Об оспаривании решения Управления Росреестра по Тверской области (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-1081/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2011 годагород Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.,

с участием представителя Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по доверенности Акимова В.В.,

представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области по доверенности Лукиных Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению Юрьевой Наталии Владимировны об оспаривании решения Управления Росреестра по Тверской области,

установил:

Представитель заявителя обратился в суд с заявлением, об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, о возложении обязанности осуществить кадастровый учет названного земельного участка.

В обоснование требований указано, что заявитель является собственником земельного участка площадью 1000 кв. м. из земель поселений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, целевое назначение - для индивидуального жилищного строительства, на основании Договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка под объектом недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что при государственной регистрации права собственности на земельный участок отсутствовали сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, заявитель в 2010 году воспользовалась правом, предоставленным мне законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 года, и произвела за свой счет работы по установлению границ земельного участка в натуре. В результате межевания и установления координат характерных точек границы земельного участка была определена площадь участка 2000 кв. м., то есть увеличение площади участка по фактическому использованию не превысило предельного значения, установленного законом о дачной амнистии.

Полученный межевой план заявитель направила в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Тверской области для постановки участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено Решение об отказе в государственном кадастровом учете на основании ч. 4 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Решение об отказе мотивировано тем, что изменение площади земельного участка и описания местоположения его границ не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ.

Заявитель полагает, что указанное решение нарушает ее права и свободы гражданина, в частности, права, предоставленные гражданам РФ Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. Решением Росреестра об отказе в постановке участка на ГКУ созданы препятствия для осуществления прав заявителя как собственника земельного участка, считает оспариваемое решение незаконным, поскольку в данном случае в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, то орган Росреестра обязан был поставить участок заявителя на кадастровый учет в новых границах согласно представленному межевому плану.

В судебном заседании заявитель, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, не участвовала, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем на основании ст. ст. 167, 257 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие заявителя.

Участвующий в судебном заседании представитель Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Акимов В.В. полагал, что заявителем пропущен срок на обращение с заявлением в суд, установленный п. 1 статьи 256 ГПК РФ без уважительных причин, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым на момент совершения оспариваемых заявителем действий отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулировал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с п. 1 статьи 20 которого с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, а также любые иные лица (п. 2 статьи 20 Закона).

В Управление обратилось доверенное лицо Юрьевой Н.В. с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № об изменении площади земельного участка и описании местоположения границ земельного участка.

Пунктом 4 статьи 27 Закона о кадастре предусмотрено, что при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка по основаниям п. 4 статьи 27 Закона о кадастре.

По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 1000 кв. м., что соответствует правоустанавливающему документу договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 22 Закона о кадастре предусмотрен состав необходимых документов для кадастрового учета, а именно в пункте 6 вышеуказанной статьи установлено, что при постановке на кадастровый учет или при учете изменений такого объекта недвижимости подается копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости.

Заявителем не было представлено правоустанавливающего документа подтверждающего возникновение у него права собственности на земельный участок площадью 2000 кв. м.

В случае если уточненная площадь земельного участка в документах о межевании, представленных для проведения государственного кадастрового учета или учета текущих изменений характеристик земельного участка, отличается от площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе на такой земельный участок, на величину, не превышающую минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти или органов местного самоуправления, то государственный кадастровый учет проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

В статье 33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации Собранием депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении в <адрес> предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства» принято решение об установлении для городского поселения минимального размера - 0,06 га.

Таким образом, Управление считает, что решение об отказе во внесении уточненных сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № принято на законных основаниях с соблюдением норм действующего законодательства.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тверской области по доверенности Лукиных Д.Ю. в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащие удовлетворению, пояснив, что согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению (ч. 6 ст.4 Закона о кадастре). С учетом изложенного полагал, что уточнение границ земельного участка заявителя не актуально т.к. местоположение границ земельного участка установлено ранее.

Суд, заслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска обращения в суд, полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям пропуска срока на обращение в суд.

Заявитель обращается в суд с заявлением об обжаловании незаконного, по ее мнению, решения федерального органа исполнительной власти, то есть заявление подано в порядке главы 25 ГПК РФ. Соответственно, в данном случае срок для обращения в суд составляет 3 месяца с момента, когда лицо узнало (или должно было узнать) о нарушении своего права. Как указано в заявлении, оспариваемое решение было получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ, последний день срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.

Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие своевременно обратиться в суд (например, болезнь, нахождение в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжело больными членами семьи).

Заявителем указано, что срок для обращения с заявлением ею не пропущен, поскольку она своевременно обратилась в <данные изъяты> городской суд, определением от ДД.ММ.ГГГГ ей было указано на неподсудность.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Установленный порядок означает обращение в суд с заявлением, отвечающим требованиям ст.ст. 131-132 ГПК РФ, и с учетом правил о подсудности спора.

В силу ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Тверской области – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, является территориальным органом федерального органа государственной власти.

Порядок оспаривания решение государственных орга6нов установлен главой 25 ГПК РФ.

Так, согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление об оспаривании решения органа государственной власти подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Согласно ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с приведенным порядком в указанный срок Юрьева Н.В. не обращалась.

С учетом установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока на обжалование, не может быть признано осуществленным с соблюдением названного срока.

Таким образом, Юрьевой Н.В. срок на подачу заявления об оспаривании решения Управления Росреестра по Тверской области, полученного ею ДД.ММ.ГГГГ, пропущен.

Определением от 19.04.2011 г., а также судебным извещением, направленным в адрес заявителя 29.04.2011 г., Юрьева Н.В. была уведомлена о возложенной в силу норм ГПК РФ обязанности доказать соблюдение установленных ст. 256 ГПК РФ сроков обращения с заявлением.

Иных причин, кроме обращения в <данные изъяты> городской суд Тверской области, препятствующих своевременно обратиться в надлежащий суд с заявлением об оспаривании решения Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, Юрьевой Н.В. не представлено.

В соответствии ст. ст. 256 ч.2 ГПК РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно абз. 5 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации о 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 193, 194 – 199, 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Юрьевой Наталии Владимировны об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка площадью 2000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, о возложении обязанности осуществить кадастровый учет названного земельного участка – ОТКАЗАТЬ в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд и отсутствием уважительных причин пропуска такого срока.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 мая 2011 года.

ПредседательствующийЛ.Г. Буланкина