Дело 2-751/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2012 года г.Тверь
Центральный районный суд г.Твери в составе
председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Вакуленко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хворок Я.М. к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о взыскании единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых и задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Хворок Я.М. обратился в суд с требованиями к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о взыскании единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых в размере <данные изъяты> задолженности по заработной плате в сумме <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> и судебных расходов в сумме <данные изъяты>. Впоследствии исковые требования были уточнены в части взыскания задолженности по заработной плате в сумме <данные изъяты>
Свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на государственную гражданскую службу Тверской области и назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области ведущего специалиста 1 разряда нормативно-методического отдела департамента государственного заказа Тверской области из кадрового резерва.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск ему не предоставлялся. При выплате денежного содержания ДД.ММ.ГГГГ единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени не осуществлена.
ДД.ММ.ГГГГ он направил заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с просьбой выплатить единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени. На обращение он получил устный ответ о том, что выплата единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени ему произведена не будет.
ДД.ММ.ГГГГ он уволен с государственной гражданской службы Тверской области в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области. При окончательном расчете единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени выплачена не была.
Кроме этого, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер процентов на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих уплате ответчиком, составляет <данные изъяты>
Наряду с изложенным, он просит компенсировать ему моральный вред в размере <данные изъяты> и оплатить судебные расходы в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании истец Хворок Я.М. уточнил исковые требования в части взыскания задолженности по заработной плате в сумме <данные изъяты> в остальной части иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Львов В.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на представленный в материалы дела отзыв на исковое заявление, согласно которому в соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых лицам, замещающим государственные должности Тверской области в Правительстве Тверской области, и государственным гражданским служащим Тверской области исполнительных органов государственной власти Тверской области, утвержденного распоряжением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, выплата на лечение и отдых выплачивается работнику по его письменному заявлению, как правило, при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или его части любой продолжительности по замещаемой на дату подачи заявления государственной должности Тверской области (должности государственной гражданской службы Тверской области), а в исключительных случаях - по медицинским показаниям (санаторно-курортное лечение, высокотехнологичная медицинская помощь).
Согласно пункту 3 указанного Порядка в случае поступления работника на работу в исполнительный орган государственной власти Тверской области в течение текущего календарного года по его заявлению выплата на лечение и отдых предоставляется пропорционально отработанному и предполагаемому к отработке времени в текущем календарном году при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или наличия медицинских показаний либо в случае отсутствия оснований для предоставления работнику отпуска или отсутствия медицинских показаний - в декабре текущего календарного года.
При увольнении работника по его письменному заявлению выплата на лечение и отдых производится пропорционально отработанному работником времени в текущем календарном году.
На основании изложенного, единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых носит заявительный характер, и предоставляется, как правило, при предоставлении государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ всем государственным гражданским служащим в департаменте государственного заказа Тверской области, подавшим соответствующие заявления, указанная выплата была предоставлена. В 2011 Хвороком Я.М. заявление о предоставлении ему указанной выплаты не подавалось.
В 2012 году при увольнении выплата на лечение и отдых была предоставлена Хвороку Я.М. в установленном порядке пропорционально отработанному работником времени в текущем календарном году.
Распоряжение Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области» не является локальным нормативным актом, с которым работодатель обязан знакомить работников.
Указанный ненормативный правовой акт принят высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области, не обладает признаками локального нормативного акта и доступен для ознакомления всем государственными гражданскими служащими Тверской области в автоматизированной системе документооборота.
Таким образом, довод истца о том, что он не был знаком с установленным порядком предоставления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, не состоятелен.
Кроме того, никаких доказательств факта наличия и степени нравственных или физических страданий, связанных с действиями Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, а также обосновывающих размер возмещения, истец не представил. Более того, непредоставление указанной выплаты произошло по вине самого истца, не подавшего своевременно соответствующего заявления.
Также заявленный размер расходов на оплату услуг представителя (30 000 руб.) является чрезмерным и не соответствующим сложности спора. Кроме того, истец сам имеет высшее юридическое образование, что позволяет ему самостоятельно осуществлять защиту своих прав в судебном порядке. При таких обстоятельствах расходы на оплату услуг представителя также необоснованны.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев имеющиеся материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установил суд, ДД.ММ.ГГГГ Хворок Я.М. был принят на государственную гражданскую службу Тверской области и назначен на должность государственной гражданской службы Тверской области ведущего специалиста 1 разряда нормативно-методического отдела департамента государственного заказа Тверской области из кадрового резерва.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О переименовании, реорганизации областных исполнительных органов государственной власти Тверской области» (в ред. Постановления Правительства Тверской области от 28.10.2011 №159-пп) департамент государственного заказа Тверской области с ДД.ММ.ГГГГ реорганизован путем присоединения в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области. Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области является правопреемником департамента государственного заказа Тверской области.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежегодный оплачиваемый отпуск ему не предоставлялся. При выплате денежного содержания ДД.ММ.ГГГГ единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени не осуществлена.
ДД.ММ.ГГГГ Хворок Я.М. направил заявление в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с просьбой выплатить единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени. На обращение он получил устный ответ о том, что выплата единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени ему произведена не будет.
ДД.ММ.ГГГГ Хворок Я.М. уволен с государственной гражданской службы Тверской области в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Тверской области. При окончательном расчете единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени также выплачена не была.
Согласно ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Указанное требование закона ответчиком не соблюдено, задолженность по единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых и по заработной плате истцу по настоящее время не выплачена.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ) гражданским служащим гарантируются:
1) равные условия оплаты труда;
2) право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Законом №79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено установление работнику заработной платы трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 1 статьи 19 Закона Тверской области от 21.06.2005 №89-30 «О государственной гражданской службе Тверской области» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, в состав которого входит:
1) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы;
2) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы;
3) ежемесячные и иные дополнительные выплаты: ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за, выслугу лет на гражданской службе;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
ежемесячное денежное поощрение;
единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
материальная помощь.Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Тверской области от 21.06.2005г. «О государственной гражданской службе Тверской области» № 89-30 для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений и запретов, установленных федеральными законами, гражданским служащим предоставляются государственные гарантии в соответствии с Законом №79-ФЗ, Законом №89-30 и иными нормативными правовыми актами Тверской области.
Согласно пункта 7-1 статьи 20 Закона №89-30 гражданскому служащему Тверской области за счет средств, предусмотренных областным бюджетом Тверской области на соответствующий финансовый год, осуществляется единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых.
Предельный размер ежегодной денежной выплаты, установленной пунктом 7-1 статьи 20 Закона №89-30, ежегодно определяется Правительством Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 7 Закона Тверской области от 09.12.2005 №145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области» гражданским служащим производятся другие выплаты (помимо указанных в пунктах 1 и 3 статьи 1 Закона №145-30), предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Тверской области за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Таким образом, анализируя нормы Законов от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 21.06.2005г. «О государственной гражданской службе Тверской области» № 89-30, от 09.12.2005 № 145-30 «Об оплате труда государственных гражданских служащих Тверской области», суд считает, что истец как государственный гражданский служащий Тверской области в качестве государственной гарантии имеет право на единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых, предельный размер которой определяется Правительством Тверской области в соответствии с законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий год. Законом Тверской области от 27.12.2010 №126-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Предельный размер единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, в т.ч. и порядок её выплаты, не определен, и самостоятельно истцу размер и порядок выплаты единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых из положений вышеуказанных Законов определить не представляется возможным.
Кроме того, о размере единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых не имеется сведений и в служебном контракте истца от ДД.ММ.ГГГГ № о прохождении государственной гражданской службы Тверской области.
То есть, в Служебном контракте не упоминается ни размер единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых, ни порядок её выплаты.
Таким образом, узнать о размере и порядке выплаты единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых из положений действующих законов и служебного контракта не представляется возможным. Хворок Я.М. предполагал, что названная выплата осуществляется при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска либо при увольнении с государственной гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ Хворок Я.М. ознакомился с распоряжением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О единовременной ежегодной денежной выплате на лечение и отдых работникам исполнительных органов государственной власти Тверской области» и распоряжением Администрации Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предельном размере единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых в 2011 году» (далее - распоряжение №), где указано следующее.
Пунктом 2 распоряжения № утвержден порядок осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых лицам, замещающим государственные должности Тверской области в Администрации Тверской области, и государственным гражданским служащим Тверской области исполнительных органов государственной власти Тверской области. Согласно пункта 3 Порядка в случае поступления работника на работу в исполнительный орган государственной власти Тверской области в течение текущего календарного года по его заявлению выплата на лечение и отдых предоставляется пропорционально отработанному и предполагаемому к отработке времени в текущем календарном году при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска или наличия медицинских показаний либо в случае отсутствия оснований для предоставления работнику отпуска или отсутствия медицинских показаний - в декабре текущего календарного года.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона №79-ФЗ представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с Законом №79-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что поскольку Хворок Я.М. в соответствии с утвержденным порядком осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых не обращался с заявлением на данную выплату, то указом выплата и не была ему осуществлена.
Отсутствие письменного заявления Хворок Я.М. о ежегодной денежной выплате не может лишать Хворок Я.М. права на получение государственной гарантии как государственного гражданского служащего.
Кроме того, с учетом того обстоятельства, что Хворок Я.М. не знал о размерах и порядке выплат, истец не воспользовался своим правом на отпуск в 2011 году, следовательно, при увольнении работника работодатель обязан был произвести эту выплату.
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав истца ответчиком на равную оплату труда и лишении его государственных социальных гарантий, предоставляемых государственным служащим, установлены.
Согласно пункта 9 Служебного контракта оклад истца составлял <данные изъяты>. Приложением 2 к распоряжению № размер единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых государственным гражданским служащим Тверской области исполнительных органов государственной власти Тверской области в 2011 году определен из расчета 9,5 окладов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Тверской области.
То есть, выплате подлежит сумма <данные изъяты> исходя из следующего расчета:
<данные изъяты>
За 2011 год истец отработал 7 полных месяцев (июнь - декабрь) и 26 дней в мае 2011 года:
<данные изъяты> (сумма выплаты за июнь - декабрь 2011г.)
<данные изъяты>
До настоящего момента единовременная ежегодная денежная выплата на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени ему не выдана.
В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Таким образом, при задержке выплат, причитающихся работнику, работник вправе требовать выплаты процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы (денежной компенсации).
Факт задержки единовременной ежегодной денежной выплаты на лечение и отдых и выплаты заработной платы, причитающейся истцу, ответчиком не оспаривается.
Размер процентов на ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих уплате ответчиком, составляет <данные изъяты> исходя из составленного истцом расчета. Расчет судом проверен.
Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Факт причинения истцу морального вреда в связи с незаконными действиями ответчика не вызывает сомнений.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени доказанности причиненного вреда суд полагает возможным определить компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст.ст.88 и 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителя, эксперта, а также по уплате госпошлины отнесены к судебным расходам.
Согласно п.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Как предусмотрено ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом подтверждены документально расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>, исходя из содержания расписки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной между истцом и его представителем.
Определяя размер оплаты услуг представителя, суд учитывает характер спорного правоотношения, срок рассмотрения дела, объем изложения требований истца, количество судебных заседаний. При таких условиях требованиям разумности по мнению суда будет отвечать возмещение истцу расходов на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Хворок Я.М. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в пользу Хворок Я.М. единовременную ежегодную денежную выплату на лечение и отдых пропорционально отработанному в 2011 году времени в размере <данные изъяты> проценты за задержку выплаты в сумме <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области госпошлину в доход государства в размере <данные изъяты>
В удовлетворении оставшейся части иска Хворок Я.М. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г.Твери в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В.Булыгина
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.