Дело № 2-1994/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2011 года г. Тверь
Федеральный суд Центрального района города Твери в составе
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием представителя Минфина РФ в лице управления федерального казначейства по доверенности Гуркиной О.В.,
в отсутствие истца Беляева А.М., ответчика Следственного отдела по г. Твери Следственного Управления по Тверской области Следственного комитета РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беляева А.М. к Министерству Финансов РФ и Следственному отделу по г. Твери Следственного Управления по Тверской области Следственного комитета РФ о возмещении морального вреда,
Установил:
Беляев А.М. обратился в суд с требованием о компенсации морального вреда в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей. Моральный вред, по утверждению Беляева А.М., был причинен ему вследствие незаконных действий сотрудников СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области, которыми были нарушены его конституционные права, затруднен доступ к правосудию. Факт совершения незаконных действий подтверждается постановлением Центрального районного суда г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны незаконными действия заместителя руководителя СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области ФИО3, связанные с отказом в проведении проверки по заявлению Беляева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц <данные изъяты> № ФИО10 Моральный вред выразился в возникшем недоверии к органам государственной власти, потерей доверия к государству. В связи с произошедшим Беляев А.М. пережил сильное душевное потрясение.
В дополнении к исковому заявлению истец полностью поддержал заявленные требования, указав, что допущенные нарушения прав причинили ему тяжелейшие моральные страдания.
От ответчика СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области поступили письменные возражения, в которых указывается на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований. Истец не представил доказательств причинения морального вреда. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области по доверенности Гуркина О.В. не признала исковые требования, пояснив, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Не доказан и не подтвержден факт причинения нравственных страданий, не доказан и не подтвержден размер денежной компенсации.
Суд, заслушав представителя Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области, исследовав имеющиеся материалы дела, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам проверки № по жалобе Беляева А.М. в порядке ст.125 УПК РФ на действия заместителя руководителя СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области ФИО3, жалоба Беляева А.М. удовлетворена.
Постановлением Центрального районного суда г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными действия заместителя руководителя СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области ФИО3, связанные с отказом в проведении проверки по заявлению Беляева А.М. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц <данные изъяты> № ФИО8
Таким образом, факт нарушения прав Беляева А.М. установлен вступившим в законную силу решением суда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Следовательно, сам факт нарушения Конституционного права истца, указывает на наличие у Беляева А.М. нравственных страданий, так как право на государственную защиту прав и свобод - важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации, в которой как демократическом федеративном правовом государстве в соответствии с основами конституционного строя человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В силу п. 1.5. Инструкции «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», утвержденной приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 г. № 17, заявитель имеет право в судебном порядке требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) следственного органа Следственного комитета или его должностного лица при рассмотрении обращения.
Согласно ч.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
Как следует из ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. В каждом конкретном случае при решении вопроса о компенсации морального вреда судом должны учитываться все заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом обстоятельств причинения морального вреда Беляеву А.М., установленных по делу, суд находит, что требованиям разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда соответствует сумма 1000 (одна тысяча) рублей.
Полномочия главного распорядителя бюджетных средств названы в статье 158 Бюджетного кодекса РФ. Однако данной статьей главный распорядитель средств федерального бюджета не наделен полномочием выступать в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, по основаниям, предусмотренным ст. 1070 Гражданского кодекса РФ, или в качестве третьего лица на стороне ответчика.
В данном случае вред истцу причинен в результате незаконных действий сотрудников СО по городу Твери СУ СК РФ по Тверской области. Вред, причиненный Беляеву А.М., должен быть возмещен за счет казны Российской Федерации Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области.
Руководствуясь ст. 151, 1069, 1070, 1099-1101 ГК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Беляева Александра Михайловича удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Беляева Александра Михайловича за счет средств казны Российской Федерации в счет компенсации морального вреда 1000 (одну) тысячу рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Тверской областной суд подачей жалобы через Центральный районный суд г. Твери.
Председательствующий: