о ликвидации Тверского фонда жилищного займа (решение не вступило в законную силу)



            Дело № 2-2384/2011

            Р Е Ш Е Н И Е

            Именем Российской Федерации

            « 16 » сентября 2011 года                                                                 город Тверь

            Центральный районный суд города Твери в составе:

            председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.

            при секретаре Аниковой Т.С.,

            с участием представителя ответчика Хатуевой О.А.,

            представителей соответчиков:

            - от Правительства Тверской области – Михайлова С.Г.,

            - от Администрации города Твери – Аваева Д.В., действующего также как представитель третьего лица - Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери,

            - представителя третьего лица – Комитета по управлению имуществом Тверской области Богданова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Минюста России по Тверской области к Тверскому фонду жилищного займа о ликвидации организации,

                установил:

Истец обратился в суд с требованиями ликвидировать Тверской фонд жилищного займа в связи с неисполнением организацией обязанностей, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Возложить обязанности по ликвидации организации на его учредителей и установить срок для прохождения процедуры ликвидации – не позднее шести месяцев.

            В судебном заседании представитель истца, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не участвовал, не сообщив сведения о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

            В судебном заседании представитель ответчика – Тверского фонда жилищного займа по доверенности Хатуева О.А., действуя в соответствии с предоставленными доверенностью полномочиями, будучи предупрежденной о последствиях заявления о признании иска, признала исковые требования, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что основной целью создания Фонда является содействие развитию жилищного строительства в Тверской области с привлечением внебюджетных источников финансирования.

Основной задачей Фонда является разработка и реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации жилищного фонда с привлечением инвесторов, в том числе выполнение функций заказчика.

Комитетом государственной статистики Тверской области Фонд включен в состав ЕГРПО и ему установлена идентификация по общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности (ОКВЭД) 74.20.1 - Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве, что подтверждается информационным письмом об учете в ЕГРПО от ДД.ММ.ГГГГ

    Фонд не участвует в целевых программах, финансируемых за счет средств областного и городского бюджета. Бюджетные средства на уставные цели Фонду не выделяются.

Решением попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ в Фонде создан коммерческий отдел для финансирования деятельности Фонда за счет доходов от предпринимательской деятельности.

До ДД.ММ.ГГГГ Фонд осуществлял деятельность в области строительства на основании лицензии. Ввиду отмены лицензирования и введения свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, Фонд не имеет возможности заниматься данным видом деятельности по причине отсутствия средств на вступление в саморегулируемую организацию строителей.

    Несмотря на неоднократные обращения руководства Фонда к учредителям о необходимости утвердить состав Попечительского совета Фонд не имеет действующего состава Попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ.

    Контракт с Исполнительным директором от ДД.ММ.ГГГГ, заключен на срок 5 лет. По истечении установленного срока контракт не расторгнут. На основании ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. ФИО2 продолжает исполнять обязанности руководителя Фонда.

Фонд не имеет действующего расчетного счета ввиду того, что финансово-кредитные организации отказывают Фонду в открытии расчетного счета по причине отсутствия документов, подтверждающих полномочия Исполнительного директора.

В связи с фактическим прекращением деятельности Фонд не имеет средств арендовать помещение под офис и платить заработную плату работникам, что препятствует нормальной работе Фонда и достижению уставных целей.

            Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Правительства Тверской области по доверенности Михайлов С.Г., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Фонд представлял отчетность в налоговый орган и во внебюджетные организации, продолжает функционировать, у него имеются расчетные счета. Непредставление отчета в Управление Министерства юстиции России по Тверской области не может являться причиной его ликвидации. За приведенное нарушение может быть наложен штраф на руководителя. В настоящее время Правительство Тверской области находится в стадии формирования. По завершении указанного процесса возможно будет включить ответчика в государственные программы, выделить денежные средства. В связи с приведенными обстоятельствами представитель полагал необходимыми отложить решение вопроса о ликвидации организации.

Представитель привлеченного к участию в деле судом соответчика Администрации г. Твери по доверенности Аваев Д.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований в части ликвидации организации, пояснив, что Администрация г. Твери не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что учредителем является Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери.

Определением суда от 02.09.2011 г. удовлетворено ходатайство представителя Администрации г. Твери и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери. В судебном заседании представитель названного третьего лица по доверенности Аваев Д.В. не возражал против удовлетворения исковых требований в части ликвидации организации, пояснив, что Департамент не зарегистрирован в качестве учредителя, и на него не может быть возложена обязанность по ликвидации организации.

            Определением суда от 02.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Тверской области. Представитель названного третьего лица по доверенности Богданов В.В. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.

            Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором сообщил об отсутствии задолженности организации –ответчика перед бюджетной системой, о предоставлении последней налоговой за 2010 год, о наличии расчетных счетов ответчика в ОАО <данные изъяты> ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

            В связи с указанными обстоятельствами суд, руководствуясь ст. ст. 117, 167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

            Заслушав представителей ответчика, соответчиков и третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

            Как установлено судом, Постановлением Главы Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Тверского фонда жилищного займа» в соответствии с Постановлением администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О выпуске жилищного займа администрации Тверской области» для увеличения объемов жилищного строительства за счет внешних бюджетных источников, поддержки участия граждан в финансировании строительства и приобретения жилья, в целях разработки, организации и реализации долгосрочной программы жилищных займов администрации Тверской области принято решение о создании Тверского фонда жилищного займа, который определен официальным представителем администрации Тверской области по работе с жилищным займом.

            Пунктом 2 приведенного постановления Комитету по управления имуществом Тверской области поручено совместно с комитетом по управлению имуществом г. Твери выступить учредителями с внесением имущественных взносов в размере <данные изъяты>. Финансовому управлению администрации области поручено выделить Комитету по управлению имуществом Тверской области <данные изъяты> для внесения в качестве имущественного взноса в Тверской фонд жилищного займа за счет общей программы инвестиций.

            Постановлением Главы администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О соучредительстве Тверского фонда жилищного займа» Комитету по управлению имуществом г. Твери поручено выступить соучредителем Тверского фонда жилищного займа с внесением взноса в размере <данные изъяты>. Указанную сумму денежных средств Городскому финансовому управлению поручено выделить Комитету по управлению имуществом г. Твери для внесения в качестве взноса в Тверской фонд жилищного займа за счет бюджета развития III квартала 1995 г., предусмотренных по разделу «Разработка программы «Жилье-Тверь».

            Устав Тверского фонда жилищного займа зарегистрирован распоряжением Управления Минюста от ДД.ММ.ГГГГ , на основании чего выдано свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ .

            Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учредителями Тверского фонда жилищного займа являются два юридических лица: Администрация города Твери и Администрация Тверской области, ФИО2 является исполнительным директором организации.

Согласно ст. 44 Закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О Правительстве Тверской области» Администрация Тверской области переименована в Правительство Тверской области.

            Основной целью деятельности Тверского фонда жилищного займа в соответствии с его Уставом является содействие развитию жилищного строительства в Тверской области с привлечением внебюджетных источников финансирования.

            В силу абз. 3 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 119 ч. 2 ГК РФ решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В силу со ст. 32 п. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в обязанности общественного объединения входит информирование о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В нарушение пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация не представили сведения о видах экономической деятельности, которыми она вправе заниматься.

В нарушение ст. 32 п. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация – ответчик, не предоставляла в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение требований Постановления Правительства РФ № 212 от 15.04.2006 г. «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации» Организацией – ответчиком не предоставлена необходимая информация по утвержденным формам в установленный срок за ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 32 п.10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

            В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской федерации от 12.05.2008 г. № 724 Министерству юстиции Российской Федерации переданы функции по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий.

Приведенные обстоятельства в совокупности, свидетельствуют об отсутствии деятельности организации, о неоднократном нарушении ответчиком требований федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, что в силу ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием для удовлетворения исковых требований истца о ликвидации организации.

    Действительно, согласно данным Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области (исх. -дсп от ДД.ММ.ГГГГ) отчетность Фондом предоставлялась, последняя налоговая отчетность по <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ представлено ДД.ММ.ГГГГ

    Фонд представляет в территориальные органы ПФ РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения за все отчетные периоды, включая ДД.ММ.ГГГГ., произвел полную оплату начисленных страховых взносов. Последнее поступление за ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ Расчеты <данные изъяты> за <данные изъяты> и <данные изъяты> представлены с нулевыми начислениями и оплатой (ответ ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области) от ДД.ММ.ГГГГ .

    Однако решая вопрос о ликвидации организации суд принимает во внимание, что Фонд не участвует в целевых программах, финансируемых за счет средств областного и городского бюджета, бюджетные средства на уставные цели Фонду не выделяются. Фонд не имеет действующего состава Попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ, который должен утверждаться учредителями.

Фонд не имеет действующего расчетного счета, имеющиеся счета открыты в организациях, в отношении которых проводятся процедуры банкротства.

Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внеоборотных активов не имеется, оборотные активы – денежные средства в сумме <данные изъяты>. находятся на счетах в банках, прекративших свою деятельность.

До ДД.ММ.ГГГГ Фонд осуществлял деятельность в области строительства на основании лицензии. Ввиду отмены лицензирования и отсутствия необходимых денежных средств Фонд не может вступить в саморегулируемую организацию строителей и заниматься указанным видом деятельности.

В связи с фактическим прекращением деятельности Фонд не имеет средств арендовать помещение под офис и платить заработную плату работникам, что препятствует нормальной работе Фонда и достижению уставных целей.

Приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии заинтересованности со стороны учредителей в продолжении деятельности Фонда, в связи с чем доводы представителя Правительства Тверской области о необходимости дождаться окончания реорганизации в связи с возможным последующим включением Фонда в государственные программы, как имеющие вероятностный характер и не подтвержденные реальными доказательствами, не могут влечь отложение рассмотрения дела и/или отказ в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 61 ч. 3 п. 2 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В данном случае истец просит возложить обязанности по ликвидации на учредителей Фонда.

Управлением Минюста ДД.ММ.ГГГГ представителю Фонда было направлено информационное письмо с приглашением явиться в Управление ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ. Корреспонденция была направлена только по юридическому адресу организации, вернулась с отметкой «истек срок хранения», в адрес учредителей письмо не было направлено.

Поскольку положения ст. 61 ГК РФ не возлагают на суд обязанности по назначению ликвидатора (либо ликвидационной комиссии), а дают лишь такое право (суд может, но не обязан назначать ликвидатора), у организации отсутствуют задолженности перед бюджетной системой и неисполненные социальные обязательства, в данном случае суд приходит к выводу об отсутствии оснований к назначению ликвидаторами учредителей фонда, поскольку уставом полномочия по ликвидации организации не возложены на учредителей.

            Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Минюста России по Тверской области удовлетворить частично.

Ликвидировать юридическое лицо – Тверской фонд жилищного займа (сокращенное наименование: ТФЖЗ, ИНН: ОГРН:

В порядке информации настоящее решение направить в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и общественных организаций, в Межрайонную ИФНС России № 10 по Тверской области, в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2011 г.

            Председательствующий                           Л.Г. Буланкина