О возложении обязанности совершить определенные действия (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2 –1631/11 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011 года

Центральный районный суд города Твери

в составе:

председательствующего судьи Кадочниковой Е.В.

при секретаре Бойковой Т.В.

с участием представителей прокуратуры Новгородской области на основании доверенностей и удостоверений Богдановой М.А.,Смирновой А.Д.( в защиту неопределенного круга лиц).

Представителя ответчика по доверенности Фединой В.Л.,

представителя 3 лица- по доверенности Шебуновой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Прокуратуры Новгородской области ( в защиту интересов неопределенного круга лиц) к Федеральному Государственному учреждению « Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства « ( ФГУ Упрдор «Россия») о возложении обязанности по совершению определенных действий.

У с т а н о в и л :

    В соответствии с актом проверки участка автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург от 10.05.2011, проведенной должностными лицами УГИБДД УВД по Новгородской области и организаций, ответственных за эксплуатацию и содержание указанной автомобильной дороги установлено следующее:

        -ровность асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке автодороги, расположенном с 432 по 472 км. (с правой и левой сторон) не соответствует требованиям п.3.1.3 ГОСТ Р 50597-93;

-повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части, не превышающие по своим параметрам предельные размеры, установленные п.3.1.2 ГОСТ РФ 50597-93, на участках автомобильной дороги - 434, 435, 436,438,439,440,442,443,444,445,447,448,449,450,451,455,456,458,464,465,467,469,470,474 км. (с правой и левой сторон);

                                -наличие на отдельных участках обочин, не отделенных от проезжей части бордюром, расположенным ниже уровня прилегающей кромки проезжей части (455,459,463,468км. –с правой стороны)и (442,451,452,454,456,458,460,468 км. - с левой стороны);

        -уровень заложения грунтовых обочин на отдельных участках (451,452,454,455,456,457,458,459,463,464,465 км. - с правой стороны и 436,437,441,442,451,455,456,457,459,463,464,465 км. - с левой стороны) не соответствует требованиям СНиП 2.05.02.-85;

    - ширина грунтовых обочин на отдельных участках (433,436,438,441,442,451,452,453,454,455,457 км. - с правой стороны и 454,457 км. - с левой стороны) не соответствует требованиям СНиП 2.05.02.-85;

    -повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части, превышающие по своим параметрам предельные размеры, установленные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 (с правой стороны автомобильной дооги- на участке 434 км.+500 - повреждение длиной ПО см., шириной 140 см., глубиной 8 см.; на участке 445 км.+700 - повреждение длиной 120 см, шириной 150 „см.. глубиной 12 см.; на участке 464 км.+400 - повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 8 см.; на участке 465 км.+400 - повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 7 см.; на участке 467 км.+ЗОО - повреждение длиной 100 см., шириной 90 см., глубиной 12 см.; на участке 469 км.+200 -повреждение длиной 115 см., шириной 70 см., глубиной 11 см.); (с левой стороны автомобильной дороги - на участке 434 км.+700 - повреждение длиной 200 см., шириной 70 см., глубиной 7 см.; на участке 435 км.+250 - повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 8 см.; на участке 441 км.+970 -повреждение длиной 100 см., шириной 80 см., глубиной 7 см.; на участке 433 км.+350 - повреждение длиной 200 см., шириной 80 см., глубиной 7 см; на участке 447 км.+480 - повреждение длиной 90 см., шириной 120 см., глубиной 7 см.; на участке 447 км.+530 - повреждение длиной 200 см., шириной 150 см., глубиной 15 см.; на участке 447 км.+500 - повреждение длиной 150 см., шириной 95 см., глубиной 8 см.; на участке 448 км.+500 - повреждение длиной 90 см., шириной 80 см., глубиной 13 см.; на участке 450 км.+880 - повреждение длиной 90 см., шириной 80 см., глубиной 13 см.; на участке 455 км.+930 -повреждение длиной 500 см., шириной 70 см., глубиной 12 см.; на участке 455 | км.+900 - повреждение длиной ПО см., шириной 170 см., глубиной 12 см.; на участке 456 км.+250 - повреждение длиной 150 см., шириной 130 см., глубиной 10 см.; на участке 456 км.+350 - повреждение длиной 240 см., шириной 180 см., глубиной 10 см.; на участке 458 км.+6ОО - повреждение длиной 200 см., шириной 200 см., глубиной 6 см.);

    -повреждение секции дорожного ограждения на 472 км;

    -износ горизонтальной дорожной разметки на участке с 432 по 472 км.

