О признании Устава г.Твери (утвержденного решением ТГД от 23.06.2005 г. № 68 в редакции решения от 03.12.2008 г. № 36 (167)) противоречащим закону и недействующим



Дело № 2-2850/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    «01» ноября 2011 года

           Центральный районный суд г. Твери в составе

    председательствующего судьи Булыгиной Н.В.,

    при секретаре Пановой А.М.

       с участием представителя заявителя - прокурора Центрального района г. Твери Фролова Ю.В., старшего помощника прокурора Центрального района г. Твери Гагариной М.А.

представителя Главы города Твери, представителя Тверской городской Думы по доверенности Рахмановой С.В., представителя Главы администрации г. Твери и Администрации г. Твери по доверенности Лисицкой Л.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Центрального района г. Твери о признании пунктов 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери ( утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения от 03.12.2008 года № 36(167) противоречащими закону и не действующими с момента вынесения судебного решения, о возложении обязанности на Тверскую городскую Думу по приведению в соответствие с действующим законодательством пунктов Устава города

у с т а н о в и л :

    Прокурор Центрального района г. Твери обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями о признании Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68, в редакции решения от 03.12.2008 № 36(167)) противоречащим закону и не действующим со дня принятия решения суда.

В обоснование требований указано, решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68 принят Устав города Твери.

Решением Тверской городской Думы от 03.12.2008 № 36(167) Устав города Твери изложен в новой редакции.

В настоящее время отдельные положения указанного муниципального правового акта противоречат закону и должны быть признаны недействующими по следующим основаниям.

Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» пункт 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского округа отнесено присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

В то же время согласно п. 28 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери к вопросам местного значения города Твери отнесена организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Таким образом, п. 28 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» пункт 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

В то же время согласно п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери к вопросам местного значения города Твери отнесено создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Вместе с тем, до настоящего времени п. 3 ч. 1 ст. 9 Устава города Твери, определяющий полномочия органов местного самоуправления в городе Твери в указанной сфере не приведен в соответствие с действующим законодательством.

Федеральными законами от 21.04.2011 № 69-ФЗ и от 11.07.2011 № 192-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) и обеспечение безопасности дорожного движения на них (изменения в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

До настоящего времени в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери не внесены необходимые изменения в целях приведения его в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ из вопросов местного значения городского округа исключена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства.

В пункт 26 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери необходимые изменения не внесены.

Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, определяющим вопросы местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и иные вопросы.

Несоответствие устава муниципального образования действующему федеральному законодательству не позволяет в полной мере решать вопросы местного значения, делает невозможным осуществление местного самоуправления в границах муниципального образования, нарушает конституционное право граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Твери, на самостоятельное решение вопросов местного значения.

В связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании 28 октября 2011 года прокурор Центрального района г. Твери уточнил просительную часть заявления и просил суд признать пункты 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения от 03.12.2008 года № 36(167), противоречащими закону и не действующими с момента вынесения судебного решения, а также просил возложить обязанность на Тверскую городскую Думу по приведению в соответствие с действующим законодательством пунктов Устава города Твери

В судебном заседании прокурор Центрального района г. Твери Фролов Ю.В. и старший помощник прокурора Центрального района г. Твери Гагарина М.А. поддержали заявление в полном объеме, просили его удовлетворить, возложить обязанность на Тверскую городскую Думу опубликовать сообщение о решении суда в газете «Вся Тверь», а также ходатайствовали о приведении решения суда к немедленному исполнению.

Представитель Главы города Твери и Тверской городской Думы по доверенности Рахманова С.В в судебном заседании пояснила следующее, что 25 октября 2011 года в целях приведения Устава города Твери в соответствии с действующим законодательством Глава города Твери внес проект решения Тверской городской Думы « О внесении изменений и дополнений в Устав города Твери», в котором требования прокуратуры Центрального района были учтены в полном объеме.

Вместе с тем, для приведения Устава города Твери в соответствие с действующим законодательством необходимо выполнить процедуру принятия проекта решения Тверской городской Думы « О внесении изменений и дополнений в Устав города Твери», установленную Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и муниципальными правовыми актами.

26 октября 2011 года состоялось заседание постоянного комитета по вопросам местного самоуправления с участием прокурора района, на котором принято решение предложить Тверской городской Думе рассмотреть внесенный проект в первом чтении и опубликовать его в средствах массовой информации.

Кроме того, представитель пояснила суду, что поскольку уточненные требования прокуратуры об оспаривании отдельных положений Устава города Твери на заседаниях Тверской городской Думы не рассматривались, считает необходимым предоставить указанную возможность в целях рассмотрения указанного заявления и принятия коллегиального решения на заседании Тверской городской Думы.

Представитель Главы администрации г. Твери и Администрации г. Твери по доверенности Лисицкая Л.А. с требованиями прокурора согласился в полном объеме. По существу требований представлены объяснения администрации г. Твери, которые приобщены к материалам делам. При этом, Лисицкая Л.А. суду пояснила, что Устав муниципального образования является муниципальным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов Действующая редакция Устава не содержит полного перечня вопросов местного значения, установленных ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», чем нарушаются конституционное право граждан, проживающих в городе Твери, на осуществление местного самоуправления. В связи с чем, необходимо привести Устав муниципального образования город Тверь в соответствие с нормами федерального закона. Не возражала также против ходатайства прокурора о приведении решения к немедленному исполнению.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными.

Общие правила обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц регламентированы ст. 45 ГПК РФ.

При этом, согласно ст.ст. 245, 251 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в частности, по заявлениям прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

В силу положений ст.247 ГПК РФ дела, возникающие из публично-правовых отношений, рассматриваются судом, если те или иные акты, действия(бездействие) оспариваются в связи с нарушением прав и законных интересов либо самих заявителей, либо лиц, в защиту которых обращаются иные субъекты, обладающими соответствующими полномочиями на обращение в суд, в т.ч. и прокурор.

Таким образом, уполномоченное лицо вправе обратиться в суд в том случае, если принятым правовым актом или конкретным действием нарушены права и свободы конкретного лица.

В соответствии с положением ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Прокурор Центрального района г. Твери, полагая, что пункты 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери ( утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения от 03.12.2008 года № 36(167) противоречат закону обратился в суд с заявлением, в котором просит указанные пункты противоречащими закону и недействующими с момента принятия решения суда.

          Прокурор, оспаривая данное пункты решения, утверждает в своем заявлении и в судебном заседании, что оспариваемые пункты Устава города Твери относится к категории нормативно-правового акта, поэтому в силу ст. ст.45, 251 ГПК РФ прокурор вправе оспорить данные пункты Устава.

С таким утверждением соглашается и суд.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Таким образом, нормативный правовой акт должен быть принят правомочно органом государственной власти или органом местного самоуправления, или должностным лицом, применяться неоднократно в отношении неопределенного круга лиц, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц.

Действительно, оспариваемые пункты Устава как отдельные, так и в целом Устав города Твери является муниципальным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, в котором определен перечень вопросов местного значения, предписывающий и общеобязательный характер норм Устава города Твери рассчитан на многократное (неоднократное) применение неопределенным кругом лиц, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

    В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Прокурор обратился в суд и руководствовался именно указанными выше нормами закона. Обращение прокурора в суд с заявлением о признании незаконными оспариваемых пунктов Устава города Твери правомочно, соответствует требованиям закона.

    Согласно требованиям п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, должен также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

    В судебном заседании установлено, что решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68 принят Устав города Твери, который решением Тверской городской Думы от 03.12.2008 № 36(167) изложен в новой редакции.

В настоящее время отдельные положения указанного муниципального правового акта противоречат закону.

Так, Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» пункт 27 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского округа отнесено присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов. Вместе с тем из содержания п. 28 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери усматривается, что к вопросам местного значения города Твери отнесена организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. В связи с чем, суд считает, что указанный пункт Устава города Твери противоречит действующему законодательству.

Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» пункт 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству. Вопреки приведенной норме закона п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери определено, что к вопросам местного значения города Твери отнесено создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Содержание п. 34 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери также находится в противоречии с требованиями федерального закона.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Несмотря на данное требование закона, до настоящего времени п. 3 ч. 1 ст. 9 Устава города Твери, определяющий полномочия органов местного самоуправления в городе Твери в указанной сфере не приведен в соответствие с действующим законодательством, что является незаконным.

В целях приведения Устава города в соответствие с действующим федеральным законодательством не внесены необходимые изменения и в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери, несмотря на то, что Федеральными законами от 21.04.2011 № 69-ФЗ и от 11.07.2011 № 192-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) и обеспечение безопасности дорожного движения на них (изменения в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом также установлено, что федеральным законом от 18.07.2011 № 243-ФЗ из вопросов местного значения городского округа исключена выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства. Вопреки требованиям закона в пункт 26 ч. 1 ст. 7 Устава города Твери не приведен в соответствие.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что отдельные пункты Устава города Твери, а именно, пункты 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения Тверской городской Думы от 03.12.2008 года № 36(167) противоречат требованиям действующего законодательства, в связи с чем, в силу части 2 ст. 253 ГПК РФ., в соответствии с которой суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, указанные пункты Устава подлежат признанию недействующими со дня принятия решения суда.

Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, определяющим вопросы местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и иные вопросы.

Несоответствие устава муниципального образования действующему федеральному законодательству не позволяет в полной мере решать вопросы местного значения, делает невозможным осуществление местного самоуправления в границах муниципального образования, нарушает конституционное право граждан Российской Федерации, проживающих на территории города Твери, на самостоятельное решение вопросов местного значения.

С учетом изложенного суд считает, что доводы, изложенные в заявлении прокурора и поддержанные в судебном заседании, являются законными и обоснованными, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, суд, руководствуясь нормами ст.251 ГПК РФ, признает оспариваемые пункты 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения Тверской городской Думы от 03.12.2008 года № 36(167), незаконными.

В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Прокурор ходатайствует об обращении постановленного решения к немедленному исполнению.

В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе заявителя обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд полагает возможным удовлетворить требование прокурора об обращении решения к немедленному исполнению, это будет способствовать скорейшему разрешению возникшей спорной ситуации. При этом суд учитывает, что на протяжении длительного периода времени законные требования прокурора по приведению Устава города Твери представительным органом – Тверской городской Думой исполнены не были, меры к устранению выявленных нарушений закона не приняты до настоящего времени.

Руководствуясь ст. ст.212, 245,247,251 - 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Заявление прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить.

Признать пункты 5, 26, 28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения Тверской городской Думы от 03.12.2008 года № 36(167) противоречащими закону и не действующими с момента вынесения судебного решения.

    Обязать Тверскую городскую Думу привести пункты 5,26,28, 34 части 1 статьи 7, пункта 3 части 1 статьи 9 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 года № 68 в редакции решения Тверской городской Думы от 03.12.2008 года № 36(167) в соответствие с действующим законодательством.

    В силу ч. 3 ст.253 ГПК РФ на Тверскую городскую Думу возложить обязанность по опубликованию сообщения о решении суда в газете «Вся Тверь» после вступления его в законную силу.

    В силу ст. 212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                          Н.В. Булыгина

Решение изготовлено в окончательной форме 07 ноября 2011 года