решение о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2 –40/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2012 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Зайцевой Е.А.,

при секретаре Самохваловой И.А.,

с участием старшего помощника прокурору Центрального района г.Твери Сахаровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ермилова В.А. к Военному комиссариату Тверской области о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы,

у с т а н о в и л:

Ермилов В.А. обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Военному комиссариату Тверской области с требованиями о признании за истцом права на выплату денежных средств в счет возмещения вреда здоровью, в связи с инвалидностью, полученной вследствие военной травмы и нетрудоспособностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о признании за истцом права производить выплату денежных средств в счет возмещения вреда здоровью в связи с инвалидностью и нетрудоспособностью ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ и на весь период наличия права на получение возмещения вреда здоровью, о возложении обязанности на ответчика произвести выплату денежных сумм в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> о возложении обязанности на ответчика производить выплату денежных средств в размере <данные изъяты> в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с учетом последующей индексации указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

В обосновании исковых требований в иске указано, что майор в запасе Ермилов В.А., 1950 года рождения, проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 1967 г. по 1990 г. В апреле 1987 года, находясь в составе ограниченного контингента советских войск в республике Афганистан, при проведении боевой операции по ликвидации банд мятежников, от взрыва снаряда получил множественные осколочные ранения и тяжелую контузию. В результате случившегося он получил телесные повреждения, вследствие которых в течении длительного времени находился на стационарном медицинском лечении. В дальнейшем истец стал ощущать стойкое ухудшение состояния здоровья. После освидетельствования военно-врачебной комиссией гарнизонного госпиталя г.Калинина в сентябре 1987 года, он продолжал военную службу, однако ранения давали о себе знать. В связи с этим в марте 1990 года истец обратился к вышестоящему командованию с рапортом об увольнении. Впоследствии он был освидетельствован Бюро медико-социальной экспертизы № 4 г. Твери, которым была установлена 2-ая группа инвалидности с причиной инвалидности «Военная травма». В апреле 2010 года инвалидность была установлена пожизненно, что, подтверждает 100% утрату к профессиональной деятельности и непригодности к военной службе. Учитывая вышеизложенное, истец считает, что ему при исполнении обязанностей военной службы причинен значительный вред здоровью. При этом, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 года №8-П, выплачиваемые ему наряду со специальным пенсионным обеспечением страховые суммы и единовременные пособия восполняют утраченный заработок лишь в течение непродолжительного периода, тогда как полная или частичная утрата военнослужащим трудоспособности, вызванная увечьем (ранением, травмой, контузией), носит долговременный, в его случае пожизненный характер. Следовательно, действующий механизм возмещения вреда военнослужащим, получившим увечье (ранение, травму, контузию) и уволенным по состоянию здоровья в связи с невозможностью продолжения военной службы, не исключает случаев, когда причитающиеся им выплаты (в том числе пенсия по инвалидности, выплаты в рамках системы социальной защиты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию) не компенсируют в надлежащем объеме материальные потери, связанные с невозможностью продолжения военной службы, т.е. непосредственно не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка (денежного довольствия). Согласно ст. 40, 41 Указа Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» на Военный комиссариат Тверской области возложены обязанности от имени Министерства обороны РФ по обеспечению реализации всех льгот, социальных гарантий и выплат, положенных гражданам, уволенным с военной службы. В связи с этим истец полагает, что обязанность по выплате указанных денежных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного при исполнении обязанностей военной службы, подлежит возложению на Военный комиссариат Тверской области и за счет средств Минобороны РФ. Помимо этого, ответственность Минобороны РФ за вред здоровью военнослужащего, причиненного ему при исполнении обязанностей военной службы, предусмотрен так же ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ « О статусе военнослужащего».

В судебном заседании истец поддержал доводы искового заявления и исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель Военного комиссариата Тверской области, представитель Министерства обороны РФ по доверенность Савельев Д.Г. не признал исковые требования, пояснил суду, что повреждение здоровья истцом получена до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу ГК РФ, в связи с этим применение истцом статей ГК РФ не правомерно. Кроме того, допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, но только при условии досрочного увольнения из рядов Вооруженных Сил в связи с признанием негодным к военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанности военной службы. Истец уволен по сокращению штатов в 1990 году, освидетельствовался военной врачебной комиссией в сентябре 1987 года, которой признан годным к военной службе, службу продолжал. Инвалидность истец получил лишь в 2009 году по общему заболеванию, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав истца и представителя ответчика, прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотрев материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1084 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным Главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В силу ч.1 ст.1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Кроме того, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закреплены требования обязательного государственного личного страхования военнослужащих за счет средств федерального бюджета, а также основания, условия и порядок, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющие размер единовременного пособия, выплачиваемого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (абзацы первый и второй пункта 3). Статьей 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", предусмотрен порядок определения размеров страховых сумм по обязательному государственному страхованию военнослужащих в зависимости от различных страховых случаев.

Таким образом, государством определен порядок возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы посредством соответствующих единовременных страховых выплат. Единовременные выплаты, предусмотренные названными Федеральными законами, предоставляются военнослужащим независимо от пенсии по инвалидности, назначаемой и выплачиваемой на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При этом пенсия по инвалидности имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных военнослужащих, ставших инвалидами, и призвана восполнить утраченный ими в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы заработок (денежное содержание).

Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы. Однако, суд приходит к выводу, что требования истца о возмещении ущерба на основе вышеуказанных норм закона не могут быть удовлетворены.

В судебном заседании установлено, что майор в запасе Ермилов В.А., 1950 года рождения, проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 1967 г. по 1990 г. В апреле 1987 года, находясь в составе ограниченного контингента советских войск в республике Афганистан, при проведении боевой операции по ликвидации банд мятежников, от взрыва снаряда получил множественные осколочные ранения и тяжелую контузию. В результате случившегося он получил телесные повреждения, вследствие которых в течении длительного времени находился на стационарном медицинском лечении. После освидетельствования военно-врачебной комиссией гарнизонного госпиталя г.Калинина в сентябре 1987 года, он продолжал военную службу, что подтверждается копией свидетельства о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец признан годным к военной службе вне строя в мирное время, ограниченного годен в военное время; справкой Военного комиссариата Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ об исчислении должностного оклада; справкой Военного комиссариата Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ о том, что истец проходил военную службу в республики Афганистан, о размере денежного довольствия.

Судом установлено, что майор Ермилов В.А. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с действительное военной службы в запас по ст.59 п. «в» (по сокращению штатов), что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием к увольнению послужил рапорт военнослужащего майора Ермилова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ (копия имеется в материалах дела), согласно которому он ходатайствует перед Пролетарский райвоенкомом г.Калинина об увольнении в запас в связи с тем, что имеет выслугу лет и в связи с получением ранения плохо себя чувствует на службе. При этом, Пролетарский райвоенком ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал по существу вышеуказанного рапорта Калининскому облвоенкомом с указанием о плохом состоянии здоровья военнослужащего после получения ранения в республике Афганистан.

Анализируя вышеперечисленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что увольнение военнослужащего произведено с учетом выслуги лет, по сокращению штатов. Таким образом, доводы истца о том, что он уволен с военной службы, в связи с получением ранения (причинения вреда здоровью) не нашли своего подтверждения. Данный вывод суда подтверждается и заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ при первичном освидетельствовании Ермилова В.А., на основании которого ему установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию и причинно-следственная связь между имеющимся заболеванием и ранением в республике Афганистан не указана.

В соответствии с сообщением Филиала – Бюро №4 «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области» от 03 февраля 2012 года законодательством о социальной защите военнослужащих не предусмотрено осуществление им выплат в возмещение вреда и предоставление мер социальной защиты в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности в результате травм или заболеваний, полученных в период прохождения военной службе. В связи с этим установление им степени утраты профессиональной трудоспособности в результате травм и заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, законом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Установленная истцу в 2010 году инвалидность, согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на причины инвалидность «военная травма» не может являться основанием для взыскания в пользу истца каких-либо дополнительных денежных средств, поскольку с момента получения ранения до момента увольнения по выслуге лет (около трех лет) он продолжал проходить службу в Вооруженных Силах, получал денежное довольствие, а после увольнения пенсионное обеспечение. Истцом суду не предоставлено доказательств того, что он вследствие получения травмы во время прохождения военной службы не мог в дальнейшем проходить военную службу и получать заработок либо получал его в меньшем размере.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом вследствие получения травмы в период прохождения военный службы, не был утрачен заработок (доход), не были понесены какие-либо дополнительный расходы, связанные с восстановлением здоровья, доказательств обратного суду не представлено, что исключает возможность удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

В удовлетворении иска Ермилова В.А. к Военному комиссариату Тверской области, Министерству Обороны РФ о возмещении вреда, причиненного здоровью – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через районный суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.