Дело № 2-1129/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2010 годагород Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
При секретаре Аниковой Т.С.,
С участием истца Литвинова Н.Г., его представителя Юрьева М.П.,
Представителя ответчика по доверенности Савельева Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Литвинова Николая Георгиевича к Военному комиссариату Тверской области о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковыми требованиями о признании за ним права на перерасчет недополученной пенсии за период с 01.04.2001 г. по 31.12.2005 г. – на 30 %, с 01.01.2006 г. – на 45 %, и обязать ответчика произвести перерасчет за указанный период и перечислить сумму задолженности в размере 180 750 руб. 81 коп.
В судебном заседании истец уточнил, что просит взыскать указанную сумму за вычетом 14 565 руб. 60 коп., которые были выплачены ответчиком, т.е. 166 185 руб. 21 коп.
В обоснование иска указано, что истец, майор запаса, является военным пенсионером с 2001 года, имеет выслугу в календарном исчислении 19 лет, в льготном – более 35. Уволен с военной службы с должности бортового инженера стратегического самолета АН-22 «А», имея классную квалификацию специалист-мастер. Указанная классная квалификация была присвоена приказом Командующего 61 Воздушной Армии ВГК (ВТА) ДД.ММ.ГГГГ №. После издания данного приказа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», приказа Минобороны от 27.07.2000 г. № 394, изданного во исполнение Постановления Правительства РФ, должностной оклад был увеличен на 30 %.
Пенсия истцу была назначена ДД.ММ.ГГГГ, перечислялась на сберкнижку. После увольнения с военной службы Литвинов Н.Г. подрабатывал в Москве и на размер начисленной пенсии внимания не обращал. Только в декабре 2010 г., случайно встретившись со своим бывшим сослуживцем, уволившимся с аналогичной должности и имеющего такую же, как у истца, выслугу лет, проживающим ныне в Челябинске, узнал, что размер его пенсии значительно выше, чем начисляемый истцу.
За разъяснениями в январе 2011 года истец обратился в центр социального обеспечения областного военного комиссариата и получил ответ, что пенсия выплачивается с 01 ноября 2007 года с учетом повышения должностного оклада на 25 % в соответствии с присвоенной ему в 1998 г. классной квалификацией «бортовой специалист 2 класса». На вопросы о том, что пенсия истцу не исчислялась с момента увольнения из ВС РФ с учетом имеющейся классной квалификации бортовой специалист-мастер на 30% до 01 января 2006 года и соответственно на 45% после указанной даты, ответа он не получил и ответчик продолжает начислять пенсию в прежнем порядке.
Считает, что действия ответчика прямо противоречат норме приказа Минобороны от 27.07. 2000 г. № 394 о том, что гражданам, уволенным с военной и иной государственной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты, ранее назначенных пенсий осуществляется на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при представлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке.
Указанная норма существовала до 0101.2006 г., после издания приказа МО от 12.07.2007 г. № 288 надбавка к должностному окладу бортового специалиста-мастера с 01.01.2006 г. определена в 45 %. Подпункт д пункта 1 данного приказа сохранил право на соответствующее увеличение размера пенсий для офицеров, проходивших военную службу на должностях бортовых инженеров.
Отказ ответчика в перерасчете пенсии неправомерен, следствием чего явилось данное обращение в суд за защитой прав и законных интересов.
За время, прошедшее с момента увольнения истца с военной службы - с апреля 2001 г. ежегодно происходил рост инфляции, реальным отражением которого является рост индекса потребительских цен (ИПЦ). Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) определено в п. 13, что: «При определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации».
В судебном заседании истец, представитель истца по доверенности Юрьев М.П. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Савельев Д.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что вопросы присвоения квалификации решаются Центральной квалификационной комиссией, в компетенцию Военного комиссариата Тверской области не входит.
Назначение пенсии носит заявительный характер. При назначении пенсии учитывается оклад по последней воинской должности, оплаты по воинским званиям, процентная надбавка за выслугу лет. Далее все надбавки носят заявительный характер. По предоставлению заявителем всех необходимых документов, рассматривается вопрос о размере выплачиваемой пенсии. В случае, если с таким заявление обращается не сразу, пенсия выплачивается за прошлое время за 12 месяцев.
Истец обратился с заявлением и всеми необходимыми документами в октябре 2008 года. Документы были рассмотрены и принято решение о выплате с ноября 2008 г., в том числе за предыдущий период с 01.11.2007 г.
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Литвинов Н.Г. является пенсионером Министерства обороны РФ и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет, исчисленная из денежного довольствия в с соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии со ст. 43 указанного Закона для исчисления пенсии учитываются в порядке, определенном Правительством РФ, оклады по должности, специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлены основания пересмотра пенсий, в том числе лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел.
При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 Закона).
Названный порядок установлен во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 года № 396.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 года № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» утверждено Положение, устанавливающее порядок определения квалификации летного состава государственной авиации, согласно п. 5 которого работникам, проходящим государственную службу на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по занимаемой (штатной) должности увеличиваются за счет средств, выделяемых на содержание заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, и средств организаций в следующем размере - бортовой специалист-мастер - на 45 процентов.
В постановлении Правительства РФ от 23.05.2000 года № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» не указано на необходимость пересмотра пенсий и не определен механизм пересмотра пенсий в общем порядке, напротив, указано, что гражданам, уволенным с военной и иной государственной службы и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты ранее назначенных пенсий осуществляются на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при представлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке (выписка из приказа, личного дела или летной книжки).
Во исполнение данного Постановления Правительства Российской Федерации, Министром Обороны РФ издан Приказ № 394 от 27 июля 2000г. «Об определении квалификации летного состава государственной авиации», согласно которому в том числе и военным комиссарам следует обеспечить выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации и условия для проведения работы по определению квалификации летного состава государственной авиации.
Согласно п. 2 данного приказа Минобороны РФ, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях летного состава и имеющим присвоенные в установленном порядке квалификационные категории, оклады по воинской (занимаемой, штатной) должности следует выплачивать с увеличением в следующих размерах - бортовой специалист-мастер - на 30 процентов.
В свою очередь, вышеуказанным п. 2 Приказа Минобороны РФ для граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения летному составу окладов за присвоенные квалификационные категории, перерасчеты ранее назначенных пенсий должны были осуществляться на основании их заявлений в военные комиссариаты по месту жительства и при предоставлении данных о присвоении соответствующей квалификации, заверенных в установленном порядке (выписка из приказа, личного дела или летной книжки).
Вышеуказанный приказ утратил силу (Приказ МО РФ от 12.07.2007г. № 288).
Согласно действующему п. 1 «б» Приказа Минобороны РФ от 12 июля 2007 г. № 288 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации», зарегистрированному в Минюсте РФ 15 августа 2007г. (регистрационный № 9990), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях летного состава государственной авиации и имеющим присвоенные в установленном порядке соответствующие квалификационные категории, выплачивать оклады по воинской должности с увеличением в следующих размерах - бортовой специалист-мастер - на 45 процентов.
Данный Приказ Минобороны РФ от 12 июля 2007 г. № 288 «О мерах по совершенствованию работы по определению квалификации летного состава государственной авиации» не находится в противоречии с действующим законодательством, регламентирующим порядок начислений и выплаты пенсий.
Вместе с тем, оснований для пересмотра размера пенсии истца с учетом классной квалификации «бортовой специалист-мастер» не имеется.
Истцу категория «специалист-мастер» была присвоена приказом 61 ВА ВТК (ВТА) № от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министра обороны СССР от 15 марта 1991 г. № 063 были внесены изменения в приказ Министра обороны СССР 1990 года № 0190 и присвоение классной квалификации всем членам экипажей воздушных судов (корме летчиков и штурманов) проводилось в соответствии с приказом Министра обороны СССР 1990 года № 080. В соответствии с этим приказом нормы и требования по присвоению классной квалификации инженерно-техническому составу воздушных судов были приближены к требованиям, предъявляемым к наземным специалистам, и значительно отличались от норм и требованиям, предъявляемых к летчикам и штурманам, вследствие чего принципиально изменился порядок присвоения (подтверждения) им классной квалификации.
С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2002 г. № 611 уволенным с военной службы офицерам инженерно-технического состава авиации Вооруженных Сил, занимавших ранее должности инженеров (техников), имевшим «летную» военно-учетную специальность и входившим в состав экипажей самолетов и вертолетов, получившим (пересдавшим) в соответствии с требованиями приказов Министра обороны СССР 1987 года № 0112 и 1990 года № 0190 в период с мая 1987 г. по март 1991 г. квалификацию «Военный инженер (техник) 2,1 класса и мастер», имеющаяся у них квалификация приравнивается к квалификационной категории соответственно «Бортовой специалист 2,1 класса и мастер» и подлежат пересмотру ранее назначенные с «летных» окладов, в том числе сохраненных, пенсии с учетом имеющейся у них классности.
С учетом сроков присвоения истцу квалификации специалист-мастер» оснований для пересмотра пенсии по указанной категории не имеется.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вопреки доводам истца, решением Тверского гарнизонного военного суда от 31.07.2001 г. по жалобе Литвинова Н.Г. на действия командования войсковой части 21322, войсковой части 21350, связанные с несвоевременной выплатой денежного довольствия при увольнении с военной службы, не установлены обстоятельства выплаты истцу надбавок по квалификации бортовой инженер специалист-мастер. Кроме того, при рассмотрении названного дела ответчик – Военный комиссариат Тверской области не являлся участником процесса.
