Дело № 2-1040/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«12» мая 2011 годагород Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.
при секретаре Аниковой Т.С.,
с участием истца Захаровой Т.В.,
представителя ответчика Богданова В.В.,
третьего лица Голобочанского Л.З.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захаровой Татьяны Владимировны к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании незаконным отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратилась в суд с требованиями обязать Комитет по управлению имуществом Тверской области выделить ей и члену ее семьи – мужу путевки на санаторно-курортное лечение, оплатить проезд до места нахождения санатория и обратно, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
В обоснование иска указано, что истец с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию за выслугу лет и является пенсионером Гражданской службы Тверской области. Ранее истец работала в Комитете по управлению имуществом Тверской области. Общий стаж государственной гражданской службы составляет 24 года 04 месяца 25 дней.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 10 ст. 71 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истец направила в адрес руководителя Комитета по управлению имуществом Тверской области заявление о предоставлении истцу и члену ее семьи - мужу путевок на санаторно-курортное лечение с указанием профиля заболевания.
ДД.ММ.ГГГГ истец получила отказ за № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец считает данный отказ необоснованным и противоречащим действующему законодательству, т.к. в п. 10 ст. 71 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко написано, что: «Условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу Федерального закона о медицинском страховании государственных служащих в Российской Федерации.
Истец полагает, что оспариваемый отказ нарушает ее право на получение полноценного медицинского и санаторно-курортного лечения.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, муж истицы Голобочанский Л.З., в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Богданов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы представленных в материалы дела письменных возражений, согласно которым по существу ответчик считает решение, выраженное в письме исх. № от ДД.ММ.ГГГГ (в исковом заявлении неправильно указаны реквизиты данного отказа), принятым в соответствии с законом и не нарушающим права либо свободы гражданина.
В соответствии с частью 10 статьи 71 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с указанным Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
Указанная норма является переходной в связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной гражданской службы Российской Федерации» и вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и гарантирует права государственных служащих, признаваемых государственными гражданскими служащими, на сохранение условий медицинского и санаторно-курортного обслуживания до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
Однако законодательством Российской Федерации не предусмотрено такой формы медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с указанным Федеральным законом гражданскими служащими, как предоставление путевок на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, основания для предоставления Захаровой Т.В. вышеуказанной путевки отсутствуют.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право гражданина на компенсацию, морального вреда, причиненного действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Поскольку обжалуемый отказ является правомерным, право на компенсацию морального вреда у истца отсутствует.
В любом случае, в исковом заявлении не содержится описания фактических обстоятельств причинения морального вреда и не приведены доказательства их наличия.
На основании изложенных доводов представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав истца, третье лицо, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Ответчиком не оспаривается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию за выслугу лет и является пенсионером Гражданской службы Тверской области. Ранее истец работала в Комитете по управлению имуществом Тверской области. Общий стаж государственной гражданской службы истца составляет более 24 лет.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Являясь пенсионером гражданской службы Тверской области, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к ответчику с просьбой в соответствии с п. 10 ст. 71 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предоставить истцу и члену семьи истца – мужу путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году с оплатой проезда до места нахождения санатория и обратно.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх № ответчик сообщил об отсутствии оснований для предоставления истцу вышеуказанной путевки.
Согласно Конституции Российской Федерации (п. «ж» части 1 статьи 72) и Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (пункт 4 статьи 2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).
В соответствии с п. 10 ст. 71 Федерального закона от 2.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим, к числу которых относятся и гражданские служащие субъектов РФ, гарантируется до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации сохранение условий медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет.
В настоящий момент федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации не принят, действующими федеральными законами не предусмотрена возможность предоставления гражданским служащим такой социальной гарантии, как оплата санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и отдыха.
Переходными положениями ч. 10 ст. 71 приведенного Федерального закона государство сохранило существенно значимые социально ориентированные гарантии, которыми гражданские служащие пользовались до изменений, произошедших после принятия новейшего законодательства.
Приведенная норма закона не устанавливает самостоятельных гарантий, а закрепляет сохранение на период до принятия соответствующих законодательных актов существующих гарантий.
Статьей 20 Закона Тверской области от 21.06.2005 г. № 89-ЗО «О государственной гражданкой службе Тверской области» установлены государственные гарантии гражданских служащих.
Так, согласно п. 7.1 приведенной нормы закона, гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых.
Предельный размер ежегодной денежной выплаты, установленной настоящим пунктом, ежегодно определяется Администрацией Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий год.
В силу п. 7.2 названной статьи Закона гражданскому служащему Тверской области гарантируется ежегодное медицинское обследование, направленное на раннее выявление и профилактику заболеваний. На время прохождения медицинского обследования гражданскому служащему гарантируется сохранение денежного содержания.
Порядок и условия прохождения медицинского обследования определяются Администрацией Тверской области.
На основании п. 9 ст. 20 Закона Тверской области от 21.06.2005 г. № 89-ЗО гражданскому служащему могут быть предоставлены иные дополнительные государственные гарантии, перечень которых устанавливается Администрацией Тверской области.
Размер и порядок осуществления выплат по дополнительным гарантиям определяются Администрацией Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на текущий финансовый год и на плановый период.
Законом Тверской области от 27.12.2010 г. № 126-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрены расходы на единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых.
Таким образом, субъект Российской Федерации Тверская область, воспользовавшись предоставленными ст. ст. 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации правами органам государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, не счел возможным в 2011 – 2013 годах планировать расходы на финансирование санаторно-курортного лечения государственных служащих.
Поскольку Федеральным законом не предусмотрена такая мера социальной защиты гражданских служащих, как оплата санаторно-курортного лечения и проезда к месту отдыха и обратно, установление такой гарантии является в соответствии с указанными выше требованиями федерального законодательства правом, а не обязанностью субъекта РФ.
Ссылки истца на те обстоятельства, что в ряде других субъектов Российской Федерации приняты нормативные акты о порядке предоставления государственным служащим санаторно-курортного лечения, что ранее соответствующее постановление Администрацией Тверской области, Губернатором Тверской области издавалось, не свидетельствует о незаконности действий ответчика - Комитета по управлению имуществом Тверской области, действующим в соответствии с предоставленными полномочиями, в состав которых не входит самостоятельное определение направления расходных обязательств субъекта Российской Федерации Тверской области.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Предусмотренных федеральным законом оснований для выхода за пределы заявленных Захаровой Т.В. исковых требований суд не усматривает.
Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно пункту 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 кодекса.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный гражданину, подлежит возмещению при наличии, помимо прочего, вины и признаков противоправности в действиях (бездействия) причинителя вреда.
Истцом не представлено достаточных допустимых и относимых доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии у истца физических и нравственных страданий в связи с поведением ответчика. Поскольку решение вопроса о выделении истцу и члену ее семьи путевки на санаторно-курортное лечение, оплата проезда до места нахождения санатория и обратно в отсутствие нормативно-правового регулирования не отнесено к компетенции ответчика, вина ответчика отсутствует.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Захаровой Т.В. исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Захаровой Татьяне Владимировне в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании незаконным отказа в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 мая 2011 года.
ПредседательствующийЛ.Г. Буланкина