Дело № 2-2577/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 15 » сентября 2011 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,
при секретаре Аниковой Т.С.,
с участием представителя заявителя Мазурова В.А.,
представителя заинтересованного лица Лупановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям Власова В.С. о признании незаконными и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области,
у с т а н о в и л:
Власов В.С. обратился в Центральный районный суд г. Твери с заявлением, в котором оспаривает отказ от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области во внесении изменений в ЕГРП, просит обязать Управление внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении изменения вида разрешенного использования земельного участка № по адресу: <адрес>: с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства».
Власов В.С. обратился в Центральный районный суд г. Твери с заявлением, в котором оспаривает отказ от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области во внесении изменений в ЕГРП, просит обязать Управление внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении изменения вида разрешенного использования земельного участка № по адресу: <адрес>: с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для ведения садоводства».
Определением Центрального районного суда г. Твери от 15.09.2011 г. гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.
В обоснование заявлений указано, что Власов В.С., являясь собственником названных земельный участков, обратился в Росреестр по Тверской области с заявлениями для внесения изменений в ЕГРП в части вида разрешенного использования. В качестве документа, на основании которого производится изменение разрешенного использования, заявителями было представлено Постановление администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты>» за №-од от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым изменяется вид условно разрешенного использование земельных участков, принадлежащих на праве собственности Власову В.С.:
- с кадастровым номером № с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для ведения садоводства»,
- № с «для сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства».
ДД.ММ.ГГГГ года Управление Росреестра по Тверской области предоставило сообщения об отказе во внесении изменений в ЕГРП, в которых указано, что изменение вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, возможно только после изменения категории земель. Таким образом, Росреестр пришел к выводу, что представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в соответствии со ст. ст. 19, 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является основание для отказа государственной регистрации прав.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанными отказами, ссылается на следующие обстоятельства.
В сообщении об отказе во внесении изменений в ЕГРП упоминается о нормах абзаца второго п. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ, в котором говорится, что выбор разрешённого использования земельного участка производится в соответствии с зонированием территорий.
Однако, на момент вынесения постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка» зонирование территорий не было проведено. Соответственно на тот момент глава муниципального образования руководствовалась положениями ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», в которой указано, что «вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации».
Кроме того, порядок изменения вида разрешённого использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения так же конкретизируется в письме Министерства экономического развития РФ от 08 апреля 2010 года № Д23-1219.
В сообщении об отказе так же упоминается, что в Управление Россреестра по Тверской области в ответ на их служебную записку от ДД.ММ.ГГГГ, из отдела землеустройства и мониторинга земель ДД.ММ.ГГГГ поступила служебная записка, в которой содержатся сведения о том, что по данным отдела землеустройства и мониторинга земель в состав земельного участка с кадастровым номером № входят сельскохозяйственные угодья, которые, исходя из смысла определения данного в ст. 79 ЗК РФ, Управление Россреестра по Тверской области относит к землям, подлежащим особой охране, что, соответственно, по мнению Управления Россреестра по Тверской области, влечет за собой невозможность изменения разрешенного использования. Однако такое расширение темы «сельскохозяйственных угодий» здесь носит совершенно надуманный характер. Правовой режим объектов, подлежащих особой охране, четко устанавливается Федеральным Законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», где в п. 1 ст. 2 установлен исчерпывающий перечень территорий, которые подпадают под правовой режим особой охраны. Понятия сельскохозяйственных угодий в этом перечне не содержится.
В Российском законодательстве вообще отсутствуют нормы, прямо запрещающие использование сельскохозяйственных угодий под другой вид разрешённого использования, отличный от вида разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства». И только для «особо ценных сельскохозяйственных угодий» пунктом 4 ст. 79 ЗК РФ установлено, что особо ценные сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Ст. 13.21 Закона Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. Законов Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № установлен исчерпывающий перечень земель, в состав которых могут входить особо ценные сельскохозяйственные угодья, на подлежащие использованию для других целей. Далее ст. 13.3 установлен порядок включения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. В момент вынесения главой администрации постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешённого использования земельного участка» такого перечня не существовало, а в ныне действующем перечне (Постановление Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории <адрес>, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается») земельного участка с указанным кадастровым номером не числится.
Данная позиция подкрепляется письмом Министерства экономического развития от 15 февраля 2011 года № Д23-537, в котором прямо указывается на тот факт, что «согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)».
Содержащаяся в тексте сообщения об отказе ссылка на то, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования земель сельскохозяйственного назначения также неправомерна. В соответствии с п. п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории в соответствии с их целевым назначением. Для земель сельскохозяйственного назначения ст. 78 ЗК РФ определён круг видов разрешённого использования, одним из которых является «ведение садоводства». В данном случае меняется лишь вид разрешённого использования земельного участка с сохранением категории земли - «земли сельскохозяйственного назначения», тем самым целевое использование земельного участка так же остаётся прежним.
В соответствии с Конституцией РФ и ст. 209 ГК РФ, собственник вправе совершать по отношению к своему имуществу любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и законные интересы других лиц. Однако Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области своим необоснованным и незаконным решением об отказе во внесении изменений в ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права истца как собственника земельного участка.
В судебном заседании Власов В.С., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, не участвовал, направив своего представителя. На основании ст. ст. 6167, 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя с участием его представителя.
Представитель заявителя по доверенности Мазуров В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области по доверенности Лупанова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы письменных возражений.
Как указано в возражениях, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, действующий по доверенности от имени Власова В.С., обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлениями о государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) об изменении вида разрешенного использования земельных участков с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид разрешенного использования «для ведения садоводства» на земельные участки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровые номера №, №.
Указанные земельные участки были образованы в результате выдела из земельного участка сельскохозяйственного назначения АО <данные изъяты> в порядке ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земельный участок с кад. № № был приобретен в собственность Власовым В.С. на основании договора дарения земельного участка без объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кад. № № - на основании договора дарения земельного участка без объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии о ст. 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) Управление в рамках предоставленных ему полномочий осуществляет правовую экспертизу представленных документов, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территорий, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения и регистрации вида разрешенного использования в отношении сельскохозяйственных угодий. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.
На государственную регистрацию было представлено Постановление главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому изменяется вид условно разрешенного использования земельного участка с кад. № № «для ведения сельскохозяйственного производства» на вид «для садоводства», земельного участка с кад. № № «для ведения личного подсобного хозяйства» на вид «для садоводства».
Постановление главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № отменено Постановлением главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ Постановление главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным. Как следует из текста решения, суду не были представлены данные о том, что в состав указанных земельных участков входят сельскохозяйственные угодья, соответствующие запросы относительно установления данного факта судом в адрес Управления не направлялись. К участию в деле № Управление не было привлечено. Таким образом, решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ не дана оценка соответствующим Постановлениям главы Администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты> с учетом наличия сельскохозяйственных угодий в составе земельных участков с кад. № №, кад. № №.
В связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена сроком на 1 месяц на основании п. 1 ст. 19 Закона о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация приостанавливалась на основании п. 3 ст. 19 Закона о регистрации по заявлению ФИО5, действующего по доверенности от Власова В.В. на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По имеющимся в Управлении сведениям, земельные участки с кад. № №, кад. № №, расположенные в границах земель АО <данные изъяты> по адресу: <адрес>, относится к сельскохозяйственным угодьям (вид угодий - пашня).
П. 2 ст. 19 Закона о регистрации содержит самостоятельное основание для отказа в государственной регистрации, более того, обязывает государственного регистратора отказать в государственной регистрации, если в течение срока приостановления государственной регистрации причины, препятствующие ее проведению, не будут устранены.
Поскольку имелись сведения о том, что в состав указанных земельных участков входят сельскохозяйственные угодья, в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП было отказано на основании п. 2 ст. 19 и абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации (причины, препятствующие государственной регистрации прав не устранены, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства).
Сведения об объектах недвижимого имущества вносятся в ЕГРП на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа (п. 6 ст. 12 Закона о регистрации, п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219). По данным государственного кадастра недвижимости в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производствам, земельный участок с кадастровым номером № - «для ведения личного подсобного хозяйства». Сведения о виде разрешенного использования «для садоводства» в отношении указанных земельных участков в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Таким образом, оснований для внесения соответствующих записей в ЕГРП не имеется, права заявителя действиями Управления не нарушены.
Заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).
В силу ч. 1 ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им лица. В силу ч. 2 приведенной нормы Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение, обременение прав на недвижимое имущество и, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В соответствии с абзацем 4 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в случае если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Власова В.С на земельные участки с кадастровыми номерами № - разрешенный вид использования «для ведения сельскохозяйственного производства», № - разрешенный вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенные о адресу: <адрес> на основании Договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ
Указанные земельные участки были образованы в результате в результате выдела из земельного участка сельскохозяйственного назначения АО <данные изъяты> в порядке ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Являясь собственником названных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, Власов В.С., в лице своего представителя, обратился в Управление Росреестра по Тверской области с заявлениями о внесении изменений в ЕГРП в части вида разрешенного использования «для ведения садоводства» поскольку Постановлением Главы муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ по итогам публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования данных земельных участков, а также земельных участков с кадастровыми номерами № (вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства»), № (вид разрешенного использования – «для ведения личного подсобного хозяйства»), № (вид разрешенного использования – «для ведения сельскохозяйственного производства»).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков №, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости разрешенное использование данных земельных участков внесено как «для садоводства».
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» ранее принятое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменено на основании протеста прокурора <данные изъяты>.
Согласно кадастровым паспортам земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости разрешенное использование данных земельных участков внесено как:
- участок с кадастровым номером № - «для сельскохозяйственного производства»,
участок с кадастровым номером № - «для ведения личного подсобного хозяйства».
Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № признано незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты> об отмене постановления администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, на орган местного самоуправления возложена обязанность устранить допущенное нарушение.
Основанием к вынесению решения послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению собственника ему было выдано новое свидетельство о государственной регистрации права собственности на два из пяти указанных в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участка, в ЕГРП было зарегистрировано право собственности Власова В.С. на земельные участки сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием « для ведения садоводства». В связи с тем, что оспариваемое постановление было принято после регистрации в ЕГРП права истца на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, и после снятия их с кадастрового учета с образованием новых участков, суд пришел к выводу, что оспаривание зарегистрированного в ЕГРП права заявителя во внесудебном порядке противоречит ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ и нарушает гарантированные законом права собственника.
При проведении государственной регистрации у регистратора прав возникли сомнения в наличии оснований для внесения изменений в ЕГРП в части изменения вида разрешенного использования, в связи с чем на основании п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ государственная регистрация была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, начиная с. ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявители были уведомлены.
В целях устранения причин, препятствующих проведению государственной регистрации, ДД.ММ.ГГГГ направлена служебная записка в отдел землеустройства и мониторинга земель с целью лучения информации о наличии сельскохозяйственных угодий в составе земельных участков, а также запрос в прокуратуру.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Тверской области поступила ответная служебная записка, в которой было сообщено, что в состав земельных участков с кадастровыми номерами №, № входят сельскохозяйственные угодья.
В связи с изложенным государственным регистратором был сделан вывод, что представленные на государственную регистрацию документы по держанию не соответствуют требованиям ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 79 Земельного кодекса РФ, что в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 названного Федерального Закона является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Тверской области поступил ответ на запрос из прокуратуры, которым было сообщено, что Постановление администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ не опротестовывалось.
Для представления дополнительных документов ФИО5 от имени Власова В.С. по заявлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ
В установленный законом срок причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав, устранены не были, что в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации прав.
В связи с изложенными обстоятельствами регистратор прав пришел к выводу, что внести изменения в ЕГРП относительно разрешенного пользования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и выдать повторное свидетельство о государственной регистрации права в связи с внесением изменений в ЕГРП не представляется возможным, так как представленные на государственную регистрацию документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, не устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации прав, что в соответствии с п. 2 ст. 19, абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ Власову В.С. отказано во внесении изменений в ЕГРП.
В соответствии с п.п. 8 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 ЗК РФ. В их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Указанные в п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законом (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
В ст. 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2 ст. 4 приведенного Федерального закона).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3 ст. 4 приведенного Федерального закона).
Согласно ч. 6 ст. 4 приведенного Федерального закона оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года.
В силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статья 81 ЗК Российской Федерации предусматривает право предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Однако приведенная норма закона не регламентирует детально правил их предоставления, эти правила установлены Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 5 ст. 37 ГСК РФ).
Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий. Власов В.С., обратившись с заявлениями об изменении разрешенного вида использования земельных участков, фактически желает вывести принадлежащие ему земельные участки из-под действия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и распространить на них режим, установленный ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
При этом в соответствии со ст. 12 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях, целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 названного Федерального закона на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, приведенные выше нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Нормы Земельного Кодекса РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства тех земельных участков их категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении зонирования территории, в границах которой расположены земельные участки, принадлежащие Власову В.С., с установленным разрешенным использованием земельного участка.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что, поскольку земельные участки относятся к сельскохозяйственным угодьям (именно в таком качестве они были учтены в государственном земельном кадастре), то изменить вид разрешенного использования для таких угодий возможно только после изменения категории такого рода земель.
То обстоятельство, что в отношении земельных участков, расположенных рядом со спорными земельными участками Власова В.С., приняты решения и проведена государственная регистрация изменения вида разрешенного использования с учетом положений ст. 61 ГПК РФ не может быть признано имеющим правовое значение при рассмотрении настоящего дела.
По указанным основаниям не может являться допустимым доказательством представленное представителем заявителя решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению Власова В.С. о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты>. Кроме того, признав незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» <данные изъяты>, суд указал не невозможность отмены постановления органа местного самоуправления, на основании которого уже была произведена государственная регистрация права, без оспаривания в судебном порядке зарегистрированного права.
Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 5) если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).
С учетом изложенного постановление муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида условно разрешенного использования земельного участка» как противоречащее нормам федерального законодательства не может быть принят судом.
При изложенных обстоятельствах в отсутствие доказательств, подтверждающих в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, оспариваемые решения Росреестра по Тверской области об отказе Власову В.С. во внесении изменений в ЕГРП в части изменения разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства», «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенное использование «для ведения садоводства», приняты в соответствии с действующим законодательством и не могут быть признаны нарушающим права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения, которыми нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а в данном случае судом этого не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Власову В.С. в удовлетворении заявлений о признании незаконными и отмене решений об отказе во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, о возложении на Управление Росреестра по Тверской области обязанности в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда внести изменения в ЕГРП в отношении изменения вида разрешенного использования названных земельных участков - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2011 г.
Председательствующий Л.Г. Буланкина