Дело № 2-1160/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Твери в составе
Председательствующего судьи Харитоновой В.А.
При секретаре Тимофеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2011 года дело по иску Болонкина Николая Арсеньевича к Военному комиссариату Тверской области о возложении обязанности по осуществлению перерасчета пенсии, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с настоящим иском, Болонкин Н.А. указал о том, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. В его денежное довольствие для исчисления пенсии включается стоимость продовольственного пайка. С 1 января 2000 года при исчислении пенсии военный комиссариат применяет денежную компенсацию взамен продовольственного пайка, установленную федеральными законами о бюджете и составляющую 20 руб. в сутки, что не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка. Нормы продовольственного общевойскового пайка утверждены Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и они гораздо выше 20 рублей. Так, на июль 2005г. стоимость продпайка составила 79,72 рубля в сутки. Так как размер пенсии в период с 1 января 2000 года по ноябрь 2007 года размер рассчитывался из стоимости продовольственного пайка 20 рублей в сутки, просит произвести перерасчет, принимая во внимание реальную стоимость продовольственного пайка, утвержденную Центральным продовольственным управлением МО РФ.
В судебном заседании Болонкин Н.А. поддержал свои требования в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата иск Болонкина Н.А. не признал, просил учесть, что имеется вступившее в законную силу решение мирового судьи судебного участка № 1 Центрального района г. Твери, которым истцу отказано в удовлетворении аналогичных требований за период с января 2000 года по май 2005 года. Оснований для удовлетворения исковых требований Болонкина Н.А за период с июня 2005 года по декабрь 2007 года также не имеется. При расчете ему пенсии за указанный период принималась денежная компенсация в размере 20 рублей в сутки или 608,33 рубля в месяц. Указанный размер компенсации утверждался в централизованном порядке. С 1 декабря 2007 года положения о включении в денежное довольствие при исчислении пенсий месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка из Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ № были исключены.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований.
Порядок назначения и выплаты пенсии истцу определен Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно редакции ст. 43 закона, действующей до 1 декабря 2007 года, для исчисления военнослужащим пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 п. «б» Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Причиной обращения Болонкина Н.А. в суд, явилось то обстоятельство, что размер его пенсии не увеличивался в связи с увеличением реальной стоимости пайка, рассчитанной Центральным продовольственным управлением МО РФ, вместо реальной стоимости продовольственного пайка ответчик в период с 1 января 2000 года по декабрь 2007 года закладывал в расчет пенсии так называемую денежную компенсацию стоимости продовольственного пайка, которая оставалась неизменной в течение всего указанного периода и составляла 20 рублей в сутки.
По мнению истца, эти действия Военного комиссариата являлись незаконными, поэтому он просит произвести перерасчет пенсии.
Вместе с тем, анализ законодательства в области пенсионного обеспечения военнослужащих не содержит правовых оснований для производства перерасчета.
Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулируются нормами пункта 1 статьи 14 Федерального Закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с редакцией данного пункта, действовавшей до 01.01.2005 года, продовольственное обеспечение военнослужащих осуществлялось по нормам и в сроки, которые устанавливались Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в одной из следующих форм: организация питания по месту службы; выдача продовольственного пайка; выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости.
С 1 января 2000 года по 31 декабря 2004 года денежная компенсация военнослужащим взамен положенного продовольственного пайка ежегодно устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете в размере 20 рублей в сутки (пункт 13 приложения 3 к Федеральному закону от 31 декабря 1999 года «О федеральном бюджете на 2000 год», пункт 8 приложения 4 к Федеральному закону от 27 декабря 2000 года «О федеральном бюджете на 2001 год», пункт 5 приложения 9 к Федеральному закону от 30 декабря 2001 года «О федеральном бюджете на 2002 год», статья 97 Федерального закона от 24 декабря 2002 года «О федеральном бюджете на 2003 год», статья 102 Федерального закона от 23 декабря 2003 года «О Федеральном бюджете на 2004 год»).
Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в статью 14 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 года.
Согласно новой редакции Закона выдача продовольственного пайка в натуре сохраняется только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по их просьбе; для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в иных местностях, продовольственное обеспечение устанавливается в форме денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 2000 по 2007 годы размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливался в централизованном порядке и составлял 20 руб. в сутки.
Применяя при расчете пенсии именно этот размер денежной компенсации, военный комиссариат обоснованно исходил из того, что пенсионное обеспечение военнослужащих является видом государственного пенсионного обеспечения и должно носить единообразный характер. Именно положения, закрепленные в Федеральных законах о бюджете, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Что касается стоимости общевойскового пайка, определяемой ежемесячно Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ, то она официально не публикуется и используется исключительно для составления бюджетной заявки на предстоящий финансовый год.
В своем заявлении Болонкин Н.А. в обоснование своей позиции ссылается на определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 года № 429-О. В данном определении действительно изложена правовая позиция о том, что сами по себе положения законов «О Федеральном бюджете» не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка. Вместе с тем, в данном определении подчеркивается, что пересмотр пенсии должен производиться на основании действующего законодательства. Действующее законодательство в области пенсионного обеспечения военнослужащих не содержит правовой базы, позволяющей суду при расчете пенсий истцу исходить из иного размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка, нежели той, которая установлена федеральными законами о бюджете. Как уже указывалось выше, пенсионное обеспечение военнослужащих является видом государственного пенсионного обеспечения, оно производится в централизованном порядке и должно носить единообразный характер. Определение размера пенсий, их ежемесячный пересмотр на основании статистических данных о суточной стоимости продовольственного пайка, которые не применяются для целей пенсионного обеспечения, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Болонкина Николая Арсеньевича к Военному комиссариату Тверской области о возложении обязанности по осуществлению перерасчета пенсии, взыскании денежных средств – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течении 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Харитонова