Дело № 2-2442/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 21 » сентября 2011 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,
при секретаре Аниковой Т.С.,
с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери Сахаровой А.В.,
представителей ответчиков Петруничевой Н.Н., Синицкой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Центрального района г. Твери в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Администрации города Твери о возложении обязанности оборудовать вход в здание пандусом,
установил:
Прокурор Центрального района города Твери обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями обязать МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» оборудовать вход в здание по адресу: <адрес> пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание, обязать Администрацию г. Твери профинансировать установку пандуса для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование требований в заявлении указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Центрального района г. Твери, установлено, что при входе в здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют специальные приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в помещение учреждения здравоохранения.
Вход в указанное здание «Детская стоматологическая поликлиника» представляет собой крыльцо с одной железобетонной ступенью, отсутствует пандус и специальные поручни при входе в здание, что является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» является объектом социальной инфраструктуры.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления. Данные положения законодательства МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Администрацией города Твери, как распорядителем финансовых средств муниципального учреждения здравоохранения, при проектировании и строительстве входа в здание поликлиники не выполнены.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – главный врач МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» Петруничева Н.Н. в судебном заседании частично признала исковые требования, поддержав письменные возражения, из которых следует, что в связи с тем, что высота перепада или расстояние от основания порога до асфальтного покрытия (тротуарная плитка) составляет 8-10 см, ими планируется устройство ската, а не пандуса. Во втором квартале 2012 г. запланированы ремонтные работы центральной входной группы, где предусмотрено устройство ската. Однако заключения Департамента архитектуры и строительства Администрации г. Твери на устройство ската не имеется.
Представитель ответчика – Администрации г. Твери Синицкая А.А. в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что согласно нормам действующего законодательства пандус должен быть. Имеется постановление Администрации г. Твери «Об утверждении целевой программы «Тверь – город равных возможностей 2011-2013 г.г.», согласно которому выделены денежные средства на социальные нужды, однако денежные средства в настоящее время не распределены. Оборудование входа возможно лишь в 2012 году согласно финансированию.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией в составе: старшего помощника и помощника прокурора Центрального района г. Твери, установлено, что вход в здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» не оборудован пандусом для инвалидов на инвалидных колясках.
Вход в здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: <адрес> представляет собой крыльцо с одной железобетонной ступенью, отсутствует пандус и специальные поручни при входе в здание, что является препятствием для реализации инвалидами, гарантированных государством прав по обеспечению условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» является объектом социальной инфраструктуры, передано в оперативное управление.
В силу ч. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 12 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с положениями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также постановления Госстроя России и Министерства труда и социального развития РФ от 22.12.199 № 74/51 «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» планирование и застройка сельских поселений, разработка проектной документации для строительства, реконструкции зданий, строений, сооружений и их комплексов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур без учета обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и использованиия таких объектов инвалидами не допускается.
Обычно используемыми приспособлениями для инвалидов являются пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц, пологие спуски у тротуаров и иных мест общего пользования, специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в объектах социальной инфраструктуры и органах местного самоуправления.
Данные положения законодательства МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», Администрацией города Твери, как распорядителем финансовых средств муниципального учреждения здравоохранения, при проектировании и строительстве входа в здание поликлиники не выполнены.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита нарушенных прав может быть осуществлена, в том числе и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить.
Обязать МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника» оборудовать вход в здание по адресу: <адрес> пандусом для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание.
Обязать Администрацию г. Твери профинансировать установку пандуса для инвалидов на инвалидных колясках и поручнями при входе в здание МУЗ «Детская стоматологическая поликлиника», расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 сентября 2011 года.
Председательствующий Л.Г. Буланкина