В связи с приведенными обстоятельствами вышеуказанное решение Тверского гарнизонного военного суда не может иметь преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора.
Согласно Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ст. 43) пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением (ст. 49).
Из содержания статей 43, 49 названного закона усматривается специальное понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии». При этом в состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Поэтому, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе оклада по воинской должности, должно влечь по ст. 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Законодатель, помимо перерасчета пенсии, также предусмотрел возможность пересмотра пенсии. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в данной ситуации имеет место быть перерасчет пенсии, а не пересмотр пенсии в связи с увеличением одной из составляющей денежного довольствия, Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 396 «Об определении квалификации летного состава государственной авиации» не является основанием для перерасчета пенсии.
В соответствии с п.1 «д» вышеуказанного Приказа Минобороны РФ, военным комиссарам следует обеспечить перерасчет на основании заявлений, поданных в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение по месту жительства, с представлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа соответствующего командира (начальника), личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке, ранее назначенных пенсий гражданам (членам их семей), уволенным с военной и иной государственной службы и занимавшим ранее: воинские (штатные) должности летного состава и имеющим право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения окладов по этим должностям за присвоенную в установленном порядке соответствующую квалификационную категорию (классную квалификацию, классность).
Таким образом, истцу, как уволенному с военной службы и имеющему право на пенсионное обеспечение с учетом увеличения оклада за присвоенную в установленном порядке квалификационную категорию, перерасчет ранее назначенной пенсии следовало осуществить на основании его заявления, поданного в военный комиссариат по месту жительства, с предоставлением сведений о присвоении соответствующей квалификационной категории (классной квалификации, классности) (выписки из приказа, личного дела или летной книжки), заверенных в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, с заявлением о перерасчете пенсии Литвинов Н.Г. обратился в военкомат Тверской области ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных ранее, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Статьей 50 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Материальный закон связывает сроки перерасчета пенсии с соблюдением нескольких условий: возникновением права на пенсию, с фактом обращения с заявлением о перерасчете пенсии, с предоставлением подтверждающих это право документов, предусматривая возможность несвоевременного обращения лица в пенсионный орган и определенные гарантии пенсионного обеспечения - выплату разницы в пенсии в пределах не более 12 месяцев, предшествующих дню обращения за таким перерасчетом.
В связи с чем ссылки истца на то, что Военный комиссариат Тверской области мог самостоятельно произвести перерасчет пенсии с момента увольнения до 01.01.2006 г., с 02.01.2006 года до настоящего времени, необоснованны и противоречат нормам действующего законодательства, регламентирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Квалификационная категория истца - «бортовой специалист 2 класса» не является ни наименованием его должности, ни воинского звания, в связи с чем необходимым для перерасчета пенсии Литвинова Н.Г. являлось обращение с соответствующим заявлением в военный комиссариат и предоставление данных, подтверждающих категорию.
Вместе с тем, истец не обращался в пенсионный орган заявлением о перерасчете пенсии до подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, истцом не соблюдено одно из необходимых условий для перерасчета пенсии с 01.04.2001 года - отсутствовало обращение Литвинова Н.Г. с заявлением о перерасчете пенсии сроки, позволяющие произвести назначение пенсии со дня возникновения права на нее, отсутствовали и подтверждающие квалификационную категорию документы.
После предоставления заявления, Военным комиссариатом Тверской области Литвинову Н.Г. сделан перерасчет пенсии с учетом классной квалификации «бортовой специалист 2 класса» с 01 ноября 2007 года.
Между тем, в соответствии со ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается запрошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, для взыскания задолженности по невыплате пенсии с 01.04.2001 года следует установить вину Военного комиссариата Тверской области, как органа, выплачивающего пенсию, чего в действиях ответчика не усматривается.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом заявлено о взыскании судебных расходов согласно договора возмездного оказания услуг в сумме 12 000 руб.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, оснований для взыскания в пользу истца судебных расходов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Литвинову Николаю Георгиевичу в удовлетворении искового заявления к Военному комиссариату Тверской области о признании права на увеличение пенсии в периоды: с 01.04.2001 г. по 31.12.2005 г. – на 30%, с 01.01.2006 г. – на 45%, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за указанные периоды и взыскать с ответчика задолженность согласно расчету в сумме 166 185 руб. 21 коп., взыскании судебных расходов - о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.05.2011 г.
ПредседательствующийЛ.Г. Буланкина