О возложении обязанности выполнить определенные действия (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-2348/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 03 » октября 2011 года                                город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Селянкиной О.А.,

с участием помощника прокурора Крестецкого района Новгородской области Филипповой Н.П.,

представителя ответчика Титаренко К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Крестецкого района Новгородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности выполнить определенные действия,

установил:

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями к ФГУ Упрдор «Россия» о возложении обязанности в срок до 01.07.2010 г. осуществить мероприятия по охране земельного участка, расположенного с правой стороны на 440 километре автодороги Москва-Санкт-Петербург по ходу движения из г. Москва в г. Санкт-Петербург, путем удаления розлива мазута общим количеством 23 840 килограмм.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Крестецкого района Новгородской области проведена проверка по обращению первого заместителя Главы Администрации Крестецкого муниципального района ФИО1 о непринятии руководством Федерального Государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» мер по ликвидации мазута после дорожно-транспортного происшествия (далее по тексту- ДТП), в ходе которого выявлены нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды.

    ДД.ММ.ГГГГ года на 440 километре федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург произошло ДТП, в результате которой произошел розлив мазута с автомашины <данные изъяты>, г.н.з. регион принадлежащей Граниной Н.Н., цистерна <данные изъяты> регион на съезде примыкающем к автодороге Москва - Санкт - Петербург в полосе отвода федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург.

После ДТП, ФГУ ДЭП № 76, в обслуживание которого входит участок автодороги Москва - Санкт - Петербург с 425 по 470 километр, на основам заключенного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ. , были приняты меры по устранению попадания мазута на проезжую часть автодороги: мазут с проезжей части был счищен специальным ножом резинкой, и засыпан песком, произведена обваловка мазута, место розлива огорожено временными дорожными знаками.

Также директором ФГУ ДЭП № 76 ФИО2 28 марта 2011 г. направлено письмо (исходящий № 148) о необходимости принятия мер уборке мазута заместителю начальника Федерального Государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва - Саню Петербург Федерального дорожного агентства», поскольку собственной необходимой техники для ликвидации розлива мазута ФГУ ДЭП № 76 имеет.

До настоящего времени меры по ликвидации мазута с полосы отвода месте ДТП не приняты.

Земельный участок, на котором произошел розлив мазута, расположен на 440 километре автодороги Москва - Санкт-Петербург, является государственной собственностью Российской Федерации и принадлежит праве постоянного бессрочного пользования ФГУ Упрдор «Россия».

К функциям ФГУ Упрдор «Россия» относится организация работ по ликвидации последствий ДТП и иных чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и катастроф в части обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств (п.3.3.1 Устава).

Непринятие мер по ликвидации мазута после произошедшего ДД.ММ.ГГГГ ДТП на 440 километре федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург повлекло за собой загрязнение окружающей среды и существенное нарушение конституционных прав граждан.

Определением суда от 08.09.2011 г. в связи с регистрацией Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области ДД.ММ.ГГГГ изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, на основании ст. 44 ГПК РФ допущено правопреемство ФГУ Упрдор «Россия» на ФКУ Упрдор «Россия» (Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика – Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» по доверенности Титаренко К.М. в судебном заседании не признала исковые требования, поддержав письменные возражения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ на км 440 федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» произошло ДТП, в результате которого произошёл разлив мазута из автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , цистерна государственный номер .

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ и разъяснениями п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины. При этом по смыслу статьи 1079 ГК РФ, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Согласно подп. «в» п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Приложение 5), к категории опасных производственных объектов относятся, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с ГОСТ 12.1.044-89 мазут представляет собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения 350°С, температурными пределами распространения пламени -155°С. Взрывоопасная концентрация паров мазута в смеси с воздухом составляет: нижний предел -1,4%, верхний - 8%.

Таким образом, мазут является опасным производственным объектом. Из анализа данных норм в совокупности с нормами ст. 1079 ГК РФ и Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 следует, что мазут является источником повышенной опасности. Значит, ответственность за причинение вреда в результате его использования должен нести владелец источника повышенной опасности, то есть владелец мазута, перевозимого в ДД.ММ.ГГГГ в автомашине «<данные изъяты>», государственный регистрационный номер , цистерна по автомобильной дороге М-10 «Россия».

Согласно ГОСТ 10585-99 «Топливо нефтяное. Мазут» (Приложение 6) мазут получают из продуктов прямой перегонки нефти, то есть мазут является нефтепродуктом.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (Приложение 7) утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила).

Руководствуясь указанными Правилами, в случае разлива нефтепродуктов мероприятия до их ликвидации и снижению их негативного воздействия должны осуществляться организациями, чья деятельность связана с работой с нефтепродуктами, под руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям. В рассматриваемом случае данные мероприятия должны быть проведены организацией (либо физическим лицом), осуществлявшей перевозку мазута.

Из вышесказанного следует вывод о том, что работы по устранению разлива мазута должны быть осуществлены, согласно Правилам, силами организации (либо физического лица), осуществлявшей транспортировку мазута. Ущерб, причинённый в результате разлива мазута, в силу ст. 1079 ГК РФ подлежит возмещению за счёт владельца мазута.

Ссылка прокурора Крестецкого района Новгородской области на Устав ФКУ Упрдор «Россия» применительно к сложившейся ситуации является необоснованной.

Согласно Уставу к функциям ФКУ Упрдор «Россия» относится организация работы по ликвидации последствий ДТП и иных чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и катастроф в части обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.

То есть в случае чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и т.п. ФКУ Упрдор «Россия» должны быть приняты такие меры, которые необходимы и достаточны для обеспечения безопасности участников дорожного движения, безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам подведомственной сети. Такие меры были приняты - нефтепродукты были убраны с проезжей части и обочины, загрязнённая площадь присыпана песком, была произведена обваловка мазута. Данные работы были выполнены ФГУ ДЭП № 76 в рамках обязанностей по Государственному контракту № 174-2009 на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-10 «Россия» на участке км 362+020 - км 470+000 (Новгородская область), заключённому с ФКУ Упрдор «Россия» (Приложение 9).

Таким образом, требования прокурора Крестецкого района Новгородской области не основаны на нормах действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица – Федерального государственного унитарного дорожного эксплутационного предприятия № 76, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовал, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, из которого следует, что 25 марта 2011 года на км 441 федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» произошло ДТП, в результате которого произошёл разлив мазута из автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , цистерна государственный номер .

    Данный участок автодороги находится в ведении ФГУ Упрдор «Россия». В соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ г. в обязанности ФГУ ДЭП № 76 входит выполнение работ по содержанию данного участка дороги, поддержании обслуживаемого участка автодороги в нормативном состоянии, обеспечение безопасного, бесперебойного дорожного движения. Так ДД.ММ.ГГГГ после ДТП предприятием своими силами нефтепродукты были убраны с проезжей части и обочины, загрязненная площадь присыпана песком, обеспечен беспрепятственный проезд автотранспорта по обслуживаемому участку.

    В перечень работ по содержанию данного участка дороги не входит такой вид работ, как устранение (удаление) нефтепродуктов, мазута и иных отходов, оставшихся в полосе отвода после ДТП. Кроме того для очистки и утилизации разлитого мазута необходимо установить сертифицированное место утилизации данного вида отходов и организацию, которая сможет произвести утилизацию, очистить участок полосы отвода в месте ДТП.

ФГУ ДЭП № 76 считает необходимым установить виновника ДТП и возложить на него обязанность по осуществлению мероприятий по утилизации разлитого мазута.

Третьи лица – Гранин И.В., Гранина Н.Н., Сенина В.П., Букаев И.И. и Корнельцев Ю.Н., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, сведений о причинах неявки не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в свое отсутствие.

С учетом приведенных обстоятельств судом на основании ст. 167 ГПК РФ определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года на 440 километре федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург произошло ДТП. В результате данного ДТП на съезде, примыкающем к автодороге Москва - Санкт - Петербург в полосе отвода федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург по ходу движения из г. Москва в г. Санкт- Петербург, в полосе отвода, равной 32 метрам от центра проезжей части, произошел розлив мазута с автомашины <данные изъяты>, г.н.з. , принадлежащей Граниной Н.Н., из цистерны , принадлежащей Сениной В.П..

В результате данного ДТП водителю автомашины <данные изъяты>, г.н.з. ФИО3 были причинены телесные повреждения – тяжкий опасный для жизни вред здоровью, закончившийся смертельным исходом на месте ДТП.

На момент ДТП названный полуприцеп находился в аренде у ИП Гранина И.В..

Проведенной прокуратурой Крестецкого района Новгородской области проверкой установлено, что руководством Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» не приняты меры по ликвидации мазута в полосе отвода после дорожно-транспортного происшествия, в ходе которого выявлены нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды.

Земельный участок, площадью 13 369 560 кв.м., земли промышленности, транспорта и иного назначения, кадастровый номер , расположенный по адресу: Новгородская область, Чудовский, Новгородский, Крестецкий, Валдайский районы, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на праве постоянного (бессрочного) пользования за Государственным учреждением «Управлением автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Министерства транспорта РФ» на основании постановления Администрации Чудовского района Новгородской области от 05.06.2000 г. № 217, постановления Администрации Новгородского района Новгородской области от 19.07.2000 г. № 445, постановления Администрации Крестецкого района Новгородской области от 22.06.2000 г. № 93, постановления Администрации Валдайского района Новгородской области от 15.03.2002 г. № 52.

Из сообщения первого заместителя Главы Администрации Крестецкого муниципального района Новгородской области от 06.04.2011 г. № 975/01-30 следует, что в адрес начальника Государственного учреждения «Управления автомобильной магистрали Москва-Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства» направлено письмо об экологической угрозе состояния придорожной полосы федеральной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург. Мер по ликвидации мазута на месте ДТП не предприняты.

В судебном заседании представитель ответчика не отрицал факт наличия мазута в полосе отвода, равной 32 метрам, розлитого в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Важность сохранения среды обитания человека для настоящей будущих поколений не подлежит сомнению. Поэтому обязанность охр природы отнесена к разряду основных конституционных обязанностей.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 названного Федерального закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 39 названного Федерального закона устанавливает, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов, загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1. настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также в организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук (ст. 3.1 Закона).

В силу ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.

Так, в силу приведенной нормы, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным Кодексом, федеральными законами.

Согласно п. 3.3.1 Устава к функциям ФКУ Упрдор «Россия» относится организация работ по ликвидации последствий ДТП и иных чрезвычайных происшествий, стихийных бедствий и катастроф в части обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств.

Таким образом, на момент обнаружения розлива мазута на земельном участке право постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком ФКУ Упрдор «Россия» не прекращено, а следовательно, именно ответчик отвечает за состояние данного земельного участка.

Не имеет правового значения в данном случае то обстоятельство, что отходы на почве образовались не в результате непосредственной деятельности ФКУ Упрдор «Россия», поскольку, учитывая положения приведенных выше правовых норм, меры по охране земельного участка осуществляет правообладатель.

Непринятие мер по ликвидации мазута после произошедшего ДД.ММ.ГГГГ ДТП на 440 километре федеральной автомобильной дороги Москва - Санкт - Петербург повлекло за собой загрязнение окружающей среды и существенное нарушение конституционных прав граждан.

Согласно письма Федерального государственного унитарного дорожного эксплутационного предприятия № 76 от 28.03.2011 г. № 148, произошло ДТП ДД.ММ.ГГГГ с розливом нефтепродукта, силами ФГУ ДЭП № 76 (погрузчик ТО-18Б, экскаватор, КДМ, самосвал, 5 рабочих, мастер) нефтепродукты были убраны с проезжей части и обочины, загрязненная площадь присыпана песком. Произвести работы по ликвидации розлива нефтепродуктов собственными силами в полном объеме ВФГУ ДЭП № 76 не может, не имея для этого необходимой техники.

ФГУ ДЭП № 76 действовало на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ответчиком, в связи с чем, суд полагает, что работы по ликвидации последствий розлива нефтепродуктов произведены ФГУ ДЭП № 76 именно в таком размере, предусмотренным госконтрактом. Произведенные работы свидетельствуют о том, что ответчиком уже были приняты меры по устранению последствий ДТП.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

С учетом изложенного требования прокурора, заявленные в соответствии со ст.45 ГПК РФ, интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылается на положения ст. 1079 ГК РФ.

В силу ч. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Согласно ч. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

Способы возмещения вреда установлены ст. 1082 ГК РФ.

Так, в силу приведенной нормы, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Ответчик, добросовестно осуществляя предоставленные правомочия по пользованию земельным участком, на основании ст. 1079 ГК РФ вправе в случае наличия материального ущерба, вызванного необходимостью проведения работ по уборке разлитого мазута, в дальнейшем предъявить регрессные требования лицу, виновному в загрязнении окружающей среды.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 45, 193, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Крестецкого района Новгородской области удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт- Петербург Федерального дорожного агентства» в срок до 01 июля 2012 года осуществить мероприятия по охране земельного участка, расположенного с правой стороны на 440 километре автодороги Москва - Санкт - Петербург по ходу движения из г. Москва в г. Санкт- Петербург, путем удаления розлива мазута общим количеством 23 840 килограмм.

Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Тверской областной суд через районный суд со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.10.2011 года.

Председательствующий                        Л.Г. Буланкина