В течение 2011 года в связи с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятию мер по своевременному устранению помех в дорожном движении на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а также невыполнением в установленный срок законных предписаний сотрудников УГИБДД УВД по Новгородской области об устранении нарушений законодательства, виновные должностные лица организаций, осуществляющих работы по содержанию автомобильной дороги «Россия» (ФГУ «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства», ООО «ДЭП-76» и ООО «ДЭП-77») неоднократно (23.03.2011, 28.03.2011, 07.04.2011) привлекались к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 12.34 КоАП РФ, 19.5 КоАП РФ (19.02.2011) к наказаниям в виде штрафов в размере от 2 до 30 тысяч рублей.

Согласно ч.5 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

    - соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

    - включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Частью 6 ст.5 Закона установлено также, что автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги, соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения согласно ч.7 ст.5 Закона утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

    Согласно ч.З ст.6 Закона автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке,установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).Автомобильная дорога М-10 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928.

Исходя из положений ч.З ст.6 Закона, указанная автомобильная дорога находится в федеральной собственности.

Согласно п.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №374 (далее - Положение) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учёта автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Пунктом 5.4 Положения установлено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

В соответствии с п.5.34. Положения Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правила: стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Согласно п.З вышеуказанного постановления Правительства РФ от 17.11.2010 №928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

В соответствии с приложением распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002г. № 3161-р за Федеральным государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» на праве оперативного управления закреплена автомобильная дорога федерального значения М-10 Москва- Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург

Согласно п. 1.2 Устава Федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Пунктом 3.1 Устава- целями деятельности Управления являются обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.

Для достижения целей своей деятельности Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде (п.2.3 Устава).

Положениями статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожной деятельности» (далее - Федеральный закон) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, являются:

    приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

    приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

    - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Согласно ст. 12 Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении собственником федеральной автомобильной дороги общего пользования обязанностей по ее содержанию, текущему и капитальному ремонту, чем нарушаются права неопределённого круга лиц.

В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ одним из оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации являются федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, принятые по предмету ведения Российской Федерации

Согласно ч.1 ст.32 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Соответственно, положениями ч.1 ст.32 Закона определены расходные обязательства Российской Федерации по финансированию работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.

Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с п.п.1,2 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 №160 (далее -Классификация), классификация работ по капитальному ремонту дорог общего пользования распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, и устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ..

Капитальный ремонт либо ремонт, как правило, должен производиться

        комплексно на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги (п.6 Классификации).

        Согласно п.9 Классификации при капитальном ремонте проводятся следующие работы: - устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна - ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев     асфальтобетона;

            - восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного      полотна и водоотвода

            - нанесение постоянной разметки после капитального ремонта.

            К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров     ремонтируемых       участков       автомобильной       дороги      до       значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения

             границ полосы отвода, согласно п. 10 Классификации относятся следующие работы:

            -доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих его категории;

            -усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;

            -уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;

            -укрепление обочин;

            -устройство недостающих бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;

            -переустройство дорожной одежды на участках образования колей глубиной более 45 мм с удалением одного или нескольких нестабильных слоев основания.

        Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В связи с указанными выше обстоятельствами, зам. Прокурора Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении на ФГУ Упрдор «россия» обязанности по устранению имеющихся недостатков, для чего в срок до 01.11.2011 года произвести следующие работы;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке автодороги, расположенном с 432 по 472 км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТ Р 50597-93;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участках автомобильной дороги 434, 435, 436, 438, 440, 443, 444, 445, 447, 456, 458, 464, 465, 467, 469, 470, км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93;

    устранить нарушения требований СНиП 2.05.02.-85 на участках дороги с левой стороны 436,437,441,442,457,459,463, 465 км.;

