Дело 2-2478/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2011 года город Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
Председательствующего судьи Харитоновой В.А.
При секретаре Тимофеевой М.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климова В.Н. к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Климов В.Н. обратился в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование требований Климов В.Н. указал о том, что ДД.ММ.ГГГГ года он поступил на службу в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, где был назначен руководителем Бологовского межрайонного следственного отдела следственного управления по Тверской области.
После того, как Следственный комитет при прокуратуре РФ был преобразован в самостоятельный федеральный государственный орган – Следственный комитет Российской Федерации, истец ДД.ММ.ГГГГ приказом Следственного комитета был назначен руководителем Бологовского межрайонного следственного отдела.
В период работы в качестве руководителя Бологовского МСО с августа 2009 года по март 2010 года, Климовым В.Н. ежемесячно составлялись табели учета рабочего времени в условиях ненормированного рабочего дня, в которых отражались время работы в рабочие, праздничные и выходные дни за пределами установленной месячной нормы рабочего времени.
Руководителем следственного управления СКП РФ по Тверской области был установлен порядок, при котором табели с учетом сверхурочных работ направлялись в отдел кадров cледственного управления, однако, оплата сверхурочного труда своевременно произведена не была.
Истец, уточнив исковые требования, просил взыскать в его пользу <данные изъяты>. – денежную сумму, невыплаченную ему за работу только в выходные и праздничные дни, компенсацию за нарушение сроков выплат заработной платы, в качестве компенсации морального вреда истец просил взыскать с ответчика <данные изъяты>.
Климов В.Н. исковые требования поддержал, пояснил, что срок давности не пропустил, указал о том, что с ДД.ММ.ГГГГ года в связи с тяжелым заболеванием истец находился в отпуске по болезни, а с ДД.ММ.ГГГГ в очередных отпусках, в связи с чем не мог обратиться с иском в суд о взыскании задолженности по оплате моего труда. Кроме того, руководителем следственного управления было обещано компенсировать задолженность при окончательном расчете с ним при увольнении. В ДД.ММ.ГГГГ, при уходе в очередной отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец поставил вопрос об оплате сверхурочного труда. Руководитель следственного управления в беседе заверил истца, что сверхурочная работа будет ему компенсирована. Поверив руководителю управления, Климов В.Н. стал ждать окончательного расчета. ДД.ММ.ГГГГ приказом Следственного комитета № 194 кт от ДД.ММ.ГГГГ Климов В.Н. был освобожден от занимаемой должности и уволен из Следственного комитета РФ по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. Выплаты за работу в выходные, праздничные дни не были произведены, в связи с чем выплаты указанных сумм он требует в судебном порядке в соответствии с представленным им расчетом.
Представитель ответчика не признал исковых требований, заявил о пропуске срока обращения в суд, указал о том, что привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. Во всех случаях привлечения работников как с нормированным, так и с ненормированным рабочим днём к дежурствам, указанные дежурства им компенсируются исключительно предоставлением времени отдыха.
Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требований Климова В.Н. подлежат частичному удовлетворению.
В силу положений ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В соответствии с Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 6 июня 2008 года. № 58 «Об оплате труда работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при выполнении ими работ в выходные или нерабочие праздничные дни», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается исходя из: двойного размера части оклада (должностного оклада) за день или час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; тройного размера части оклада (должностного оклада) за день или час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Начисление работникам оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в соответствии с табелем учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. Заполненные в установленном порядке табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы передаются в соответствующие финансовые подразделения к 25 числу каждого месяца. Оплата за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за истекший месяц производится одновременно с выплатой денежного содержания (заработной платы) за текущий месяц.
В период работы в качестве руководителя Бологовского МСО с ДД.ММ.ГГГГ, Климовым В.Н. ежемесячно составлялись табели учета рабочего времени в условиях ненормированного рабочего дня, в которых отражались время работы в рабочие, праздничные и выходные дни за пределами установленной месячной нормы рабочего времени. Указанные табели представлялись работодателю, хранились у него и Климову В.Н. не были возвращены. Оплата работы в выходные и праздничные дни не была произведена. Работодатель, приняв табели, имел возможность передать их в соответствующее подразделение для оплаты, ответчик не сообщал истцу о необоснованности требования об оплате работы в выходные и праздничные дни. Возможность же такой оплаты предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации. Отсутствие приказов о работе в выходные и праздничные дни не должно ставиться в вину работнику, не может явиться основанием для отказа в выплате ему денежных средств за выполнение им в указанные дни своих трудовых обязанностей.
Не может согласиться суд с утверждением представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд. В соответствии с п. 56 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. Суд полагает, что Климовым В.Н. срок обращения в суд не был пропущен, поскольку он в суд обратился в течение установленного законом срока с момента его увольнения. Выплаты за работу в выходные и праздничные дни должны были быть произведены ему в период его работы, но были невыплачены, являлись задержанными, при расчете при увольнении эти суммы также ответчик не выплатил. Нарушение со стороны ответчика носило длящийся характер, вследствие чего нельзя признать обоснованным заявление представителя ответчика о пропуске срока обращения в суд.
Признавая обоснованным требование истца о взыскании в его пользу с ответчика денежных средств в качестве оплаты за работу в выходные и праздничные дни, суд руководствуется проверенным им расчетом ответчика, поскольку указанный бухгалтерский расчет составлен с учетом нашедших свое подтверждение случаев работы истца в выходные и праздничные дни исходя из размера оклада истца, как это предусмотрено Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 6 июня 2008 года. № 58 «Об оплате труда работников Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации при выполнении ими работ в выходные или нерабочие праздничные дни». В пользу истца с ответчика за работу в выходные и праздничные дни подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты>. Доказательств, безусловно опровергающих представленный ответчиком расчет, истец не представил суду, напротив, ответчик, представил документы, опровергающие частично сведения, сообщенные истцом о его работе в выходные и праздничные дни и включенные им в собственный расчет. Так, не нашли своего подтверждения факты работы Климова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о которых он сообщил суду, но не представил доказательств, подтверждающих факт его работы в указанные дни. Оплата за эти дни обоснованно не учтена в представленном суду ответчиком расчете.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Суду представлен расчет компенсации, осуществленный истцом, однако суд полагает, что такой расчет должен быть произведен с даты увольнения до рассмотрения в суде настоящего гражданского дела, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета присужденной к уплате в пользу истца денежной сумы в размере <данные изъяты>. В пользу истца с ответчика в качестве компенсации за нарушение сроков выплат денежных средств суд полагает возможным взыскать денежную сумму в размере <данные изъяты>
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В данном случае с учетом обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных страданий, степени вины работодателя, суд полагает, что требованиям разумности и справедливости будет отвечать сумма компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области в пользу Климова В.Н. <данные изъяты>. в качестве оплаты за работу в выходные и праздничные дни, компенсацию за нарушение сроков выплат денежных средств <данные изъяты>., <данные изъяты> рублей в качестве компенсации морального вреда, всего определить ко взысканию денежную сумму в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Тверской областной суд через районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Харитонова