Дело № 2-2774\11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» октября 2011 года г.Тверь
Центральный районный суд г. Твери в составе
председательствующего судьи Михайлова А.Ю.
при секретаре Фоминой О.В.,
с участием представителя истца Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по доверенности Луньковой В.Е.,
в отсутствие ответчика Прозументова С.Ю., третьего лица Тверского отделения № 8607 ОАО «Сбербанк РФ»,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области к Прозументову С.П. о возложении обязанностей остановить земляные и строительные работы, заключить охранное обязательство, согласовать проект строительства, взыскании денежных средств,
установил:
Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области обратился в суд в защиту государственных и общественных интересов к Прозументову С.Ю. с требованиями о взыскании с ответчика <данные изъяты>. и требованиями о возложении обязанностей остановить земляные и строительные работы, заключить охранное обязательство, согласовать проект строительства по адресу <адрес>.
В обоснование требований заявитель указал на то, что после поступления информации о производстве земляных и строительных работ на территории памятника археологии «Затверецкий посад г. Твери», по адресу: <адрес>., выходом специалистов установлено, что земляные и строительные работы ведутся ответчиком без согласования и разрешения на производство работ органа охраны объектов культурного наследия. В ходе работ причинялся ущерб памятнику археологии, неоднократные требования остановить разрушение памятника, предписания, предложения урегулировать конфликт в досудебном порядке оставлены без ответа.
В судебном заседании представитель Комитета исковые требования поддержал, пояснив, что ответчик знал о необходимости сохранения памятника археологии, ему выдавались предписания, он присутствовал при составлении акта ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксирован факт незаконного производства земляных и строительных работ. Объект археологического наследия ставился на госохрану региональным органом. В ходе проверки Комитетом были установлены как факт, так и объем повреждений объекта археологического наследия. При определении размера ущерба Комитет руководствовался методиками, существовавшими на момент причинения ущерба. Объект археологического наследия, ущерб которому причинен действиями ответчика, расположен в древнейшей части Затверецкого посада.
Восстановить данный памятник невозможно, исходя из чего следует возместить ущерб, определяемый методиками, не противоречащими ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебное заседание не явился ответчик Прозументов С.Ю. Судебная повестка с извещением о времени и месте рассмотрения гражданского дела, направленная ответчику по адресу, указанному истцом в исковом заявлении, возвращена в суд с отметкой почтового органа - «истек срок хранения». В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Указанную обязанность ответчик и третье лицо не выполнили, не известили суд о причинах неявки и доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки, не представили. Истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства. В связи с указанными обстоятельствами судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика и третьего лица в порядке заочного производства.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ ст.7, п.1 Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Комитет по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области является специально уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия, целью деятельности которого является их сохранение гарантированное вышеуказанной нормой закона, как в интересах государства, так и в интересах народов Российской Федерации (общественности).
Так, в соответствии со ст.9.1. п.п.2 п.1 вышеуказанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).
Таким образом, охрана объектов археологического наследия, отнесенным к объектам культурного наследия федерального значения (на основании ст. 4 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), находится в компетенции органов государственной власти субъекта РФ.
Согласно ст.33 вышеуказанного Федерального закона, истец вправе устанавливать ответственность за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что «Затверецкий посад г. Твери», находящийся на левом берегу р.Волги. в устье ее левого притока р. Тверцы, на левом берегу последней является памятником археологии, о чем свидетельствует Паспорт памятника.
В соответствии с Постановлением Коллегии Министерства культуры РФ от февраля 1990 г., Коллегии Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета ВООПИК - г.Калинин (ныне г.Тверь) внесен в список исторических населенных мест РСФСР.