    привести ширину грунтовых обочин на 433, 436, 438, 441, 442, 451, 452, 453, 454, 455, 457 км. - с правой стороны и 454, 457 км. - с левой стороны в соответствие требованиям СНиП 2.05.02.-85;

устранить повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, с правой стороны автомобильной доги - на участке 434 км.+500 - повреждение длиной ПО см., шириной 140 см., глубиной 8 см.; на участке 445 км.+700 - повреждение длиной 120 см, шириной 150 см., глубиной 12 см.; на участке 464 км.+400 -повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 8 см.; на участке 465 км.+400 - повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 7 см.; на участке 467 км.+ЗОО - повреждение длиной 100 см., шириной 90 см., глубиной 12 см.,

    на участке 469 км.+200 - повреждение длиной 115 см., шириной 70 см., глубиной 11 см.; с левой стороны автомобильной дороги - на участке 434 км.+700 - повреждение длиной 200 см., шириной 70 см., глубиной 7 см.; на участке 435 км.+250 - повреждение длиной 100 см., шириной 70 см., глубиной 8 см.; на участке 441 км.+970 - повреждение длиной 100 см., шириной 80 см., глубиной 7 см.; на участке 433 км.+350 - повреждение длиной 200 см., шириной 80 см., глубиной 7 см.; на участке 447 км.+480 - повреждение длиной 90 см., шириной 120 см., глубиной 7 см.; на участке 447 км.+530 - повреждение длиной 200 см., шириной 150 см., глубиной 15 см.; на участке 447 км.+500 -повреждение длиной 150 см., шириной 95 см., глубиной 8 см.; на участке 448 км.+500 - повреждение длиной 90 см., шириной 80 см., глубиной 13 см.; на участке 450 км.+880 - повреждение длиной 90 см., шириной 80 см., глубиной 13см.; на участке 455 км.+930 - повреждение длиной 500 см., шириной 70 см., глубиной 12 см.; на участке 455 км.+900 - повреждение длиной 110 см., шириной 170 см., глубиной 12 см.; на участке 456 км.+250 – повреждение длиной 150 см., шириной 130 см., глубиной 10 см.; на участке 456 км.+350 -повреждение длиной 240 см., шириной 180 см., глубиной 10 см.; на участке 458 км.+600 - повреждение длиной 200 см., шириной 200 см., глубиной 6 см.;

     - устранить повреждение секции дорожного ограждения на 472 км;

    - восстановить горизонтальную дорожную разметку на участке с 432 до 472 км.

В судебном заседании с учетом документов, представленных УГИБДД Новгородской области, представителем ответчика, подтверждающих факт устранения части имевшихся на момент проверки недостатков, прокурор изменил требования, ходатайствуя о возложении на ФГУ Упрдор «россия» обязанности по устранению имеющихся недостатков, для чего в срок до 01.11.2011 года произвести следующие работы;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке автодороги, расположенном с 432 по 472 км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТ Р 50597-93;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участках автомобильной дороги 434, 435, 436, 438, 439, 440, 442, 443, 444, 445, 447, 448, 449, 450, 451, 455, 456, 458, 464, 465, 467, 469, 470, 474 км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93;

установить бордюры на участках дороги с правой стороны на 455,459,463,468км., с левой стороны на 442,451,452,454,456,458,460,468 км.;

    устранить нарушения требований СНиП 2.05.02.-85 на участках с дороги с правой стороны: 451,452,454,455,456,457,458,459,463,464,465 км.; с левой стороны 436,437,441,442,451,455,456,457,459,463,464,465 км.;

привести ширину грунтовых обочин на 433, 436, 438, 441, 442, 451, 452, 453, 454, 455, 457 км. - с правой стороны и 454, 457 км. - с левой стороны в соответствие требованиям СНиП 2.05.02.-85;

-        восстановить горизонтальную дорожную разметку на участке с 432 до 472 км.

Представитель ответчика в судебном заседании не признал заявленных исковых требований по тем основаниям, что Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 года утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015г.г., в рамках которой разработана подпрограмма «Автомобильные дороги». Именно в рамках данной     подпрограммы Федеральное дорожное агентство формирует задания на выполнение работ на 2010-2015 г.г. А в свою очередь, ФГУП Упрдор «Россия», являясь бюджетным учреждением, может в соответствии с уставом выполнять функции государственного заказчика только при условии включения мероприятий по капитальному ремонту, ремонту дорог в Федеральные целевые программы в установленном законом порядке и при наличии доведенных лимитов бюджетных обязательств. В настоящее время весь участок дороги М-10 ( 40 км), о котором идет речь в иске прокурора включен в задание по выполнению работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог. При этом, окончание ремонта ( в соответствии с доведением лимитов) предполагается не позднее 31 декабря 2012 года. При этом, все требования, предъявленные прокурором, в ходе проведения капитального ремонта, будут исполнены. Однако, не согласны они с требованиями по тем основаниям, что работы по обустройству и ремонту автомобильных дорог должна вестись в плановом режиме, при этом, комплексно, что исключает возложение на них обязанности по ремонту отдельных километров, Полагает, что требования прокурора о проведении работ к ноябрю 2011 года не основано на законе, не соответствует разработанному механизму реализации программы и подпрограммы. Кроме того, ссылка прокурора на имеющиеся нарушения требований СНиП 2.05.02-85 неотносима к предмету спора, поскольку указанный СНиП распространяется лишь на случаи проектирования новых и реконструкции имеющихся дорог. В данном случае имеет место необходимость капитального ремонта, в связи с чем данные СНиПы неприменимы. Просит в иске прокурору отказать.

Представитель 3 лица - Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ- поддержал позицию ответчика, пояснив. что путем предъявления подобных исков прокурор пытается перераспределить лимиты бюджетных обязательств, что недопустимо, поскольку нарушается запланированный и технически подготовленный процесс поэтапного капитального ремонта сети автомобильных дорог. Также просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных прокурором требований.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Согласно ч.5 ст.5 Закона автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

    - соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

    - включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

Частью 6 ст.5 Закона установлено также, что автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги, соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения согласно ч.7 ст.5 Закона утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

    Согласно ч.З ст.6 Закона автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке,установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации).Автомобильная дорога М-10 включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928.

Исходя из положений ч.З ст.6 Закона, указанная автомобильная дорога находится в федеральной собственности.

Согласно п.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 №374 (далее - Положение) Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учёта автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Пунктом 5.4 Положения установлено, что Федеральное дорожное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству.

В соответствии с п.5.34. Положения Федеральное дорожное агентство организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правила: стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Согласно п.З вышеуказанного постановления Правительства РФ от 17.11.2010 №928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

В соответствии с приложением распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002г. № 3161-р за Федеральным государственным учреждением «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» на праве оперативного управления закреплена автомобильная дорога федерального значения М-10 Москва- Тверь-Великий Новгород-Санкт-Петербург

Согласно п. 1.2 Устава Федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Пунктом 3.1 Устава- целями деятельности Управления являются обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.

Для достижения целей своей деятельности Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде (п.2.3 Устава).

Положениями статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожной деятельности» (далее - Федеральный закон) установлено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, являются:

    приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

    приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

    - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Согласно ст. 12 Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Наличие недостатков дорожного покрытия и обочин зафиксировано актами от 6,7,9 июня 2011 года, оформленными органами ГИБДД с участием представителя ответчика. Указанные недостатки имеют место,что не отрицается и представителем ответчика.

Однако, дорога М-10 является федеральной собственностью, соответственно, в силу ст.210 ГК РФ бремя содержания автомобильных дорог федерального значения производится за счет средств федерального бюджета из расчета ассигнований федерального бюджета, выделенных на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог. ФГУ Упрдор «Россия» обеспечивает организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог закрепленных за учреждением федеральных дорог( п.3.2 Устава ФГУ) в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных средств.( п.2.6 Устава ФГУ)..

В ходе судебного разбирательства установлено, что главным распорядителем бюджетных средств – 3 лицом по делу до ответчика доведено задание на поэтапное ( 2011-2012 год) выполнение работ по капитальному ремонту автодороги М-10 на участке Новгородской области с 432 по 472 км.

В соответствии с п.п.1,2 классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 №160 (далее -Классификация), классификация работ по капитальному ремонту дорог общего пользования распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории Российской Федерации, и устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ..

Капитальный ремонт либо ремонт, как правило, должен производиться

        комплексно на всем протяжении ремонтируемого участка автомобильной дороги (п.6 Классификации).

        Согласно п.9 Классификации при капитальном ремонте проводятся следующие работы: - устранение деформаций и повреждений элементов земляного полотна - ликвидация колей глубиной более 45 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев     асфальтобетона;

            - восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного      полотна и водоотвода

            - нанесение постоянной разметки после капитального ремонта.

            К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров     ремонтируемых       участков       автомобильной       дороги      до       значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения

             границ полосы отвода, согласно п. 10 Классификации относятся следующие работы:

            -доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих его категории;

            -усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания; перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;

            -уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемого участка автомобильной дороги;

            -укрепление обочин;

            -устройство недостающих бордюров и укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;

            -переустройство дорожной одежды на участках образования колей глубиной более 45 мм с удалением одного или нескольких нестабильных слоев основания.

Таким образом, недостатки, об устранении которых на 432-472 км. автодороги М-10 просит прокурор путем возложения на ответчика обязанности по организации соответствующих работ, устраняются в ходе капитального ремонта ( исходя из данной классификации), и таким образом, права неопределенного круга лиц на проезд в безопасных условиях, будут восстановлены.

Требования прокурора о приведение автодороги в соответствие с требованиями СНиП 2.05.02.-85 не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку данные строительные нормы и правила действуют лишь в отношении вновь проектируемых либо реконструируемых дорог. В данном случае речь идет лишь о капитальном ремонте, на который требования данных СНиП не распространяются.

Анализируя вышеприведенные доводы, суд приходит к выводу о необходимости принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку перенесение сроков капитального ремонта ( который запланирован и к исполнению задания на проведение которого ответчик приступил)участка автодороги М 10 с 432-472 км. с 31 декабря 2012 года на 01.11.2011 года невозможно( в связи с бюджетным финансированием, лимиты которого выделяются на каждый календарный год и не переносятся). Восстановление и обустройство дороги в ходе капитального ремонта будет произведено не позднее окончания календарного 2012 года, спора по данному сроку и необходимости проведения работ у ответчика не имеется.

Одновременно, суд также отмечает то обстоятельство, что прокурором фактически не представлено доказательств нарушения действиями ( бездействием) ответчика прав граждан на безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья, имущества. Прокурор ссылается лишь на сообщение ГИБДД о том, что на данном участке трассы произошло 58 ДТП, однако не представляет никаких доказательств наличия причинно-следственной связи между произошедшими ДТП и бездействием ответчика.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Прокуратуры Новгородской области ( в защиту интересов неопределенного круга лиц) к Федеральному Государственному учреждению « Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства « ( ФГУ Упрдор «Россия») о возложении обязанности в срок до 01.11.2011 года произвести следующие работы;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участке автодороги, расположенном с 432 по 472 км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТ Р 50597-93;

    ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части на участках автомобильной дороги 434, 435, 436, 438, 439, 440, 442, 443, 444, 445, 447, 448, 449, 450, 451, 455, 456, 458, 464, 465, 467, 469, 470, 474 км. (с правой и левой сторон) в соответствии с требованиями п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93;

установить бордюры на участках дороги с правой стороны на 455,459,463,468км., с левой стороны на 442,451,452,454,456,458,460,468 км.;

    устранить нарушения требований СНиП 2.05.02.-85 на участках с дороги с правой стороны: 451,452,454,455,456,457,458,459,463,464,465 км.; с левой стороны 436,437,441,442,451,455,456,457,459,463,464,465 км.;

привести ширину грунтовых обочин на 433, 436, 438, 441, 442, 451, 452, 453, 454, 455, 457 км. - с правой стороны и 454, 457 км. - с левой стороны в соответствие требованиям СНиП 2.05.02.-85;

-        восстановить горизонтальную дорожную разметку на участке с 432 до 472 км. – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тверской областной суд подачей жалобы ( представления) через Центральный районный суд города Твери.

Председательствующий: