец обратился к ответчику с заявлением об индексации названных денежных сумм, однако получил отказ, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд. С 1 марта 2011 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна составлять 1 778 руб. 21 коп.; ежегодная компенсация за вред здоровью – 2 666 руб. 45 коп.; задолженность по ежемесячной компенсации составит 56 785 руб. 92 коп., по ежегодной – 1903 руб. 58 коп.

В судебном заседании истец участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в его отсутствие.

Представитель ответчика по доверенности Воробьев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.

Суд, заслушав представителя ответчика, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установил суд, Якухно В.П. является ветераном подразделения особого риска. В материалах дела имеется копия удостоверения Якухно В.П., согласно которому истец имеет право на льготы, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте «д» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2123-1.

В соответствии с абз. 1 п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

Согласно абз. 3 д. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 2123-1 лицам, указанным в подпункте «д» пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12. 14 части 1 статьи 14, пунктами 1 - 3 части статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части 3 статьи 27.1, пунктом 2 части 2 статьи 30, частью 1 статьи 40 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Центрального районного суда от 16.10.2007 г. за истцом признано право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.08.2007 г. в размере 1 215 руб. 27 коп., и ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 1 822 руб. 85 коп., выплата которых была предусмотрена Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ). Согласно приведенного решения суда выплата названных денежных сумм должна производиться с дальнейшим перерасчетом исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указывая, что индексация ответчиком не производится, истец обратился с настоящим иском

По мнению суда нарушений норм материального права со стороны ответчика допущено не было. При этом учитываются следующие обстоятельства.

Так, Конституционным Судом РФ при проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной экономики было связано причинение вреда, и гражданами (Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года).

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Как указывалось выше, выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( в редакции Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. №122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. №847, от 7 мая 2005 г. №292, от 25 апреля 2006 г. №246 и от 21 марта 2007 г. №171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 1079 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2011 года в размере 420 руб. 49 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью - в размере 630 руб. 77 коп.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 5 апреля 2005 года №7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Такой же позиции по данному вопросу придерживается Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года №25-В07-24) и Конституционный Суд РФ (Определение от 4 декабря 2007 года №879-О-О).

В порядке, установленном законодательством, истец соответствующие компенсации получает. Оснований для индексации данных компенсаций в ином порядке не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Якухно Виктору Петровичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Тверской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью и взыскании несвоевременно выплаченных сумм - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня объявления.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина