Дело № 2-2384/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 16 » сентября 2011 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.
при секретаре Аниковой Т.С.,
с участием представителя ответчика Хатуевой О.А.,
представителей соответчиков:
- от Правительства Тверской области – Михайлова С.Г.,
- от Администрации города Твери – Аваева Д.В., действующего также как представитель третьего лица - Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери,
- представителя третьего лица – Комитета по управлению имуществом Тверской области Богданова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Минюста России по Тверской области к Тверскому фонду жилищного займа о ликвидации организации,
установил:
Истец обратился в суд с требованиями ликвидировать Тверской фонд жилищного займа в связи с неисполнением организацией обязанностей, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Возложить обязанности по ликвидации организации на его учредителей и установить срок для прохождения процедуры ликвидации – не позднее шести месяцев.
В судебном заседании представитель истца, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не участвовал, не сообщив сведения о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика – Тверского фонда жилищного займа по доверенности Хатуева О.А., действуя в соответствии с предоставленными доверенностью полномочиями, будучи предупрежденной о последствиях заявления о признании иска, признала исковые требования, поддержала письменный отзыв, из которого следует, что основной целью создания Фонда является содействие развитию жилищного строительства в Тверской области с привлечением внебюджетных источников финансирования.
Основной задачей Фонда является разработка и реализация инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации жилищного фонда с привлечением инвесторов, в том числе выполнение функций заказчика.
Комитетом государственной статистики Тверской области Фонд включен в состав ЕГРПО и ему установлена идентификация по общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности (ОКВЭД) 74.20.1 - Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве, что подтверждается информационным письмом об учете в ЕГРПО № от ДД.ММ.ГГГГ
Фонд не участвует в целевых программах, финансируемых за счет средств областного и городского бюджета. Бюджетные средства на уставные цели Фонду не выделяются.
Решением попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ в Фонде создан коммерческий отдел для финансирования деятельности Фонда за счет доходов от предпринимательской деятельности.
До ДД.ММ.ГГГГ Фонд осуществлял деятельность в области строительства на основании лицензии. Ввиду отмены лицензирования и введения свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, Фонд не имеет возможности заниматься данным видом деятельности по причине отсутствия средств на вступление в саморегулируемую организацию строителей.
Несмотря на неоднократные обращения руководства Фонда к учредителям о необходимости утвердить состав Попечительского совета Фонд не имеет действующего состава Попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ.
Контракт с Исполнительным директором от ДД.ММ.ГГГГ, заключен на срок 5 лет. По истечении установленного срока контракт не расторгнут. На основании ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. ФИО2 продолжает исполнять обязанности руководителя Фонда.
Фонд не имеет действующего расчетного счета ввиду того, что финансово-кредитные организации отказывают Фонду в открытии расчетного счета по причине отсутствия документов, подтверждающих полномочия Исполнительного директора.
В связи с фактическим прекращением деятельности Фонд не имеет средств арендовать помещение под офис и платить заработную плату работникам, что препятствует нормальной работе Фонда и достижению уставных целей.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Правительства Тверской области по доверенности Михайлов С.Г., в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что Фонд представлял отчетность в налоговый орган и во внебюджетные организации, продолжает функционировать, у него имеются расчетные счета. Непредставление отчета в Управление Министерства юстиции России по Тверской области не может являться причиной его ликвидации. За приведенное нарушение может быть наложен штраф на руководителя. В настоящее время Правительство Тверской области находится в стадии формирования. По завершении указанного процесса возможно будет включить ответчика в государственные программы, выделить денежные средства. В связи с приведенными обстоятельствами представитель полагал необходимыми отложить решение вопроса о ликвидации организации.
Представитель привлеченного к участию в деле судом соответчика Администрации г. Твери по доверенности Аваев Д.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований в части ликвидации организации, пояснив, что Администрация г. Твери не является надлежащим ответчиком по делу. Считает, что учредителем является Департамент по управлению имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери.
Определением суда от 02.09.2011 г. удовлетворено ходатайство представителя Администрации г. Твери и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери. В судебном заседании представитель названного третьего лица по доверенности Аваев Д.В. не возражал против удовлетворения исковых требований в части ликвидации организации, пояснив, что Департамент не зарегистрирован в качестве учредителя, и на него не может быть возложена обязанность по ликвидации организации.
Определением суда от 02.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Тверской области. Представитель названного третьего лица по доверенности Богданов В.В. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором сообщил об отсутствии задолженности организации –ответчика перед бюджетной системой, о предоставлении последней налоговой за 2010 год, о наличии расчетных счетов ответчика в ОАО <данные изъяты> ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В связи с указанными обстоятельствами суд, руководствуясь ст. ст. 117, 167 ГПК РФ, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей ответчика, соответчиков и третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Как установлено судом, Постановлением Главы Администрации Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Тверского фонда жилищного займа» в соответствии с Постановлением администрации Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О выпуске жилищного займа администрации Тверской области» для увеличения объемов жилищного строительства за счет внешних бюджетных источников, поддержки участия граждан в финансировании строительства и приобретения жилья, в целях разработки, организации и реализации долгосрочной программы жилищных займов администрации Тверской области принято решение о создании Тверского фонда жилищного займа, который определен официальным представителем администрации Тверской области по работе с жилищным займом.
Пунктом 2 приведенного постановления Комитету по управления имуществом Тверской области поручено совместно с комитетом по управлению имуществом г. Твери выступить учредителями с внесением имущественных взносов в размере <данные изъяты>. Финансовому управлению администрации области поручено выделить Комитету по управлению имуществом Тверской области <данные изъяты> для внесения в качестве имущественного взноса в Тверской фонд жилищного займа за счет общей программы инвестиций.
Постановлением Главы администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № «О соучредительстве Тверского фонда жилищного займа» Комитету по управлению имуществом г. Твери поручено выступить соучредителем Тверского фонда жилищного займа с внесением взноса в размере <данные изъяты>. Указанную сумму денежных средств Городскому финансовому управлению поручено выделить Комитету по управлению имуществом г. Твери для внесения в качестве взноса в Тверской фонд жилищного займа за счет бюджета развития III квартала 1995 г., предусмотренных по разделу «Разработка программы «Жилье-Тверь».
Устав Тверского фонда жилищного займа зарегистрирован распоряжением Управления Минюста от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании чего выдано свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учредителями Тверского фонда жилищного займа являются два юридических лица: Администрация города Твери и Администрация Тверской области, ФИО2 является исполнительным директором организации.
Согласно ст. 44 Закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Тверской области» Администрация Тверской области переименована в Правительство Тверской области.
Основной целью деятельности Тверского фонда жилищного займа в соответствии с его Уставом является содействие развитию жилищного строительства в Тверской области с привлечением внебюджетных источников финансирования.
В силу абз. 3 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 119 ч. 2 ГК РФ решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
В силу со ст. 32 п. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в обязанности общественного объединения входит информирование о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В нарушение пп. «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» организация не представили сведения о видах экономической деятельности, которыми она вправе заниматься.
В нарушение ст. 32 п. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организация – ответчик, не предоставляла в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение требований Постановления Правительства РФ № 212 от 15.04.2006 г. «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации» Организацией – ответчиком не предоставлена необходимая информация по утвержденным формам в установленный срок за ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 32 п.10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской федерации от 12.05.2008 г. № 724 Министерству юстиции Российской Федерации переданы функции по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий.
Приведенные обстоятельства в совокупности, свидетельствуют об отсутствии деятельности организации, о неоднократном нарушении ответчиком требований федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, что в силу ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является основанием для удовлетворения исковых требований истца о ликвидации организации.
Действительно, согласно данным Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области (исх. №-дсп от ДД.ММ.ГГГГ) отчетность Фондом предоставлялась, последняя налоговая отчетность по <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ представлено ДД.ММ.ГГГГ
Фонд представляет в территориальные органы ПФ РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения за все отчетные периоды, включая ДД.ММ.ГГГГ., произвел полную оплату начисленных страховых взносов. Последнее поступление за ДД.ММ.ГГГГ. – ДД.ММ.ГГГГ Расчеты <данные изъяты> за <данные изъяты> и <данные изъяты> представлены с нулевыми начислениями и оплатой (ответ ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако решая вопрос о ликвидации организации суд принимает во внимание, что Фонд не участвует в целевых программах, финансируемых за счет средств областного и городского бюджета, бюджетные средства на уставные цели Фонду не выделяются. Фонд не имеет действующего состава Попечительского совета с ДД.ММ.ГГГГ, который должен утверждаться учредителями.
Фонд не имеет действующего расчетного счета, имеющиеся счета открыты в организациях, в отношении которых проводятся процедуры банкротства.
Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внеоборотных активов не имеется, оборотные активы – денежные средства в сумме <данные изъяты>. находятся на счетах в банках, прекративших свою деятельность.
До ДД.ММ.ГГГГ Фонд осуществлял деятельность в области строительства на основании лицензии. Ввиду отмены лицензирования и отсутствия необходимых денежных средств Фонд не может вступить в саморегулируемую организацию строителей и заниматься указанным видом деятельности.
В связи с фактическим прекращением деятельности Фонд не имеет средств арендовать помещение под офис и платить заработную плату работникам, что препятствует нормальной работе Фонда и достижению уставных целей.
Приведенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии заинтересованности со стороны учредителей в продолжении деятельности Фонда, в связи с чем доводы представителя Правительства Тверской области о необходимости дождаться окончания реорганизации в связи с возможным последующим включением Фонда в государственные программы, как имеющие вероятностный характер и не подтвержденные реальными доказательствами, не могут влечь отложение рассмотрения дела и/или отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 61 ч. 3 п. 2 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В данном случае истец просит возложить обязанности по ликвидации на учредителей Фонда.
Управлением Минюста ДД.ММ.ГГГГ представителю Фонда было направлено информационное письмо с приглашением явиться в Управление ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. <данные изъяты> КоАП РФ. Корреспонденция была направлена только по юридическому адресу организации, вернулась с отметкой «истек срок хранения», в адрес учредителей письмо не было направлено.
Поскольку положения ст. 61 ГК РФ не возлагают на суд обязанности по назначению ликвидатора (либо ликвидационной комиссии), а дают лишь такое право (суд может, но не обязан назначать ликвидатора), у организации отсутствуют задолженности перед бюджетной системой и неисполненные социальные обязательства, в данном случае суд приходит к выводу об отсутствии оснований к назначению ликвидаторами учредителей фонда, поскольку уставом полномочия по ликвидации организации не возложены на учредителей.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Минюста России по Тверской области удовлетворить частично.
Ликвидировать юридическое лицо – Тверской фонд жилищного займа (сокращенное наименование: ТФЖЗ, ИНН: № ОГРН: №
В порядке информации настоящее решение направить в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и общественных организаций, в Межрайонную ИФНС России № 10 по Тверской области, в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2011 г.
Председательствующий Л.Г. Буланкина