о признании недействительной кадастровой стоимости земли (решение вступило в законную силу 25.11.2011)



Дело № 2-2667/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 08 » ноября 2011 года                                город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.,

с участием истца Смирновой В.Ю.,

представителя ответчика – Управления Росреестра по Тверской области - Карсаковой И.В.,

представителя ответчика – Администрации г. Твери и третьего лица – Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери - Репиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирновой В.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Администрации города Твери,

у с т а н о в и л:

Смирнова В.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Комитету по управлению имуществом Тверской области о признании недействительной кадастровой стоимости земли. В обоснование иска указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером и жилой дом, расположенные по адресу <адрес>. Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты>. и земельный налог составляет <данные изъяты>. Полагает, что кадастровая стоимость завышена и необоснованна, т.к. при начислении кадастровой стоимости введены факторы, которые не существовали и не существуют (канализация, водоснабжение). В данное время земельный участок непригоден для использования, поскольку федеральные, региональные и местные программы охраны земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности пригодных и других условий не производятся. Полагает, что при утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земли были допущены ошибки в начислении стоимости земельных участков, где не подведены коммуникации – водопровод и канализация. Просит признать кадастровую стоимость земли недействительной.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные исковые требования, указывая, что после того, как получила платежный документ на оплату земельного налога, обратилась в Управление Росреестра по Тверской области, где ей предоставили информацию о порядке определения кадастровой стоимости. Истец считает неверными произведенные расчеты по кадастровой стоимости. Расстояние от объекта до центра населенного пункта рассчитывалось по прямой, а истец живет в квартале, который отделен двумя реками – Тверцой и Волгой. В кадастровом квартале нет парка, заповедника, пляжа. На улице даже отсутствуют придорожные тропинки. Близость водного объекта – водоем мешает проезду, проходу. Расстояние до ближайшей поликлиники рассчитано по прямой, а пешком до нее – 45 мин. Канализация отсутствует, водоснабжение – от водоразборных колонок. Несоответствие инженерной инфраструктуры – участок затопляется грунтовыми водами из-за отсутствия ливневой канализации. По перечню оценочных показателей по экспертно-аналитической части методики нет пункта «свободный член». Истец считает неверными предоставленные г. Тверью в Управление Росреестра по Тверской области сведения, так как расчет, произведенный по таким сведениям, уничтожает план участка, план дома, технический паспорт, кадастровый паспорт, что нарушает статьи Гражданского и Земельного кодексов. В связи с приведенными обстоятельствами в уточненном иске Смирнова В.Ю. дополнила свои требования, просила признать недействительной кадастровую стоимость земли, возложить обязанность на Администрацию города Твери и Управление имуществом Тверской области проверить данные по кадастровому квадрату и кадастровому номеру, обязать Администрацию г. Твери отчитаться письменно, в какие сроки будут производиться работы по водоотведению по <адрес> - отказать.

В связи с реорганизацией органов государственной власти Тверской области на основании ст. 44 ГПК РФ допущено правопреемство ответчика – Комитета по управлению имуществом Тверской области на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.

Представитель Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Карсакова И.В. в судебном заседании представила сведения о принятых мерах по исправлению допущенной ошибки, пояснила, что постановление Администрации Тверской области № 503-па от 30.12.2008 г. являлось предметом судебного контроля, определением Верховного суда Российской Федерации признано законным. В удовлетворении заявленных к Управлению Росреестра по Тверской области требований просила отказать.

Представитель Администрации г. Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери по доверенности Репина О.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты и не представлено доказательств нарушения прав истца.

Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и представитель третьего лица – Правительства Тверской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц. Участвуя в предыдущем судебном заседании представитель Правительства Тверской области по доверенности Репина Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что постановление Администрации тверской области № 503-ПА, которым утверждена кадастровая стоимость, прошло проверку в Верховном Суде Российской Федерации.

Заслушав истца Смирнову В.Ю., представителя ответчика – Управления Росреестра по Тверской области по доверенности Карсакову И.В., представителя ответчика – Администрации г. Твери и третьего лица – Департамента управления имуществом и земельными ресурсами Администрации г. Твери по доверенности Репину О.Ю., исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Истцом оспаривается кадастровая оценка принадлежащего ей на праве собственности земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Факт принадлежности земельного участка истцу не оспаривается, подтвержден актуальными данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ , право ФИО2 на вышеуказанный земельный участок было внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, с 27.03.2006 г. собственником земельного участка является Смирнова В.Ю.

Право собственности ФИО2 на жилой дом по указанному адресу согласно данным Тверского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» возникло на основании договора дарения, удостоверенного 2-й Калининской ГНК ДД.ММ.ГГГГ по реестру и было зарегистрировано в БТИ ДД.ММ.ГГГГ

Под указанный жилой дом постановлением Главы администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в собственность земельных участков под обслуживание и эксплуатацию одного жилого дома гражданам» ФИО2 был передан в собственность земельный участок, о чем ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство на право собственности на землю.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст. 2 приведенного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ настоящий Федеральный закон был введен в действие с 31.01.1998 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 6 ст. 33 названного Федерального закона).

В силу ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления его в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Согласно ч. 2 ст. 6 приведенного Федерального закона государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключила со Смирновой В.Ю. договор, по которому передела последней безвозмездно (в дар) земельный участок по адресу: <адрес>, с расположенными на нем объектами недвижимости.

В силу ч. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Заключенный между ФИО2 и Смирновой В.Ю. договор дарения, как и возникшее на его основании право собственности Смирновой В.Ю. были зарегистрированы в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ, о чем Смирновой В.Ю. были выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права.

Таким образом, внесение по заявлению ФИО2 сведений о ее ранее возникшем праве в ЕГРП в день государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности к Смирновой В.Ю. соответствует действующему законодательству и не может быть признано нарушающим права истца.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель 0;fld=134;dst=100027(пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года № 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее - Административный регламент).

Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кадастровая оценка земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере <данные изъяты> актуализирована постановлением Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. № 503-па «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области» (Таблица для отображения результатов расчета КС ЗУ Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Город Тверь № п/п 17803).

Оспаривая названную оценку, Смирнова В.Ю. в том числе оспаривает законность действующего нормативно-правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Администрации Тверской области.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 35-Г09-8 Калининскому районному потребительскому обществу Тверского областного союза потребительских обществ, Потребительского общества «Универсальная база», Федеральному государственному учреждению «Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта», Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный рынок», П., К., А. Отказано в удовлетворении заявленных требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года № 503-па «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области».

Предметом судебной проверки являлось соответствие приведенного постановления положениям ст. 61, 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 3, 4, 17, 44, 396 Налогового кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года № 215.

Рассматривая заявленный спор, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемое постановление принято Администрацией Тверской области в пределах предоставленной ей федеральным законодательством компетенции, официально опубликовано, противоречий положений данного постановления нормам федерального законодательства не усматривается, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого в настоящем деле постановления противоречащим федеральному законодательству.

Согласно ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Отказ в принятии заявления предусмотрен также ч. 8 ст. 251 ГПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

Смирновой В.Ю. заявлено о необоснованности кадастровой оценки в связи с отсутствием на земельном участке канализации и водоснабжения.

Приведенные обстоятельства являлись предметом проверки Управления Росреестра по Тверской области по обращению Смирновой В.Ю., на основании предоставленной уточненной исходной информации Департамента архитектуры и строительства Администрации города Твери и в соответствии с решением Управления об устранении кадастровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Тверской области в 2007 – 2008 г.г. – ФГУП «ФКЦ «Земля» по земельному участку с кадастровым номером сделан перерасчет кадастровой стоимости без учета факторов «Водоснабжение», «Канализация». В результате перерасчета кадастровая стоимость земельного участка составила <данные изъяты>. Необходимые письма о перерасчете кадастровой стоимости были направлены Управлением в адрес Смирновой В.Ю., Управление ФНС России по Тверской области, Комитет по управлению имуществом Тверской области.

Решением Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ техническая ошибка исправлена: удельный показатель кадастровой стоимости вместо <данные изъяты> руб/кв.м» следует читать «<данные изъяты>», кадастровую стоимость вместо «<данные изъяты>» верно следует читать «<данные изъяты>».

При изложенных обстоятельствах действия Управления Росреестра по Тверской области по исправлению технической ошибки совершены в соответствии с действующим законодательством и не могут быть признаны нарушающим права и законные интересы истца.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного управления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

По смыслу ст. ст. 3 и 4 ГПК РФ единственно допустимой целью обращения в суд является защита нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Содержание приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что обязательным условием удовлетворения тех или иных исковых требований является установление судом факта нарушения субъективного права или охраняемого законом интереса, при условии незлоупотребления заявителем своим правом на обращение в суд.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обязанность представить доказательства в подтверждении своих доводом лицам, участвующим в деле, неоднократно разъяснялась, разъяснялись и виды доказательств в гражданском процессе.

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно ч. 1 ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.

Смирновой В.Ю. не представлено достаточных относимых и допустимых доказательств, подтверждающих ее объяснения о нарушении ее прав примененной методикой при расчете кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, в том числе в связи с внесением ФИО2 в сведения о собственниках, в связи с применением факторов стоимости «свободный член», расстояние до центра населенного пункта, близость к зоне рекреации и водному объекту, расстояние до ближайшей поликлиники.

В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Оснований выйти за пределы заявленных требований у суда не имеется.

Обстоятельства нарушения прав Смирновой В.Ю. в части завышенного начисления ей сумм земельного налога с учетом положений ст. 196 ГПК РФ в отсутствие надлежащим образом заявленных требований не может быть предметом судебной проверки в рамках настоящего дела.

Таким образом, в отсутствие достаточных, достоверных и допустимых доказательств нарушения прав Смирновой В.Ю., отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193, 194-199, 254 -258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Смирновой В.Ю. в удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Администрации города Твери о признании недействительной кадастровой стоимости земли, возложении обязанности проверить данные по кадастровому квадрату и кадастровому номеру, обязать отчитаться письменно, в какие сроки будут производиться работы по водоотведению по <адрес> - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2011 года.

Председательствующий                              Л.Г. Буланкина