о признании противоречащим фед. законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента издания постановления № 163 от 10.04.1996 г. (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2445/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2011 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

Председательствующего судьи Харитоновой В.А.,

При секретаре Ивановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Л.В., Мурадалиевой Л.В., Михайлова Л.В., Смирнова Л.В., Смирновой Л.В., Афанасьевой Л.В., Кадыковой Л.В., Кадыкова Л.В., Кузьмина Л.В., Кудряшова Л.В., Гусевой Л.В., Корина Л.В. о признании противоречащими законодательству, недействующим и не подлежащим применению Поста-новления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год»,

установил:

       Иванова Л.В., Мурадалиева М.Г., Михайлов С.Н., Смирнов Ю.Н. Смирнова В.Н., Афанасьева Е.С., Кадыкова О.Е., Кадыков А.В., Кузьмин А.П., Гусева Г.А., Корин В.Б. обратились в суд с заявлением о признании противоречащим законодательству, недействующим и не подлежащим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собствен-ности, на 1996 год». В обоснование своих требований заявители указали, что им на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, в связи с чем они являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Оспариваемое постановление нарушает их права, поскольку на основа-нии оспариваемого постановления значительно увеличена инвентаризацион-ная стоимость объектов, находящихся в их собственности, исходя из которой им начисляются налоги.

          Заявители считают, что оспариваемое постановление Администрации Тверской области принято в нарушение установленного Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», общих принципов налогообложения, установленных Налоговым кодексом Российс-кой Федерации, ст. 72 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, а применительно к налогу на имущество физических лиц налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость объекта (имуще-ства). Она является одним из элементов налогообложения и рассчитывается помощью коэффициентов удорожания, утверждаемых органом исполни-тельной власти области. Издание такого нормативного акта является усло-вием для исчисления налога на имущество физических лиц, а утверж-денные этим актом коэффициенты непосредственно влияют на величину (сумму) налога. В законодательстве о налоге на имущество физических лиц определение налогооблагаемой базы сочетается с дифференциацией ставок налога в зависимости от размера инвентаризационной стоимости имуще-ства. Государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвен-таризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», осуществляют органы БТИ. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, явля-ются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статисти-ческого учета, определения размера налога на имущество, ведения земель-ного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имуще-ства. Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентариза-ции в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» от 28 февраля 2001 г. № 36/БГ-3-08/67 был утвержден порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества. В соответствии с           п. 3 Приказа сведения об инвентаризационной стоимости объектов налого-обложения заполняются на основании данных технических паспортов.

Постановление Администрации Тверской области №163 от 10 апреля 1996 года «Об утверждении коэффициента для оценки строений, поме-щений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» (далее постановление №163 от 10 апреля 1996 года, постановление №163), которым утвержден коэффициент пересчета на 1996 год в размере 3832 к ценам 1983 года, принято первым заместителем Губер-натора с превышением его полномочий, в нем отсутствует указание на территориальное применение указанного Постановления (на территории какой области действует), дата вступления в силу. В Постановлении имеется ссылка на утверждение коэффициента пересчета, при этом отсутствует наименование коэффициента пересчета. Неопределенный коэффициент установлен к ценам 1983 года, что противоречит Приказу Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87. Данное постановление не публиковалось.

В связи с изложенными обстоятельствами заявители просят суд признать противоречащим законодательству, недействующим и не подлежа-щим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строе-ний, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год».

Явившиеся в судебное заседание Иванова Л.В., Смирнова В.Н. поддержали заявленные требования, пояснили, что оспариваемое Постанов-ление нарушает их права как собственников недвижимого имущества, поскольку они вынуждены платить налоги, рассчитанные с увеличенной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Иные надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмот-рения дела заявители в судебное заседание не явились, не обеспечили явки в судебное заседание своих представителей, в связи с чем гражданское дело рассматривается в их отсутствие.

Представители Администрации Тверской области, Правительства Тверской области не признали требований заявителей, полагали, что оспари-ваемое постановление не является нормативно-правовым актом, заявители пропустили срок на оспаривание указанного акта.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Ранее оспариваемое постановление Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» уже было оспорено заявителями в Тверском областном суде. При рассмотрении в кассационном порядке жалобы заяви-телей на решение Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 16 октября 2009 года, которым было отказано, в частности, в удовлетворении требований заявителей о признании противо-речащим закону и недействующим оспариваемого постановления, Верхов-ный суд Российской Федерации в своем определении от 20 января 2010 года указал о том, что оспариваемым постановлением администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» установлено, что для перехода в действующие цены при оценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообло-жения, выплаты гражданам компенсаций за сносимые строения, взимания госпошлины за совершение нотариальных действий и других платежей граждан в соответствии с действующим законодательством утвержден коэффициент пересчета на 1996 год в размере 3832 к ценам 1983 года (пункт 1). В п. 2 главам администраций городов и районов постановлено органи-зовать силами служб технической инвентаризации в срок до 1 января 1997 года завершение работ по оценке и переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на правах собственности, и обес-печить финансирование работ. Данное постановление не было официально опубликовано.

Верховный суд Российской Федерации указал о том, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, поскольку оно официально не опубликовано. В части оспариваемого в настоящем деле Постановления Администрации Тверской области производство по делу было прекращено, в связи с чем заявители обратились в Центральный рай-онный суд г. Твери с заявлением об оспаривании Постановления Админист-рации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффициента для оценки строений, помещений и сооружений, принадле-жащих гражданам на праве собственности, на 1996 год».

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государст-венного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, долж-ностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспари-ваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся колле-гиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Одновременно с оспариваемым постановлением в Тверском областном суде заявители оспаривали законность и действительность Постановления администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», официально опубликованным в газете «Тверская жизнь» 1 февраля 2005 года, в котором определено, что в соответ-ствии с Законом РФ от 09 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на иму-щество физических лиц», Приказом Минстроя Российской Федерации от 04 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», в связи с изменением динамики роста цен на строительство, для перехода на действующие цены при оценке строений, помещений и сооружений, принад-лежащих гражданам на праве собственности утвердить коэффициент пере-счета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год в размере 10,24 к ценам 1996 года (п. 1). В пункте 2 постановления предусмотрено рекомендовать главам муниципальных образований Тверской области с привлечением организаций, осуществляющих техническую инвентари-зацию, в срок до 1 января 2006 года завершить работы по переоценке строений, помещений и сооружений, принадлежащих на праве собст-венности, и обеспечить финансирование работ.

Оспаривалось заявителями в Тверском областном суде и Поста-новление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год», официально опубликованным в газете «Тверская жизнь» 14 октября 2008 года, которым установлено, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 09 декабря гола № 2003-1 «О налогах на имущество физичес-ких лиц», Приказом Минстроя Российской Федерации от 04 апреля 1992 года № 87 «Об утверждении порядка оценки строений, помещений и соор-ужений, принадлежащих гражданам на праве собственности», в связи с изменениями динамики роста цен по виду экономической деятельности «Строительство», для перехода в действующие цены при оценке находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, в пункте 1 утвердить коэффициент пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, и сооружений на 2009 год в размере 1,486 к ценам 2005 года. В п. 2 постановления предписано департаменту социальной защиты населения Тверской области в срок до 01 ноября 2008 года разработать перечень социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц, с указанием документов, подтверждающих отнесение граждан к указанным категориям и направить перечень в адрес представительных органов местного само-управления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц. В пункте 3 предусмотрено комитету по управлению имуществом Тверской области в срок до 15 ноября 2008 года: подготовить разъяснения по порядку применения настоящего Поста-новления; направить данные разъяснения в адрес комитета внутренней политики Тверской области, управления информационной и общественных связей аппарата Губернатора Тверской области и территориального управ-ления аппарата Губернатора Тверской области. Комитету внутренней политики Тверской области совместно с управлением информационной политики и общественных связей аппарата Губернатора области и терри-ториальным управлением аппарата Губернатора Тверской области пред-писано провести разъяснительную работу с представительными органами местного самоуправления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц, и населением Тверской области. Представительным органам местного самоуправления, к компетенции которых относятся установление и введение налога на имущество физических лиц рекомендовано: 5.1. устанавливать дифференциацию ставок налога, на физических лиц в установленных действующим законодательством пределах в зависимости от назначения находящихся в собственности граждан объектов недвижимого имущества; 5.2. устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц с учетом интересов социально незащищенных категорий граждан.

Постановление администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», Постановление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год» были признаны действительными и законными, что подтвердил и Верховный суд РФ, указав в своем определении следующее. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании постановлений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, Тверской областной суд правильно исходил из того, что оспариваемые акты приняты испол-нительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предо-ставленных ему полномочий.

Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, опреде-ляемые настоящим Законом (ст. 1). Объектами обложения налогами в соответствии с Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Федеральным законом от 11 августа 1994 года № 25-ФЗ в статью 3 закона внесены изменения, введенные в действие с 1 января 1994 и установлено, что налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (предста-вительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 01% от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991               № 2004-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О налогах на физических лиц» Правительству Российской Федерации поручено до 1 февраля 1992 года привести нормативные акты Правительства Федерации, министерств, государственных комитетов и ведомств Федерации в соответствие с Законом РСФСР «О налогах на физических лиц», до 1 июля 1992 года обеспечить проведение оценки помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.

Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации приняло распоряжение от 12 марта 1992 года № 469-Р, в п. 1 которого предписывалось органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга до 1 июля 1992 г. обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, при этом устанавливалось, что оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих за праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.

Приказом № 87 от 4 апреля 1992 года Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадле-жащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым заказчиком работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти административно-территориальных образований. Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации. Согласно п. 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 199С года и от 29 сентября 1990 года, а затем в уровень цен года оценки пс коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик т составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы 1 Санкт-Петербурга.

Перерасчет восстановительной стоимости в уровень года оценки производится по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти. При этом порядок применения коэффициентов для определения восстановительной стоимости установлен федеральным законодательством и компетенцию органа исполнительной власти входит лишь определение самого коэффициента пересчета восстановительной стоимости строений и сооружений в уровень года оценки, то есть числового выражения соотно-шения показателей динамики изменения стоимости строений и сооружений.

Таким образом, Тверской областной суд пришел к выводу о том, что установление коэффициента, используемого для перерасчета восстано-вительной стоимости строений и сооружений в уровень цен года оценки относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Россий-ской Федерации. Анализируя положения федерального и областного законо-дательства, Тверской областной суд пришел к выводу о том, что оспа-риваемые коэффициенты установлены с учетом индекса роста цен на строительную продукцию, что согласуется с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собст-венности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строитель-ства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 апреля 1992 года № 87. Учитывая, что на федеральном уровне императивная правовая норма, которая определяла бы методы, способы, порядок и критерии расчетов и определения субъектами Российской Федерации коэффициентов, применяемых при расчете инвентаризационной стоимости, отсутствует, Верховный Суд РФ установил, что у суда не имелось правовых оснований для вывода о несоответствии оспариваемых правовых актов нормам феде-рального законодательства.

Не соглашаясь с утверждениями заявителей о нарушении оспариваемыми постановлениями общих принципов налогообложения, дискриминационном характере коэффициентов, Тверской областной суд обоснованно отметил, что определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с учетом коэффициентов, определяемых рыночной стоимостью таких объектов, законом не запрещено. Разница стоимостного выражения объекта налогообложения, влекущая за собой различный размер исчисленного налога, не может расцениваться как дискриминация в сфере налогообложения граждан.

Верховный суд РФ не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного постановления Тверского областного суда.

Постановление администрации Тверской области от 27 января 2005 года №13-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год», Постановление администрации Тверской области от 07 октября 2008 года № 361-па «Об утверждении коэффициента пересчета восстановительной стоимости для оценки находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений на 2009 год» были признаны действительными и законными Верховным судом РФ.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В данном случае законными и действующими судом признаны Постановления, которыми были утверждены коэффициенты пересчета восстановительной стоимости для оценки строений, помещений, и соору-жений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 2005 год, на 2009 годы, то есть на периоды более поздние чем, тот, в который действовал коэффициент установленный оспариваемым в рамках настоящего дела ненормативным актом.

В настоящее время фактически прекращено действие оспариваемого ненормативного акта в связи с принятием более поздних актов, регламен-тирующих указанные правоотношения на новый срок. Оспариваемое поста-новление не затрагивает, не нарушает в настоящее время прав и законных интересов заявителей.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В данном случае суд соглашается с мнением заинтересованных лиц о том, что срок обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта пропущен заявителями без уважительных причин. Оспариваемый акт принят 19 апреля 1996 года. В ходе рассмотрения дела в Верховном суде РФ был сделан вывод о том, что оспариваемый правовой акт не является нормативно-правовым. Определение Верховного суда, содержащее указанный вывод было вынесено 20 января 2010 года. Заявители обратились в суд значительно позже установленного законом срока для обращения в суд, спустя более года с даты вынесения Верховным судом РФ определения, не представили доказательств, подтверж-дающих уважительность пропуска установленного законом срока для обра-щения в суд.

          Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении требований Ивановой Л.В., Мурадалиевой Л.В., Михайлова Л.В., Смирнова Л.В. Смирновой Л.В., Афанасьевой Л.В., Кадыковой Л.В., Кадыкова Л.В., Кузьмина Л.В., Кудряшова Л.В., Гусевой Л.В., Корина Л.В. о признании противоречащими законодательству, недейст-вующим и не подлежащим применению Постановления Администрации Тверской области от 10 апреля 1996 года № 163 «Об утверждении коэффи-циента для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на 1996 год» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                      В.А. Харитонова