о признании незаконным решения Управления Федеральной службы гос. регистрации...(решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2267/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 04 » августа 2011 года                                город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.,

с участием заявителя Мамедова Р.М.о.,

представителей Управления Росреестра по Тверской области Карсаковой И.В., Акимова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедова Р.М.О. об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложении обязанности внести изменения, выдать свидетельство,

у с т а н о в и л:

Мамедов Р.М.о. обратился в Центральный районный суд г. Твери с заявлением, в котором оспаривает отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области во внесении изменений в ЕГРП и в выдаче повторного свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ, просит обязать Управление внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков кадастровый номер по адресу: <адрес>, и кадастровый номер по адресу: <адрес>.

В обоснование заявления указано, что Мамедов Р.М.О. обратился в УФРС по Тверской области с заявлением для внесения изменений в ЕГРП (в разрешенное использование) и выдачей повторного свидетельства на указанные земельные участки (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства), принадлежащие заявителю на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тверской области выдано сообщение об отказе во внесении изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства, в котором указано, что изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, возможно только после изменения категории земель.

Заявитель, не согласившись с вышеуказанным отказом, ссылается на следующие основания.

При принятии решения об отказе во внесении изменений в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, указывая на положения части 6 статьи 36, части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, не приняло во внимание содержание норм пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г.

До принятия правил землепользования и застройки на соответствующей территории изменение вида разрешенного использования земельных участков производится в порядке установленном нормами пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. В соответствии с данными нормами вплоть до принятия в установленном прядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Указанные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Согласно содержания норм пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. ограничений по изменению вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения до принятия правил землепользования не предусматривается.

В связи с приведенными положениями закона Мамедов Р.М.о. считает оспариваемое решение незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации наличия права на недвижимое имущество, помимо прочего, признаются акты изданные органами местного самоуправления, в рамках их компетенции и в порядке установленном законодательством. Постановление главы администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о изменении вида разрешенного использования принадлежащих мне земельных участков было принято в соответствии с приведенными выше нормами законодательства в установленном порядке и подлежат государственной регистрации.

Часть 2 статьи 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется ее собственниками свободно. Согласно статье 43 Земельного кодекса РФ, граждане осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению. Оспариваемое решение, как указано заявителем, нарушает его права на свободное распоряжение принадлежащими ему земельными участками.

Мамедов Р.М.о. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по доверенностям Акимов В.В. и Карсакова И.В. заявленные требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, поддержав письменные возражения, согласно которым изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Как указано в возражениях, Мамедов Р.М.О. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в Управление о внесении изменений в сведения ЕГРП относительно вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами

В качестве документа подтверждающего изменение вида разрешенного использования, заявителем представлено постановление Администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании п. 2 ст. 19, абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) Мамедову Р.М.О. было отказано во внесении изменений в сведения ЕГРП в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона о регистрации Управление осуществляет правовую экспертизу представленных документов, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Согласно п. 2 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.

Также п. 6 ст. 36 ГрК РФ установлено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, либо возведения на них каких-либо строений.

Заявитель ходатайствует о внесении изменений в сведения ЕГРП относительно вида разрешенного с «для ведения крестьянско-фермерского хозяйства» на «для дачного хозяйства».

Тогда как дачный земельный участок, согласно ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Согласно п. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения и регистрации вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий.

Суд, заслушав заявителя Мамедова Р.М.О., представителей заинтересованного лица по доверенностям Акимова В.В. и Карсакову И.В., исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу ч. 2 указанной выше статьи к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение, обременение прав на недвижимое имущество и, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

В соответствии с абзацем 4 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что Мамедов Р.М.О. по договору купли-продажи земельных участков, заключенному ДД.ММ.ГГГГ, приобрел у ФИО3 в собственность два земельных участка сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым номером по адресу: <адрес>

- с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Названные земельные участки были предоставлены ФИО3 постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. В состав земельных участков в том числе входят сельхозугодья, пашня, сенокосы и кустарник.

Право собственности Мамедова Р.М.о. на приведенные земельные участки было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, о чем выданы соответствующие свидетельства серии и серии

Являясь собственником названных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: «для крестьянского (фермерского) хозяйства», Мамедов Р.М.о. обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением о внесении изменений в ЕГРП в части вида разрешенного использования «для дачного хозяйства» поскольку Постановлением Администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изменен вид разрешенного использования данных земельных участков по итогам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, после чего были внесены соответствующие изменения в кадастровые паспорта земельных участков.

Судом установлено, что сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Тверской области Мамедову Р.М.о. отказано во внесении изменений в ЕГРП, поскольку изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земельных участков заявителя.

В соответствии с п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 42 Земельного Кодекса РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.

Указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ).

В ст. 77 Земельного Кодекса РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года.

В силу п. 1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает право предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Однако приведенная норма закона не регламентирует детально правил их предоставления, эти правила установлены Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 ГСК РФ).

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. Мамедов Р.М.О., обратившись в администрацию сельского поселения с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельных участков, фактически желает вывести принадлежащие ему земельные участки из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на него режим, установленный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 названного Федерального закона на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.

Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков их категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В материалах дела отсутствуют сведения о проведении зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие Мамедову Р.М.о., с установленным разрешенным использованием земельных участков.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям (именно в таком качестве он был учтен в государственном земельном кадастре), то изменить вид разрешенного использования для таких угодий возможно только после изменения категории такого рода земель.

Те обстоятельства, что согласно в Государственный кадастр недвижимости внесены изменения по виду разрешенного использования земельных участков, заявителю начисляется налог исходя из данных ГКЗ, не могут являться безусловным основанием для внесения изменений в ЕГРП, о внесении которых ходатайствует заявитель, без проведения правовой экспертизы и оценки представленных для этого документов по правилам ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 5) если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.

Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

С учетом изложенного постановление Администрации сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ как противоречащее нормам федерального законодательства не может быть принято судом.

При изложенных обстоятельствах в отсутствие доказательств, подтверждающих в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, оспариваемое решение Управления Росреестра по Тверской области об отказе Мамедову Р.М.о. во внесении изменений в ЕГРП и выдаче повторного свидетельства на земельные участки в части изменения разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для дачного хозяйства», принято в соответствии с действующим законодательством и не может быть признано нарушающим права и законные интересы заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, которыми нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а в данном случае судом этого не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Мамедову Р.М.О. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «для дачного хозяйства», и выдать свидетельство о регистрации изменений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на указанные земельные участки - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.08.2011 г.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина