решение о взыскании денежных средств (решение не вступило в законную силу)



Дело № 2 –27/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» февраля 2012 года

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Зайцевой Е.А.,

при секретаре Самохваловой И.А.,

с участием заместителя прокурора Центрального района г.Твери Шакурова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Павлова В.В. к Военному комиссариату Тверской области, Министерству обороны РФ о взыскании денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанности военной службы,

у с т а н о в и л:

Павлов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Твери с исковым заявлением к Военному комиссариату Тверской области с требованиями о признании за истцом права перерасчет сумм по возмещению вреда здоровью, взыскании задолженности за ущерб здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> о возложении обязанности выплачивать ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью начина с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> с последующей индексацией, мотивируя свои требования тем, что в мае 1986 года он проходил службу в Вооруженных силах РФ, принимал участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в результате чего впоследствии ему была установлена инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности на 30%. Истец был уволен из Вооруженные сил РФ по состоянию здоровья. После установления инвалидности обратился в Военный комиссариат Тверской области о выплате ежемесячной компенсации за ущерб здоровью исходя из среднего заработка, однако получил отказ.

Однако, согласно Постановления КС РФ от 01.12.1997 г. №18-П указывается, что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда. Кроме того, в Постановлении КС РФ от 20.12.2010 года №21-П указывается, что ч.1 ст.2 Закона РФ 5 ФЗ от 20.02.2001 года по своему конституционно-правовому смыслу не может рассматриваться как препятствие к назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофа из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумма минимального размере пенсии по инвалидности. Исчисление размера оплаты за ущерб здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из среднего заработка с учетом утраты трудоспособности, подтверждается также законами от 24.11.1995 г. и ст.1085 ГК РФ. Выплата ежемесячной денежной компенсации без учета среднего заработка и степени утраты трудоспособности является существенным нарушением норм материального права.

В дальнейшем истцом были уточнены исковые требования. Так, сумма задолженности за ущерб здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стала составлять <данные изъяты> которую истец просил взыскать с ответчика единовременно. Остальные исковые требования истцом оставлены без изменения.

В судебном заседании истец Павлов В.В. поддержал доводы искового заявления и уточненные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Тверской области по доверенности Большаков А.С. не признал исковые требования, поддержал свои возражения согласно котором, перерасчет сумм возмещения вреда здоровью истца возможен только с даты вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ №21-П, а именно с 20 декабря 2010 года. Истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцу выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по решению Центрального районного суда г.Твери от ДД.ММ.ГГГГв сумме <данные изъяты> Кроме того, истцом уже подавалось заявление в Центральный районный суд г.Твери о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с принятием постановления Конституционным судом РФ от 20.12.2010 г., в удовлетворении которого судом было отказано. Таким образом, предмет и основания настоящего иска, уже рассматривались Центральным районным судом г.Твери, в связи с чем дело подлежит прекращению по ст.220 ГПК РФ. Также представитель ответчика предоставил суду контрасчет заявленных ко взысканию денежных сумм и пояснил суду, что истцом не правильно применены коэффициенты по величине прожиточного минимуму, поскольку в данном случае необходимо применять коэффициенты в соответствии с Постановлением Минтруда.

Ответчик Минобороны РФ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, письменных возражений не представитель, о причинах не явки суду не сообщил. В связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Суд, заслушав стороны, прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, рассмотрев материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Павлов В.В. проходил службу в Вооруженных силах РФ в звании полковника, принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с мая 1985 года по май 1986 года, что подтверждается архивными справками Центрального архива Министерства обороны РФ в материалах дела.

Истец был уволен из Вооруженные сил РФ по состоянию здоровья с ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на компенсацию и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается справкой Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ответом Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пункт 25 части 1 статьи 14 Закона, внесены изменения, в соответствии с которыми возмещение вреда гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, производится в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1 группы - 5000 рублей, инвалидам 2 группы - 2500 рублей, инвалидам 3 группы - 1000 рублей), а не исходя из заработка.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года (в первоначальной редакции) гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу этого Закона, было предоставлено право по их выбору получать либо ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (то есть компенсацию в твердом размере в зависимости от группы инвалидности), либо ранее установленную ежемесячную денежную сумму, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N21-П часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В силу ч.1 ст.1085 Гражданского кодекса РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

В соответствии с ч. 2 ст. 1085 ГК РФ при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Согласно ст. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 ежемесячное денежное довольствие (утраченный заработок) состоит из должностного оклада, воинского звания, процентной надбавки за выслугу лет.

В силу ч.1,2 ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении.

В соответствии с ч.3, 4, 5 ст. 1086 ГК РФ среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.

Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.

В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если в заработке (доходе) потерпевшего произошли до причинения ему увечья или иного повреждения здоровья устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда потерпевшего), при определении его среднемесячного заработка (дохода) учитывается только заработок (доход), который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Согласно ст. 1092 ГК РФ возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности или смертью потерпевшего, производится ежемесячными платежами.

В силу ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.

Таким образом, анализируя приведенные нормы закона, суд полагает возможным произвести перерасчет денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии с нормами гражданского законодательства, исходя из размера среднемесячного заработка (денежного довольствия) истца.

При этом, судом учитывается, что в момент исполнения воинских обязанностей при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения с мая 1985 года по май 1986 года, Павловым В.В. приобретено заболевание, которое лишь в дальнейшем повлекло стойкую утрату трудоспособности, в связи с чем, по мнению суда, при исчислении размера ущерба причиненного здоровью учитывать заработок (денежное довольствие) истца на период 1985 – 1986 г.г. является нецелесообразным.

Павлову В.В. была установлена инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности на <данные изъяты> вследствие получения увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ На указанный период Павлов В.В. находился на пенсионном обеспечении, в связи с чем, суд полагает, что рассчитывать размер возмещения вреда здоровью из сумм пенсионного обеспечения является не соответствующим требованиям нормам закона.

Из материалов дела усматривается, что Павлов В.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере <данные изъяты> с дальнейшим перерасчетом пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом в Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ. При этом вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Твери от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Военный комиссариат Тверской области выплатить Павлову В.В. недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. рубля, указанная денежная сумма истцом получена, что сторонами в процессе не оспаривалось.

Таким образом, право Павлова В.В. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и ее индексацию подтверждено решениями суда, которые в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, носят преюдициальный характер и оспариванию при рассмотрении данного дела не подлежат.

Вместе с тем, учитывая Постановление Конституционного суда РФ от 20 декабря 2010 года №21-П, суд полагает возможным пересмотреть размер ежемесячной денежной компенсации в том размере, в каком Павлову В.В. были исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью с момента провозглашения Конституционным Судом РФ постановления от 20 декабря 2010 года №21-П, то есть с 20 декабря 2010 года, в связи с чем, доводы истца о том, что пересмотр размера ежемесячное денежной компенсации должен осуществляться с 15.02.2001 г., являются ошибочными. Аналогичные доводы изложены в Определении Верховного суда РФ от 22.04.2011 г. №18В11-23.

В связи с принятием ФЗ от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 г. указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного ВЗ от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и ФЗ от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства Российской Федерации определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. (Определение Верховного суда РФ от 21.01.2011 г. №18-В10-97).

Учитывая вышеизложенное, суд считает целесообразным при расчете возмещения вреда здоровью при исполнении обязанностей военной службы за основу брать денежное довольствие (доход) за 12 месяцев, предшествовавших увольнению с октября 1989 г. по сентябрь 1990 г., с учетом положение п.3 ст.12 ФЗ от 24.07.1998 г. №125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п.3 ст.1086 ГК РФ с применением коэффициентов в связи с повышением стоимости жизни в 1993-1997 г.г. согласно Постановления Минтруда РФ от 30.11.2001 г.№83. Таким образом, суд полагает необходимым согласится с контрасчетом Военного комиссариата Тверской области, согласно которому среднемесячный заработок (доход) Павлова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ составляет 2044 руб. 12 коп. (с учетом деноминации, согласно Указа Президента РФ от 04.08.1997 г. №822). С учетом степени утраты трудоспособности Павлова В.В. <данные изъяты> в соответствии с ч.1 ст.1086 ГК РФ сумма по возмещению здоровья Павлова В.В. составляет <данные изъяты> Таким образом, за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, с учетом единовременной выплаты по решению суда от 21.021.2001 г. составляет <данные изъяты>. Однако, сумма задолженности должна быть исчислена с момента провозглашения Конституционным Судом РФ постановления от 20 декабря 2010 года №21-П, то есть с 20 декабря 2010 года, в связи с чем, сумма задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.. Размер ежемесячного возмещения вреда здоровью составляет <данные изъяты>

При этом, суд не находит оснований для применения индекса прожиточного минимума для пенсионеров при исчислении размера возмещения вреда здоровью, как просит истец, поскольку в данному случае исчисляется размер вреда здоровью, полученного при исполнения трудовых обязанностей, а не размер пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, а также государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Исковые требования Павлова В.В. удовлетворить частично, обязать Военный комиссариат Тверской области выплатить Павлову В.В. денежную компенсацию в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Взыскивать с Военного комиссариата Тверской области в пользу Павлова В.В. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по <данные изъяты>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Военного комиссариата Тверской области госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течении одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий                         Е.А.Зайцева