Дело № 2-58/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 20 » января 2012 года город Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего - судьи Буланкиной Л.Г.,
при секретаре Аниковой Т.С.,
с участием помощника прокурора Московского района г. Твери Гнусарева В.Н.,
представителей ответчика и третьего лица Березовской Т.Н., Стратонитской О.В.,
представителей ответчика Петровой А.Н., Набулиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Московского района г. Твери в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Твери о возложении обязанности по надлежащему содержанию автомобильной дороги,
установил:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Центральный районный суд г. Твери с требованиями к ответчику о признании незаконными бездействия Администрации г. Твери по содержанию автомобильной дороги, пролегающей вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес>, возложении обязанности по установке стационарных осветительных приборов на автомобильной дороги, пролегающей вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес>.
Прокуратурой Московского района г. Твери проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено следующее.
Состояние автомобильной дороги пролегающей вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес> не отвечает требованиям безопасности, пролегающая вдоль здания лицея автодорога не имеет искусственного освещения в темное время суток.
Обязанность по освещению дороги подтверждена п. 15.1 Ведомственных строительных норм, указаний по обеспечению норм движения на автомобильных дорогах.
Указанное положение нарушает право на охрану жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и посетителей <данные изъяты> полный круг лиц которых установить не возможно.
Нарушение правил безопасности дорожного движения нарушает режим антитеррористической защищенности учреждения образования, препятствует реализации приоритетного национального проекта образование.
В судебном заседании представитель прокуратуры исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика – Администрации г. Твери по доверенностям Березовская Т.Н. и Стратонитская О.В. в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали представленный письменный отзыв, указав следующее. В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и организация освещения улиц.
Постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № 427 с ДД.ММ.ГГГГ создано Управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Твери (далее - Управление) и утверждено Положение об управлении. Согласно п. 3.5. данного положения Управление выполняет функцию по организации наружного освещения улиц города Твери.
<данные изъяты> расположен в доме <адрес>, которая освещена в полном объеме.
Согласно кадастрового плана земельного участка, расположенного по <адрес>, данная территория используется под учебный корпус, который передан в оперативное управление <данные изъяты> распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области № № от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, согласно ст. 210 ГК РФ собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Территория, расположенная вдоль <данные изъяты> перпендикулярно <адрес>, наименование улицы не имеет. Соответственно, освещением данной внутридворовой территории должны заниматься сособственники земельных участков.
Определением суда от 20.12.2011 г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц - Управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Твери, Территориальное управление Росимущества в Тверской области.
Определением суда от 10.01.2012 г. изменен процессуальный статус ГОУ НПО «ПЛ № 16» и Территориального управления Росимущества, и они привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.
Представители ответчика – <данные изъяты> по доверенностям Петрова А.Н. и Набулина В.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в части обязания совершить определенные действия Администрацией г. Твери, пояснили, что территория их участка огорожена. Осветительные опоры стоят вдоль дороги за забором лицея, есть тротуар и проезжая часть. На схеме обозначен лицей, тротуарная дорожка. Все определено кадастровым планом, участок принадлежит муниципальному образованию.
Представитель третьего лица - Управления благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Твери по доверенности Стратонитская О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала представленный письменный отзыв, в котором указано следующее. В соответствии с п. 27 ст. 16 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе и организация освещения улиц.
Постановлением администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ № № с ДД.ММ.ГГГГ создано Управление благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Твери (далее - Управление) и утверждено Положение об управлении. Согласно п. 3.5. данного положения Управление выполняет функцию по организации наружного освещения улиц города Твери.
<данные изъяты> расположен в доме <адрес>. Данная улица освещена в полном объеме.
Согласно кадастрового плана земельного участка, расположенного по <адрес>, данная территория используется под учебный корпус, который передан в оперативное управление <данные изъяты> распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области № № от ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, согласно ст. 210 ГК РФ собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Территория, расположенная вдоль <данные изъяты> перпендикулярно <адрес>, наименование улицы не имеет. Соответственно, освещением данной внутридворовой территории должны заниматься сособственники земельных участков.
Соответчик Территориальное управление Росимущества в Тверской области и третье лицо ОГИБДД по г. Твери, уведомленные в соответствии с требованиями ст. ст. 113-116 ГПК РФ о времени и месте рассмотрения дела (судебные извещения получены 16.01.2012 г., 14.01.2012 г.), в суд своих представителей не направили, сведений о причинах неявки, возражений относительно заявленных требований не представили, не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей или об отложении судебного заседания.
С учетом приведенных обстоятельств судом на основании ст. 167 ГПК РФ определено рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, допросив специалиста Департамента архитектуры и строительства Администрации города Твери – Гончарова Н.И., исследовав представленные материалы, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Согласно ст.12 ГК РФ, защита нарушенных прав может быть осуществлена, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как следует из п. 15.1. Ведомственных строительных норм ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах», утвержденных Минавтодором РСФСР 29 января 1986 г., для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток предусматривают стационарные осветительные установки.
Состояние автомобильной дороги пролегающей вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес> не отвечает указанным требованиям безопасности, пролегающая вдоль здания лицея автодорога не имеет искусственного освещения в темное время суток.
Указанное положение нарушает право на охрану жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и посетителей <данные изъяты> полный круг лиц которых установить не возможно.
Вопреки доводам представителей ответчика и третьего лица, согласно выкопировки из плана города вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес> имеется автомобильная дорога. Отсутствие наименования улицы, по которой проложена данная дорога, не позволяет считать данную дорогу несуществующей как объект социальной инфраструктуры города.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершении» террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлении терроризма.
Согласно п/п «в» п. 3 Концепции противодействия терроризму в Российской федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г. одним из основных внутренних факторов, обуславливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих его причин условий, является недостаточная эффективность административно-правовых и иных мер противодействию терроризму.
В соответствии с п/п «д» п. 11 Концепции одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 13 Концепции одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Нарушение правил безопасности дорожного движения нарушает режим антитеррористической защищенности учреждения образования, препятствует реализации приоритетного национального проекта образование.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28 Устава города Твери, администрация города Твери является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В силу п. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 42 Устава города Твери администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери; в области строительства и транспорта.
Полномочия администрации города Твери в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, определены ст. 44 Устава города Твери.
Так, согласно п. 1 приведенной статьи администрация города Твери осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери, в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами города Твери.
Полномочия администрации города Твери в области строительства и транспорта определены ст. 47 Устава города Твери.
Так, согласно п. 9 приведенной статьи администрация города Твери в области строительства и транспорта организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Твери, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за ненадлежащее состояние муниципальных автомобильных дорог в силу Устава города Твери возлагается на администрацию города Твери, а не на ее структурные подразделения.
С учетом изложенного требования прокурора, заявленные в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Московского района г. Твери удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Твери по ненадлежащему содержанию автомобильной дороги, пролегающей вдоль <данные изъяты> <адрес>, со стороны <адрес>.
Возложить на Администрацию г. Твери обязанность по установке стационарных осветительных приборов на автомобильной дороге, пролегающей вдоль <данные изъяты>», <адрес>, со стороны <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 января 2012 года.
Председательствующий Л.Г. Буланкина