В соответствии со ст.59 Федерального закона № 73-ФЗ «историческим поселением в целях настоящего ФЗ является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположен объект культурного наследия...» «в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными)». Статьей 60 вышеуказанного закона регламентирована необходимость осуществления градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении при условии сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
В соответствии со ст.ст. 35, 36 вышеуказанного Федерального закона, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля. В соответствии со ст. 40 данного закона в исключительных случаях под сохранением объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевыеработы. Т.е. перед производством земляных и строительных работ застройщику необходимо было согласовать свои действия с госорганом охраны объектов культурного наследия и привлечь археологов для обеспечения необходимых археологических исследований, что не было сделано. Не выполнил застройщик и норму ст. 37 данного закона, предписывающую немедленную остановку работ по получении письменного предписания органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно Актам о производстве самовольных земляных работ на территории памятника археологии без выполнения предварительных археологических исследований и о причинении ущерба объекту в ходе работ по отрытию котлована, в результате выхода специалистов комитета ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, на место - <адрес> было установлено, что земляные работы ведутся ответчиком без согласования и разрешения на производство работ госоргана охраны объектов культурного наследия, без предварительного обеспечения и выполнения необходимых археологических исследований. В ходе самовольных земляных работ причинялся ущерб памятнику археологии на площади <данные изъяты> Требование представителя комитета остановить разрушение памятника археологии, состоящего на госохране, было застройщиком проигнорировано. В результате выхода на место было произведено фотографирование объекта работ, обмер самовольно отрытого котлована.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес застройщика было направлено письменное предписание с требованием немедленно остановить производство не согласованных с комитетом земляных работ на территории объекта археологического наследия по <адрес> и выполнить необходимые археологические исследования, а также оплатить ущерб, причиненный памятнику, в сумме <данные изъяты>.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в ходе самовольных земляных работ причинен ущерб памятнику археологии уже дополнительно на площади еще <данные изъяты>.
Разрушение объекта археологического наследия Прозументовым С.Ю., являющегося застройщиком <адрес>, повлекло за собой невозможность реализации конституционного права общественности доступа к культурным ценностям, ответчик не выполнила конституционную обязанность ( ст.44 Конституции РФ) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, что повлекло за собой невозможность реализации прав граждан на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, сохранения историко-культурной среды обитания, источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В результате нарушения указанных норм закона застройщиком был причинен ущерб объекту археологического наследия (памятнику археологии) на площади <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>.
Истцом, при этом представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при производстве земляных работ на участке, занятом домовладением ответчика, был затронут культурный слой: списки памятников истории и культуры Калининской (ныне Тверской) области; паспорт памятника археологии «Затверецкий посад г.Твери» согласно которому на данной территории, в том числе и на <адрес>, находятся отложения культурного слоя XI-XIII веков ремесленного поселения;.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ответчик, причинивший вред объекту археологического наследия, обязана возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, т.е. стоимость археологических исследований (как это предусмотрено ст.40 указанного ФЗ: стоимость научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор), поскольку фактически произвести работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с реставрационными нормами и правилами невозможно.
В соответствии с ч.1 ст. 1064 Гражданского кодекса, вред подлежит возмещению лицом, причинившим вред. В силу ч.2 ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Застройщиком, производившим земляные работы, в ходе которых был причинен ущерб объекту археологического наследия, и непосредственным причинителем ущерба является гр-н Прозументов С.Ю., которым не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен не по его вине.
При расчете суммы ущерба суд исходит из необходимости возмещения стоимости мероприятий по археологическому исследованию участка, занятого домовладением Прозументова С.Ю., составляющей <данные изъяты>. Указанный расчет судом проверен и сомнений в его правильности не вызывает.
Истцом обоснованно произведен расчет суммы ущерба исходя из писем решения Малого Совета Тверского областного совета народных депутатов от 12 ноября 1993 года № 374, а также Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры, позволяющих определить стоимость археологических исследований в зоне охраны памятников истории и культуры на тот момент, когда ответчиком производились земляные и строительные работы, разрушавшие памятник археологии. Указанные методики не противоречат Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления был освобожден в связи с предъявлением требований по иску, связанному с нарушением прав потребителей. Оснований для освобождения ответчика от уплаты госпошлины не имеется. Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход государства госпошлина в размере <данные изъяты>.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области к Прозументову С.П. о возложении обязанностей остановить земляные и строительные работы, заключить охранное обязательство, согласовать проект строительства, взыскании денежных средств удовлетворить.
Обязать Прозументова С.П. остановить производство всех несогласованных Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области земляных и строительных работ на территории объекта археологического наследия «Затверецкий посад г. Твери» по адресу <адрес>.
Обязать Прозументова С.П. заключить с Комитетом по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области охранное обязательство на часть памятника археологии в границах земельного участка по адресу <адрес>.
Обязать Прозументова С.П. согласовать проект строительства в границах земельного участка по адресу <адрес>.
Взыскать с Прозументова С.П. в пользу Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области 659 058 руб. 60 коп. в качестве ущерба, причиненного объекту археологического наследия.
Взыскать с Прозументова С.П. госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в Центральный районный суд г. Твери заявление об отмене настоящего заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: