о признании права на бесплатное получение земельного участка и возложении обязанности ( решение не вступило в законную силу)



Дело № 2-3011/2011                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 28 » ноября 2011 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,

при секретаре Аниковой Т.С.,

с участием представителя истца Шамкина В.А.,

представителя ответчика Львова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова М.Н. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права на получение земельного участка, возложении обязанности по предоставлению земельного участка,

установил:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование которого указал, что он является ветераном боевых действий в связи с прохождением военной службы в составе объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона. Согласно ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в 2004 году он обратился в Администрацию г. Твери с заявлением о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка, 28.04.2004 г. был получен ответ № о постановке его на очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С 01.10.2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре тверской области – городском округе Тверь осуществлял Комитет по управлению имуществом Тверской области, в настоящее время - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. В связи с этим, Антонов М.Н. обратился в Комитет по управлению имуществом Тверской области о предоставлении земельного участка, 24.10.2011 г. был получен ответ № о том, что действующим земельным законодательством не предусмотрены льготные условия для бесплатного предоставления земельного участка. В связи с чем, истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ним право на бесплатное получение земельного участка под индивидуальное строительство, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обязанность по предоставлению земельного участка.

Истец, представитель третьего лица – Администрации г. Твери, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ, в судебном заседании не участвовали, сведений о причинах неявки не сообщили, истец направил своего представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено рассматривать дело в отсутствие истца, представителя Администрации г. Твери.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Шамкин В.А. полностью поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области по доверенности Львов В.А. в судебном заседании не признал исковые требования, пояснив следующее. Ранее действующая норма закона предусматривала бесплатное предоставление земельного участка данной категории граждан - ветеранам боевых действий на основании заявления, однако заявление истца о предоставлении земельного участка отсутствует. В связи с чем, невозможно установить из какой собственности – муниципальной или государственной нужно предоставить Антонову М.Н. земельный участок. Кроме этого, Министерство не является правопреемником Администрации г. Твери и не несем правовых последствий по предоставлению земельного участка.

Считает, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд с подобными требованиями. Срок исковой давности начинает исчисляться с 01.01.2005 года, то есть с момента вступления в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении Изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих Принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и истек 01.01.2008 года. Истец обратился в суд 10.11.2011 года, то есть с пропуском срока исковой давности.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 29.06.2004 г.) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 закона, предоставляются следующие права и льготы - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Антонов М.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий, выданным военным комиссариатом Тверской области, справкой, выданной командиром войсковой части .

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности.

В 2004 г. истец написал заявление в Администрацию города Твери с просьбой поставить его на очередь для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства.Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих Принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся права на бесплатное получение земельных участков под жилищное строительство некоторых категорий граждан, в том числе, внесены изменения в статью 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», новая редакция которой не предусматривала за ветеранами боевых действий право на бесплатное получение земельного участка для жилищного строительства. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2005 года.

Поскольку признание права связано с предоставлением документа, подтверждающего обращение в администрацию города Твери, суд полагает право истца на получение земельного участка возникшим с момента обращения в администрацию города, т.е. с 2004 года. Данные об обращении в администрацию подтверждены сообщением заместителя Главы администрации г. Твери от 28.04.2004 г., имеющимися в материалах дела. Согласно данному ответу истец был поставлен на очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, номер очереди на 15.04.2004 г., о возможных вариантах предоставления земельных участков ему должно было сообщаться дополнительно по мере продвижения очереди.

Свою волю истец выразил в обращении в Администрации г. Твери (т.е. в орган, уполномоченный решать вопрос о предоставлении земельного участка), причем в период действия Закона, предоставляющего истцу право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (ст. 16 ФЗ «О ветеранах»). Таким образом, суд признает установленным факт наличия у истца права на получение земельного участка в собственность бесплатно на момент обращения с заявлением.

Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Право Антонова М.Н., возникшее до введения в действие закона, не может считаться несуществующим или утраченным из-за того, что оно не было осуществлено в полном объеме в период действия законодательства, его предусматривавшего.

Поскольку субъективное право истца, на получение в собственность бесплатно земельного участка и желание реализовать указанное право суд считает установленным, является установленной и обязанность органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками на территории г. Твери, по реализации указанного права, т.е. обязанность предоставить истцу в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии со ст. 12 ГК РФ суд осуществляет защиту права истца путем присуждения уполномоченного органа к исполнению обязанности по предоставлению земельного участка в натуре.

В связи с вступлением в действие Закона ТО № 66-ЗО от 22.06.2006 года «О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», на основании Постановления Администрации Тверской области от 29.06.06 года № 155-ПА «О реализации отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», уполномоченным органом по распоряжению соответствующими земельными участками является комитет по управлению имуществом Тверской области (в настоящее время согласно постановления Правительство Тверской области от 13 сентября 2011 г. № 35-пп «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области) - восстановление нарушенного права истца возлагается на указанный орган.

Документы, подтверждающие факт наличия у истца статуса ветерана боевых действий на момент обращения с заявлением в администрацию г. Твери, в материалах дела представлены.

Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В силу ч. 1 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Порядок определения течения сроков исковой давности определен ст. 200 ГК РФ.

Так, согласно ч. 1 приведенной нормы течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В силу ч. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.

Поскольку ранее действовавшим законодательством не предусматривалось ограничение срока исполнения обязательства, изменение законодательства не может влечь прекращения неисполненного обязательства, о нарушении своего права истец узнал только по получении ответа Комитета по управлению имуществом Тверской области от 24.10.2011 г.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что истцом срок исковой давности не пропущен, а исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку каждому, чье право нарушено, в соответствии с действующим ГПК РФ предоставляется возможность защитить (восстановить) свое право в суде.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антонова М.Н. удовлетворить.

Признать за Антоновым М.Н. право на бесплатное получение в собственность земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в размерах, установленных законодательством.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области предоставить Антонову М.Н. в собственность бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в размерах, установленных законодательством.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.12.2011 г.

Председательствующий                    Л.Г. Буланкина