о признании нарушений законодательства при заключении договора (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2338/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 18 » августа 2011 года                                город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.,

с участием истца Зимина А.К.,

представителя ответчика Зубилина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зимина А.К. к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о признании нарушений законодательства при заключении договора,

у с т а н о в и л:

Зимин А.К. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Тверьрегионгаз», в котором просил суд проверить соблюдение законодательства при заключении договора между ООО «Тверьрегионгаз» и ЗАО «Тверская керамика» на поставку объемов газа, предназначавшихся для сельской территории (<данные изъяты> сельских поселений) с <данные изъяты> вновь строящемуся частному предприятию ЗАО «Тверская керамика» и признать нарушение федерального законодательства при заключении договора между ООО «Тверьрегионгаз» и ЗАО «Тверская керамика» на поставку объемов газа, предназначавшихся для сельской территории «<данные изъяты> сельских поселений) с <данные изъяты>» вновь строящемуся частному предприятию ЗАО «Тверская керамика».

В обоснование иска указал, что заключение договора между ООО «Тверьрегионгаз» и ООО «Тверская керамика» о передаче объемов газа с <данные изъяты> не позволяет осуществить газификацию сельского поселения - <адрес>, где расположен принадлежащий ему жилой дом. Вместе с тем, газификация указанного сельского поселения запланирована в ДД.ММ.ГГГГ и подтверждена планом мероприятий по газификации <данные изъяты> на 2007-2009 годы. В результате чего отсутствие газификации в его жилом доме существенно нарушает его права и вынуждает проживать в неотапливаемом газом жилом доме.

В судебном заседании истец Зимин А.К. поддержал исковые требования, пояснив, что газа в его доме никогда не было, так как газопровод к деревне не проведен, была реальная возможность получения газа, которая утрачена в связи с направлением газа ЗАО «Тверская керамика».

Определением суда от 18.08.2011 г. в связи с переименованием на основании ст. 44 ГПК РФ допущено правопреемство ООО «Тверьрегионгаз» на ООО «Газпром межрегионгаз Тверь».

Представитель ответчика по доверенности Зубилин А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что, если у истца никогда не было газа, то ответчик не мог поставлять ему газ. Согласно уставу ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» целями деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям <адрес> в соответствии с заключенными договорами. Если нет договора, то нет обязательств по поставке газа. Если бы был договор, и газ бы не доходил, тогда имелись бы основания предъявлять претензии, обращаться с иском. Так как нет договора, газа нет, ответчик не может нарушать права истца. Заключение договора возможно при наличии газопринимающего оборудования. Газопровод ответчик не строит.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, ЗАО «Тверская керамика», уведомленный о времени и месте рассмотрения дела (судебное уведомление получено ДД.ММ.ГГГГ), в судебном заседании не участвовал, сведений о причинах неявки, свои возражения относительно заявленных требований не представил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие. В связи с приведенными обстоятельствами на основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>, что подтверждено соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.

Истец зарегистрирован по месту постоянного жительства по адресу: <адрес>

В ДД.ММ.ГГГГ главой крестьянского хозяйства <данные изъяты> А.Зиминым был заказан проект газоснабжения жилого дома Зимина А.К. в <адрес>. Названные работы оплачены с расчетного счета крестьянского хозяйства <данные изъяты>

Согласно задания на проектирование объем работ составил: проектирование газопровода низкого давления от поселковых сетей до дома – 120 м., газооборудование дома, обмерочные работы дома, вентиляция от газового оборудования.

Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано прохождение трассы газопровода высокого давления колхозу <данные изъяты> от проектируемого газопровода <адрес> до <адрес>

Решением Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ было согласовано колхозу <данные изъяты> <адрес> место прохождение трассы газопровода высокого давления от проектируемого газопровода <адрес> до <адрес>. (<адрес> входит в жилой фонд колхоза <данные изъяты>

Как указано в иске, построить запроектированный газопровод успели только 14 км. до <адрес>, не достроив до центральной усадьбы колхоза <данные изъяты> (<адрес>) 12 км.

В плане мероприятий по газификации Тверской области на 2007 - 2009 годы, утверждённом постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , запланирована газификация сельских территорий от <адрес> в сторону <адрес>

Из пояснений истца следует, что обеспечение дома природным газом по присоединенным сетям никогда не производилось, газ в дом не поступал.

Истцом заявлены требования о проверке соблюдения законодательства и признании нарушение федерального законодательства при заключении договора между ответчиком и ЗАО «Тверская керамика» на поставку объемов газа, поскольку, как считает истец, передача объемов газа с <данные изъяты>» ЗАО «Тверская керамика» не позволяет осуществить газификацию сельского поселения, в котором он проживает.

Факт наличия договорных отношений не оспаривается ответчиком.

В силу ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Требования истца заявлены в связи с утратой возможности заключения договора газоснабжения ввиду передачи предназначавшихся для обеспечения его жилого дома объемов газа иному потребителю - ЗАО «Тверская керамика».

У истца отсутствует отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.

Согласно Устава общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь», утвержденного общим собранием участников ООО «Тверьрегионгаз» ДД.ММ.ГГГГ (протокол , в ЕГРЮЛ внесена запись ДД.ММ.ГГГГ за ), целями деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Тверской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не осуществляет деятельность по определению наличия технических возможностей присоединения потребителей газа к имеющимся сетям.

Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, правоотношения по поставке газа регулируются специальным законом – Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В силу ст. 18 приведенного Федерального закона поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Согласно п. 5 названных Правил поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

На основании п. 7 названных Правил для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.

Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

В соответствии с п. 11 названных Правил газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.

Согласно п. 4 названные Правила не распространяются на потребителей при применении ими газоиспользующего оборудования с расходом газа менее 1 куб. м в час, а также на потребителей, использующих газ для:

бытовых нужд в жилых и общественных зданиях (приготовление пищи, горячее водоснабжение и поквартирное отопление);

автономного отопления жилых и общественных зданий при суммарной расчетной тепловой мощности газоиспользующего оборудования менее 100 кВт.

Пунктом 15 названных Правил установлено, что технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются газораспределительной организацией. Для получения этих условий организация представляет заявление с приложением копии топливного режима, плана расположения производственных объектов и газоиспользующего оборудования, технических характеристик газоиспользующего оборудования и планируемых объемов потребления газа.

Согласно пп. б) п. 2 Названных Правил газораспределительной организацией является специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

В силу п. 26 названных Правил пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании разрешения, выдаваемого органом государственного надзора по результатам обследования готовности оборудования к приему газа.

Согласно п. 40 названных Правил поставка газа организациям производится на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. № 162 для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением от 01.08.2011 г. (копия определения получена истцом 08.08.2011 г.) судом разъяснено, что в силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Названным определением суда истцу предложено представить доказательства обоснованности заявленных требований к указанному ответчику, в том числе доказательства обстоятельств, изложенных в исковом заявлении (наличие у истца в собственности жилого дома, наличие плана газификации сельского поселения, в котором находится жилой дом истца, заключением ответчиком и третьим лицом договора поставки в отношении объемов газа, ранее разрешенных и запланированных для газификации сельского поселения, в котором находится жилой дом истца, невозможности осуществит газификацию сельского поселения, в котором находится жилой дом истца, в связи с передачей объемов газа ЗАО «Тверская керамика»).

Факты наличия в собственности истца жилого дома и наличия между ответчиком и третьим лицом договорных отношений по обеспечению газом не оспаривается ответчиком.

Однако истцом не представлено доказательств, что договор поставки газа между ответчиком и третьим лицом заключения в отношении объемов газа, ранее разрешенных и запланированных для газификации сельского поселения, в котором находится жилой дом истца, в связи с чем невозможно осуществить газификацию сельского поселения, в котором находится жилой дом истца.

Ввиду отсутствия на территории сельского поселения, где расположен жилой дом истца, газораспределительной сети, не представляется возможным определить экспертным или иным путем, что техническая возможность подачи газа заявителю отсутствует ввиду передачи объемов газа ЗАО «Тверская керамика».

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В силу ч. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» закреплено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ 1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Право выбора способа защиты нарушенного права в силу ст. ст. 11 и 12 ГК РФ принадлежит истцу.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд полагает, что отсутствуют основания для вывода о нарушении прав истца ООО «Газпром межрегионгаз Тверь», в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Зимину А.К. в удовлетворении исковых требований к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о признании нарушений Федерального законодательства при заключении договора между ООО «Тверьрегионгаз» и ЗАО «Тверская керамика» на поставку объемов газа, предназначавшихся для сельской территории (<данные изъяты> сельских поселений), с <данные изъяты> вновь строящемуся частному предприятию ЗАО «Тверская керамика» - ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 августа 2011 года.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина