Дело № 2-995/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Желтовой А.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании «24» мая 2011 года заявление Росткова Владислава Викторовича на решение призывной комиссии г. Твери,
установил:
Ростков Владислав Викторович оспаривает решение призывной комиссииг. Твери, указывает о том, что он состоит на воинском учёте в отделе областного военного комиссариата Тверской области по г. Твери.
В ДД.ММ.ГГГГ г., на основании результатов медицинского освидетельствования, он был признан годным к военной службе, призывная комиссия г. Твери вынесла решение, что Ростков В.В. годен к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б», подлежит призыву на военную службу.
Ростков В.В. считает решение призывной комиссии г. Твери и заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании его годным к военной службе, вынесенное по итогам медицинского освидетельствования, незаконными и подлежащими отмене, ссылается на нарушения процедуры освидетельствования.
В судебном заседании Ростков В.В. надлежащим образом извещенный о дате рассмотрения дел, не участвовал.
Представитель заявителя по доверенности Стадниченко М.С. В судебном заседании требования заявителя поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель призывной комиссии г. Твери, Военного комиссариата Тверской области по доверенности Перфильева Л.М. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований.
Рассмотрев имеющиеся материалы гражданского дела, заслушав мнение представителя заявителя и заинтересованного лица, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования.
Как установил суд, в отношении Росткова В.В. в целях призыва его на военную службу проводилось медицинское освидетельствование. По результатам медицинского освидетельствования, проведенного призывной комиссией г. Твери было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым Росткову В.В. была установлена категория годности к военной службе «Б» («годен к военной службе с незначительными ограничениями»).
Решение призывной комиссии г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ оспорено Ростковым В.В. в порядке Главы 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, например, решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Таким образом, решение призывной комиссии г. Твери может быть оспорено в порядке Главы 25 ГПК РФ.
В силу п. 25 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении такого дела суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), при этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено основания, влекущие признание принятого в отношении Росткова В.В. решения, незаконным.
В соответствии с Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о военно-врачебной экспертизе».
На момент медицинского освидетельствования призывника Росткова В.В. действовало Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно п. 22 названного Положения контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, возложено на призывную комиссию субъекта РФ. По решению призывной комиссии субъекта РФ контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта РФ. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами – членами призывной комиссии субъекта РФ: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.
В составе призывной комиссии г.Твери, созданной приказом Департамента здравоохранения и социальной политики администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № в частности, утверждены: врач-терапевт, врач-хирург, врач-невролог, врач-стоматолог, врач-окулист, врач-ЛОР, врач-рентгенолог.
Из Листов медицинского освидетельствования Росткова В.В. оформленных данными врачами-специалистами, следует, что по медицинским показаниям Ростков В.В. годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Представителем заявителя выражены сомнения относительно наличия у врачей-специалистов соответствующих сертификатов, однако, такие сомнения не мотивированы. У суда не вызывает сомнений статус врачей-специалистов и соответствующее подтверждение этого статуса.
Обосновывая нарушения призывной комиссии, заявитель указывает на наличие заболеваний: <данные изъяты>.
Согласно п. 1 вышеуказанного «Положения о военно-врачебной экспертизе», военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе.
В соответствии с п.3 «Положения…», на ВВК возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы, организация и проведение контрольного обследования и повторного медицинского освидетельствования (в том числе в целях проведения военно-врачебной экспертизы по результатам независимой военно-врачебной экспертизы) в порядке, определяемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба в органах).
При этом, под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности, службе в органах, разрешение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Заключения ВВК выносятся в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ВВК
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы органа местного самоуправления района, города (без районного деления) по представлению соответствующего военного комиссара привлекаются врачи-специалисты, средний медицинский персонал медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Министерство обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывает требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые включаются в расписание болезней и таблицу дополнительных требований к состоянию здоровья граждан согласно Приложению.
Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние их здоровья и физического развития и на основании которых определяются их категории годности к военной службе.
Организация освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учет, создаваемую в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании, а при призыве на военную службу - на призывную комиссию, которая создается в районе, городе без районного деления или муниципальном образовании.
Врачи-специалисты, в соответствии с п. 17 вышеуказанного Положения, по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
"А" - годен к военной службе;
"Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
"В" - ограниченно годен к военной службе;
"Г" - временно не годен к военной службе;
"Д" - не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Так, из представленного протокола рентгенисследования состояния здоровья от ДД.ММ.ГГГГ Областной клинической больницы, городской больницу № видно, что заявитель действительно страдает заболеваниями: <данные изъяты>
Наличие имеющегося у заявителя диагноза в соответствии со ст. 66 «в» Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, дает основание для признания Росткова В.В. ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). Такие граждане согласно п.п. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас ВС РФ.
Вместе с тем, имеющийся у Росткова В.В. диагноз позволил специалистам придти к выводу о том, что Ростков В.В. подлежал призыву на военную службу с категорией «Б».
Таким образом, при проведении обследования Росткова В.В. призывной комиссией был сделан необоснованный вывод о его годности к военной службе, без учета наличия заболеваний.
В силу ст. 66 расписания болезней, <данные изъяты> дает основание для признания заявителя ограниченно годным к военной службе.
Таким образом, судом установлено несоответствие тех медицинских документов, которые были представлены Ростковым В.В. на призывную комиссию Тверской области - решению призывной комиссии г. Твери, поскольку <данные изъяты> не может относить состояние здоровья к категории годности – «Б».
Решение призывной комиссии г. Твери о том, что Ростков В.В. годен к военной службе с незначительными ограничениями, категория годности «Б», подлежит призыву на военную службу было принято без проведения полного обследования росткова В.В., его жалобы на состояние здоровья должным образом проверены не были.
Таким образом, при проведении обследования Росткова В.В. призывной комиссией был сделан необоснованный вывод о его годности к военной службе, без учета заключения соответствующих специалистов, данному в целях углубленного исследования состояния здоровья призывника.
На основании п. 9 «Положения о военно-врачебной экспертизе», по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование, которое могло быть проведено по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии, если, по мнению врачей, в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ о признании Росткова Владислава Викторовича годным к военной службе.
Обязать призывную комиссию г. Твери провести повторное медицинское освидетельствование в отношении Росткова Владислава Викторовича в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Тверской областной суд через районный суд со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: