о признании незаконным и отмены решений указанных лиц (решение не вступило в законную силу)



Дело 2-3070/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Боеве И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «28» ноября 2011 года гражданское дело по заявлению Терентьева И.А. к Призывной комиссии г.Твери, врачу-специалисту хирургу и врачу-специалисту терапевту медицинской комиссии о признании незаконными и отмене решений указанных лиц,

у с т а н о в и л :

    Терентьев И.А. обратился в суд с требованиями к Призывной комиссии г.Твери, врачу-специалисту хирургу и врачу-специалисту терапевту медицинской комиссии о признании незаконными и отмене решений указанных лиц, в обоснование заявления ссылался на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ он явился в ВКТО по г.Твери для прохождения мероприятий, связанных с призывом, где врачом-специалистом-хирургом признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (<данные изъяты>). Так же врач-специалист-терапевт вынес решение о том, что он здоров (<данные изъяты>). Решением призывной комиссии от «ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу.

Однако по результатам обследований, проведённых в 1-й городской поликлинике, у него было выявлено следующее заболевание: «<данные изъяты>». По заключению рентгенолога у него <данные изъяты>. Согласно п. «в» ст. 68 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), указанное заболевание даёт основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе (<данные изъяты>).

Кроме того, по направлению врача-специалиста-терапевта он проходил обследование в 1-й городской больнице. По результатам обследования был поставлен диагноз: «<данные изъяты> Согласно ст. 71 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ), указанное заболевание даёт основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»).

На комиссии от ДД.ММ.ГГГГ врач-специалист-терапевт проигнорировал его жалобы на периодические боли в поясничной области и диагноз, поставленный в 1-й городской больнице, который зафиксирован в акте.

    В судебном заседании Терентьев И.А. заявление поддержал в полном объеме.

    Представитель призывной комиссии г.Твери по доверенности Никитин О.С. заявление не признал. Возражая против заявления, просили суд учесть, что призывная комиссия г.Твери действовала в пределах своих полномочий и эти полномочия не превышала. Представленные истцом медицинские документы были тщательно изучены, учтены ранее выставленные Терентьеву И.А. диагнозы, но они не препятствуют службе в армии. Категории годности призывника к военной службе выставлены истцу на законных основаниях.

    Врач-специалист хирург Радкевич Т.Н. и врач-специалист терапевт Петренко М.И. медицинской комиссии имели по делу аналогичную позицию.

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установил суд, в отношении Терентьева И.А. в целях призыва его на военную службу проводилось медицинское освидетельствование. ДД.ММ.ГГГГ он явился в ВКТО по г.Твери для прохождения мероприятий, связанных с призывом, где врачом-специалистом-хирургом признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (<данные изъяты>). Так же врач-специалист-терапевт вынес решение о том, что он здоров (<данные изъяты>). Решением призывной комиссии от «ДД.ММ.ГГГГ года он был призван на военную службу.

    В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в порядке, предусмотренном Главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, например, решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

    Таким образом, заключения врача-специалиста хирурга и врача-специалиста терапевта медицинской комиссии и решение призывной комиссии г.Твери могут быть оспорены в порядке Главы 25 ГПК РФ.

    В силу п. 25 названного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении такого дела суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), при этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    Судом указанных оснований или хотя бы одного из них, влекущих признание принятых в отношении Терентьева И.А. решений незаконными, не установлено.

    Так, согласно ст.5.1 Федерального Закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования таких граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    На момент медицинского освидетельствования призывника Терентьева И.А. действовало Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно п. 1 вышеуказанного «Положения о военно-врачебной экспертизе», военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе.

В соответствии с п.3 «Положения о военно-врачебной экспертизе» на ВВК возлагается организация и проведение медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы, организация и проведение контрольного обследования и повторного медицинского освидетельствования (в том числе в целях проведения военно-врачебной экспертизы по результатам независимой военно-врачебной экспертизы) в порядке, определяемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба в органах).

При этом под освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности, службе в органах, разрешение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Заключения ВВК выносятся в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ВВК

Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главы органа местного самоуправления района, города (без районного деления) по представлению соответствующего военного комиссара привлекаются врачи-специалисты, средний медицинский персонал медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Министерство обороны Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывает требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые включаются в расписание болезней и таблицу дополнительных требований к состоянию здоровья граждан согласно Приложению.

Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние их здоровья и физического развития и на основании которых определяются их категории годности к военной службе.

Организация освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет возлагается на комиссию по постановке граждан на воинский учет, создаваемую в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании, а при призыве на военную службу - на призывную комиссию, которая создается в районе, городе без районного деления или муниципальном образовании.

Врачи-специалисты в соответствии с п.17 вышеуказанного Положения, по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:

"А" - годен к военной службе;

"Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

"В" - ограниченно годен к военной службе;

"Г" - временно не годен к военной службе;

"Д" - не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.

    Согласно п.22 названного Положения контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, возложено на призывную комиссию субъекта РФ. По решению призывной комиссии субъекта РФ контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта РФ. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами – членами призывной комиссии субъекта РФ: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей.

    Таким образом, действующее законодательство, регламентирующее порядок контрольного медицинского освидетельствования граждан, допускает заочный характер такого освидетельствования, но не запрещает и направление гражданина в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинские обследования.

По результатам обследований, проведённых в 1-й городской поликлинике, у него было выявлено следующее заболевание: «<данные изъяты>». По заключению рентгенолога у него <данные изъяты>. Кроме того, по направлению врача-специалиста-терапевта он проходил обследование в 1-й городской больнице. По результатам обследования был поставлен диагноз: «<данные изъяты>».

Как указывает истец, по результатам обследования был поставлен диагноз: «<данные изъяты>». Согласно ст. 71 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), указанное заболевание даёт основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»).

Однако суд не может согласится с такими доводами. Медицинские документы, которые представлены заявителем, свидетельствуют о том, что неоднократных обращений Терентьева И.А. в медицинские учреждения по поводу выявленных заболеваний не было.

Кроме того, согласно ст.71 Положения о военно-врачебной экспертизе при наличии патологических изменений в моче (протеин, форменные элементы крови), определяемых в течение не менее 4 месяцев после перенесенного острого воспалительного заболевания почек, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освидетельствуются по пункту <данные изъяты> По этому же пункту освидетельствуются граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, если в течение 12 месяцев после перенесенного острого воспалительного заболевания почек у них сохраняется стойкий патологический мочевой синдром.

Заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни или освобождения после острых воспалительных заболеваний почек выносится по ст.78 расписания болезней.

На основании ст.78 Положения граждане при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту признаются временно не годными к военной службе на 12 месяцев, если у них после перенесенного острого воспалительного заболевания почек сохраняются патологические изменения в моче.

Заключение о необходимости предоставления военнослужащим отпуска по болезни выносится только после острых диффузных гломерулонефритов, при затяжном осложненном течении острых пиелонефритов, а также после острых воспалительных заболеваний женских половых органов (бартолинит, вульвит, кольпит, эндометрит, аднексит) со сроком лечения не более 2 месяцев.

При отсутствии данных о нарушении функции почек и патологических изменений в моче после острого воспалительного заболевания почек освидетельствуемые признаются годными к военной службе. Окончательный вывод о наличии или отсутствии хронического нефрита (пиелонефрита) может быть сделан после повторного стационарного обследования.

Медицинских документов об указанных заболеваниях, а также доказательств неоднократных обращений для выявления таких заболеваний Терентьевым И.А. суду представлено не было.

    Из Листов медицинского освидетельствования Терентьева И.А., оформленных врачами-специалистами призывной комиссии, следует, что по медицинским показаниям Терентьев И.А. годен к военной службе с незначительными ограничениями.

    Действительно, окончательный диагноз, выставленный членами призывной комиссии: <данные изъяты>. В связи с изложенным постановлено решение призывной комиссии: годен к военной службе с незначительными ограничениями.

    Таким образом, судом не установлено оснований, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых в отношении Терентьева И.А. решений. Оспариваемые заключения и решение вынесены в пределах, предоставленных военно-врачебной комиссии и призывной комиссии прав.

    С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Терентьеву И.А. в удовлетворении требований к Призывной комиссии г.Твери, врачу-специалисту хирургу и врачу-специалисту терапевту медицинской комиссии о признании незаконными и отмене решений указанных лиц отказать.

    Решение может быть обжаловано в 10 дневный срок в Тверской областной суд через районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.